Урок 35. Строение тела человека
Цели: познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия «внешнее» и «внутреннее строение тела человека»; познакомить с частями и внутренними органами человека; дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни; научатся называть и показывать внешние части тела человека; извлекать из текста нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста.
Оборудование: рисунок «Внутренние органы человека» (или муляж), губка, литровая банка, бельевая веревка длиной 8 м, воздушный шарик\ у учащихся — силуэт человека (по одному на парту), пластилин, принадлежности для лепки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
Ребята, давайте познакомимся с новой частью учебника. Она лежит перед вами. Как называется этот учебник? (Окружающий мир.)
Кто его автор? (А.А. Плешаков.)
Этот учебник является продолжением серии учебников, с которыми мы работали в 1 классе и в первом полугодии 2 класса. Чтобы нам легче было ориентироваться в учебнике, в нем используются знакомые нам условные обозначения.
(Учащиеся рассматривают таблицу на с. 2, называют условные знаки, объясняют их смысл.)
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению раздела «Здоровье и безопасность».
Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Прочитайте текст на с. 3.
Давайте узнаем тему сегодняшнего урока. Отгадайте загадку-
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (Человек.)
Предположите, о чем будем говорить на уроке. (Ответы детей.)
Прочитайте тему урока на с. 4. (Строение тела человека.)
Что вы уже знаете по этой теме? Что хотите узнать? (Ответы детей.)
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
Прочитайте задачи урока в учебнике.
III. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы изучали ранее. Расскажите о строении тела животных. (Ответы детей.)
А теперь давайте попробуем разобраться, как устроено тело человека.
(Класс делится на группы. Учащиеся выполняют задания 1, 2 (с. 4-5).)
2. Моделирование
(На каждой парте лежит силуэт человека. Учащиеся из пластилина изготавливают модель «Внутреннее строение тела человека». Можно предложить сделать эту модель в виде аппликации из цветной бумаги.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради №1 (с. 3).
(Самостоятельное выполнение.)
Для чего нам необходимо знать строение нашего тела? (Ответы детей.)
IV. Физкультминутка
(Водящий жестами изображает занятие человека, а дети отгадывают. Водящим может быть любой желающий.)
V. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
Прочитайте текст А. Дорохова «Как работает наш организм» на с. 6—7. Сформулируйте вопросы к нему и задайте их друг другу.
(Работа в парах. Взаимооценка. После прочтения текста учитель может наглядно проиллюстрировать описание некоторых внутренних органов человека.)
(Учитель берет в руку губку.)
(Учитель сжимает губку.)
Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются.
(Учитель разжимает пальцы, губка принимает свои прежние размеры.)
Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы и перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды. Полтонны — это 500 кг. Или 500 таких банок воды.
(Учитель показывает литровую банку с водой.)
(Учитель показывает спущенный воздушный шарик.)
Дунешь в шарик — он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, например съеденные нами пирожки, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2-3 л еды в него поместиться не может.
Кишечник имеет длину почти 8 м.
(Учитель и два ученика растягивают восьмиметровую бельевую веревку.)
Примерные вопросы к тексту
1. Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом» всего организма? Почему? (Головной мозг, так как он управляет нашими мыслями, чувствами, движениями, следит за работой главных внутренних органов — сердца и легких.)
2. При помощи какого органа осуществляется дыхание? (Легких.)
3. Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет ее обегать все тело? (Сердце.)
4. Как называется главное отделение «внутренней кухни»? Что в нем происходит? (Желудок. Там пища смачивается желудочным соком, измельчается, перетирается в кашицу, т. е. переваривается.)
5. Какой орган «внутренней кухни» похож на извилистый лабиринт? Что в нем происходит? (Кишечник. Там пища окончательно переваривается и впитывается организмом.)
6. На что похожи легкие? (На две розовые губки.)
7. Каков размер сердца человека? (Немногим больше кулака.)
8. Какова длина кишечника? (8м.)
9. Как такой длинный кишечник помещается в животе? (Он свернут очень плотно, напоминает длинный извилистый коридор.)
10. Во что превращается пища, пройдя до конца кишечника? (В прозрачный раствор, который кровь может впитать в себя и разнести по всему организму.)
11. Какую роль в организме выполняет печень? (Помогает переваривать пищу в кишечнике.)
12. Что происходит с непереваренными частями пищи? (Они скапливаются в нижних отделах кишечника. Затем кишечник освобождается от них и очищает организм.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради №2 (с. 3-4).
(Самостоятельное выполнение.)
VI. Рефлексия
Назовите внешние части тела человека, покажите их у себя.
Назовите внутренние органы человека, покажите на своем теле, где они расположены.
Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом» всего организма? Почему?
При помощи какого органа человек дышит?
Какой внутренний орган называют «мотором» всего организма? Почему?
Как называется главное отделение «внутренней кухни»? Что в нем происходит?
Какой орган помогает кишечнику переваривать пищу?
Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VII. Подведение итогов урока
Какую тему мы сегодня изучали?
Что мы должны были узнать, чему научиться?
Все ли мы выполнили?
Домашнее задание:
1. Учебник: прочитать текст на с. 4—7, ответить на вопросы.
2. Рабочая тетрадь: №3, 4 (с. 4-5).
Дополнительный материал
Что печет печень
Если бы у вас спросили, какой орган нашего тела самый горячий, вы, наверное, оказались бы в затруднении. А между тем его название помогает правильно ответить на вопрос.
Этим органом является печень. Слово «печень» происходит от корня «печь». При понижении температуры внешней среды избыточное тепло вырабатывается в мышцах и печени. Они являются как бы внутренней печкой, согревающей организм.
Без печени организм не может существовать. Этот самый крупный орган, его масса 1,5—2 кг.
В печени происходит разрушение отработавших клеток крови. Печень хранит 0,5 л крови и немедленно отдает ее, если происходит большая кровопотеря. В печени самый большой «склад» углеводов. И если человек голодает, организм забирает их со «склада».
Все, что попадает в кровь, проходит в печени строгий контроль. Здесь идет разделение питательных веществ, которые всосались через кишки,
разложение жиров с помощью желчи, которая хранится в специальном пузыре. В печени уничтожаются все микробы, попавшие в кровь, обезвреживаются отходы и яды.
Прежде чем попасть в сердце, кровь обязательно проходит через печень. В течение одной минуты печень пропускает 1,5 л крови.
(По И. Звереву)
Головной мозг
Головной мозг — «главный командный пункт» организма. Что бы человек ни делал, всем управляет мозг. Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека, ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим (управляет нашим дыханием).
Дыхательная система
Воздухоносный путь начинается в носовой полости. Оттуда воздух попадает в носоглотку, а затем в гортань. Потом из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки, а потом по двум бронхам попадает в правое и левое легкие.
Легкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берет из воздуха частицы кислорода, а отдает частицы углекислого газа. Затем кровь несет кислород к каждому органу. А оставшийся в легких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем.
Кровеносная система
Органы кровообращения — это сердце и кровеносные сосуды.
Сердце имеет толстые мышечные стенки. Его можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Обежав все тело, кровь возвращается в сердце. Оно посылает ее в легкие, а затем вновь заставляет путешествовать по всему телу. Сердце работает непрерывно всю жизнь человека.