Фотопрезентация
открытого урока
в 9 классе
Донецк – 2011 год
I. Блок – «Память»:
- Какие типы питания существуют природе?
- К какому типу питания относится человек?
- Какая система органов обеспечивает
поступление и переработку питательных веществ?
- Из каких органов состоит пищеварительная
система млекопитающих?
II.«Мозговой штурм» «Псевдокроссворд»
Задание № 1 . За 2-3 минуты необходимо найти 12 слов, связанных с пищеварением.
Примечание: читать следует слева – направо или сверху – вниз.
Н
Г
А
Ш
П
Р
Ь
Щ
О
П
Т
Е
Л
И
З
М
Ж
Х
П
Н
Щ
Д
И
Д
Е
И
Ъ
Е
С
Э
Л
Ж
Т
В
Ч
И
У
Т
Ж
А
Ю
Й
Ч
Е
К
М
Л
Д
Ц
Р
С
Н
Б
Ы
Ь
Ы
Я
С
Ц
Ь
Л
Е
О
У
В
Э
К
О
З
В
З
В
Т
П
Ж
У
К
Н
Е
К
П
М
Ы
И
У
Ф
В
Е
А
Г
Р
А
А
У
Я
Е
Е
Е
Л
К
К
С
Л
Р
Ч
О
Ч
П
П
Р
Н
В
У
Д
О
П
О
Ы
С
Ж
С
Н
Р
Я
М
Т
Е
М
Т
Е
О
Е
Г
И
Н
И
К
Ч
А
Г
К
Н
Ш
Ы
К
Г
И
В
Щ
М
С
Т
Ю
Х
Ж
Н
Ш
С
Б
Ы
А
З
П
Е
Г
Д
Л
Ч
О
Л
Х
Р
О
Н
О
Р
Л
И
П
К
А
Б
III. Блок – «Теория»:
Тема урока:
«Строение и функции органов пищеварения»
Цели и задачи урока:
- установить биологическое значение пищеварения, изучить общее строение пищеварительной системы;
- убедиться в соответствии строения и её функций.
1. Вспомните, что такое пищеварение?
2. Какие органы принадлежат к пищеварительной
системе человека?
Функции пищеварительной системы
Функции пищеварительной системы:
секреторная
двигательная
всасывательная
выделительная
Общий обзор пищеварительной системы человека:
1.Ротовая полость:
Ротовая полость образована губами, щеками и нёбом, языком и мышцами дна ротовой полости.
Язык определяет вкус пищи, берёт участие в механической обработке пищи, перемешивании её во время пережёвывания и проталкивания в глотку при глотании.
Зубы выполняют функцию механического измельчения и перетирания пищи.
В ротовую полость открываются протоки слюнных желез , которые выделяют секрет (слюну) рефлекторно.
В слюне содержится фермент птиалин (α-амилаза),
которая расщепляет сложные углеводы.
Глотка соединяет ротовую полость с пищеводом.
Пищевод – мышечная трубка
длиной 23-25 см .
По пищеводу, вследствие волнообразных сокращений
его стенок, продвигается пищевой комок.
Желудок — росширенный отдел пищеварительного канала, имеющий форму, подобную проболговатому мешку, объёмом около 1,5-2 л.
Стінки шлунка утворені гладенькими м'язами, вистелені залозистим епітелієм, який виділяє травні ферменти, хлоридну кислоту та слиз. Суміш цих секретів утворює шлунковий сік (до 1,5-2 л/ добу).
Скорочуючись, стінки шлунка сприяють перемішуванню їжі зі шлунковим соком. Під дією шлункового соку відбувається подальше травлення їжі.
Кишечник, длина которого 4 – 5,5 м,
выслан однослойным эпителием.
Кишечник разделяется
на тонкий и толстый.
Тонкий кишечник — самая длиная часть пищеварительной системы (2-4 м) и важный орган пищеварения, который состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишки.
В двенадцатиперстную кишку открываются протоки печени и поджелудочной железы.
Тонкая кишка переходит в толстую.
Толстый кишечник состоит из слепой, ободочной, сигмаподобной и прямой кишок.
У товстому кишечнику (довжина його становить 1,5 м, а діаметр у 2-3 рази більший, ніж тонкого кишечнику) відбувається всмоктування води, продуктів гниття, бродіння та формування - калових мас.
Слепая кишка, которая распололжена между тонким и толстым кишечником, имеет має червеобразный отросток (аппендикс).
Залози товстого кишечнику виробляють слиз, який полегшує просування їжі та виділення неперетравлених решток. Сформовані калові маси потрапляють у кінцевий відрізок товстого кишечнику — пряму кишку , яка закінчується анальним отвором.
Пищеварительные железы.
У человека, кроме слюнных желез и желез стенок пищеварительного канала, имеются две большие пищеварительные железы – печень и поджелудочная железа.
Печень — самая большая железа организма человека, масса её достигает 1,5 кг. Она разделяется на две неравные части: правую (массивную) и левую (меньшую).
Поджелудочная железа состоит из головки, тела, хвоста и расположена в петле двенадцатиперстной кишки. Её длина — 12-15 см.
Залоза виробляє ферменти, які розщеплюють білки, жири, вуглеводи, а також продукує гормони інсулін і глюкагон.
Пищеварительный канал — это пустотелая трубка длиной 8-10 м, стенки которой состоят из 4-х слоёв. Внешний слой (серозний) образован соединительной тканью , средний — мышечной. Внутренний слой — слизистая оболочка, которая состоит из эпителиальной ткани. Между слизистой и мышечной оболочками размещается подслизистая оболочка, которая багата кровеносными сосудами и образует складки, за счёт которых увеличивается поверхность пищеварительного канала.
IV. Блок «Контроль»
Задание № 2. Заполните схему пищеварительной системи человека (поставьте соответствующие обозначения).
V. Блок «Рефлексія»:
- Что нового вы узнали на этом уроке?
- Какая информация была наиболее
интересна для вас?
VІ. Блок «Підсумки»
Оценивание знаний.
VII. Блок «Домашнє завдання»:
- закончить «псевдокроссворд», на обратной стороне листа-задания дать описание (определение) каждого слова, что оно означает. Указать свою фамилию, имя и класс.
- §37,- изучить; подготовить сообщение на тему «Заболевания зубов и их профилактика".
Использованные источники
- http ://www.innvista.com/health/nutrition/diet/enzymecl.htm
- Zoltán A. Tökés, Wang Chee Woon and Susan M. Chambers. Digestive enzymes secreted by the carnivorous plant Nepenthes macferlanei L. Planta, 1974, Volume 119, Number 1, 39-46
- http://ru.wikipedia.org/
- http://yandex.ua/yandsearch?text
- http://images.yandex.ua/yandsearch?text
- http://slovari.yandex.ru/~ книги/БСЭ/Пищеварительные%20ферменты/
- ru.wikipedia.org/wiki/Метаболизм – Википедия
- Биология. Весь школьный курс в таблицах/ сост. Л.В.Ёлкина. - Минск: Современная школа: Кузьма, 2009. - с. 270-273