СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Строение и функции органов пищеварения»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

•установить биологическое значение пищеварения, изучить общее строение пищеварительной системы;

•убедиться в соответствии строения и её  функций.

Просмотр содержимого документа
««Строение и функции органов пищеварения»»

Фотопрезентация открытого урока в 9 классе Донецк – 2011 год

Фотопрезентация

открытого урока

в 9 классе

Донецк – 2011 год

I. Блок – «Память»: Какие типы питания существуют природе? К какому типу питания относится человек? Какая система органов обеспечивает поступление и переработку питательных веществ? Из каких органов состоит пищеварительная система млекопитающих?

I. Блок – «Память»:

  • Какие типы питания существуют природе?
  • К какому типу питания относится человек?
  • Какая система органов обеспечивает

поступление и переработку питательных веществ?

  • Из каких органов состоит пищеварительная

система млекопитающих?

II.«Мозговой штурм» «Псевдокроссворд» Задание № 1 . За 2-3 минуты необходимо найти 12 слов, связанных с пищеварением. Примечание: читать следует слева – направо или сверху – вниз. Н Г А Ш П Р Ь Щ О П Т Е Л И З М Ж Х П Н Щ Д И Д Е И Ъ Е С Э Л Ж Т В Ч И У Т Ж А Ю Й Ч Е К М Л Д Ц Р С Н Б Ы Ь Ы Я С Ц Ь Л Е О У В Э К О З В З В Т П Ж У К Н Е К П М Ы И У Ф В Е А Г Р А А У Я Е Е Е Л К К С Л Р Ч О Ч П П Р Н В У Д О П О Ы С Ж С Н Р Я М Т Е М Т Е О Е Г И Н И К Ч А Г К Н Ш Ы К Г И В Щ М С Т Ю Х Ж Н Ш С Б Ы А З П Е Г Д Л Ч О Л Х Р О Н О Р Л И П К А Б

II.«Мозговой штурм» «Псевдокроссворд»

Задание № 1 . За 2-3 минуты необходимо найти 12 слов, связанных с пищеварением.

Примечание: читать следует слева – направо или сверху – вниз.

Н

Г

А

Ш

П

Р

Ь

Щ

О

П

Т

Е

Л

И

З

М

Ж

Х

П

Н

Щ

Д

И

Д

Е

И

Ъ

Е

С

Э

Л

Ж

Т

В

Ч

И

У

Т

Ж

А

Ю

Й

Ч

Е

К

М

Л

Д

Ц

Р

С

Н

Б

Ы

Ь

Ы

Я

С

Ц

Ь

Л

Е

О

У

В

Э

К

О

З

В

З

В

Т

П

Ж

У

К

Н

Е

К

П

М

Ы

И

У

Ф

В

Е

А

Г

Р

А

А

У

Я

Е

Е

Е

Л

К

К

С

Л

Р

Ч

О

Ч

П

П

Р

Н

В

У

Д

О

П

О

Ы

С

Ж

С

Н

Р

Я

М

Т

Е

М

Т

Е

О

Е

Г

И

Н

И

К

Ч

А

Г

К

Н

Ш

Ы

К

Г

И

В

Щ

М

С

Т

Ю

Х

Ж

Н

Ш

С

Б

Ы

А

З

П

Е

Г

Д

Л

Ч

О

Л

Х

Р

О

Н

О

Р

Л

И

П

К

А

Б

III. Блок – «Теория»:

III. Блок – «Теория»:

Тема урока: «Строение и функции органов пищеварения»

Тема урока:

«Строение и функции органов пищеварения»

Цели и задачи урока: установить биологическое значение пищеварения, изучить общее строение пищеварительной системы; убедиться в соответствии строения и её функций.

Цели и задачи урока:

  • установить биологическое значение пищеварения, изучить общее строение пищеварительной системы;
  • убедиться в соответствии строения и её функций.
 1. Вспомните, что такое пищеварение? 2. Какие органы принадлежат к пищеварительной системе человека?

1. Вспомните, что такое пищеварение?

2. Какие органы принадлежат к пищеварительной

системе человека?

Функции пищеварительной системы Функции пищеварительной системы: секреторная двигательная всасывательная выделительная

Функции пищеварительной системы

Функции пищеварительной системы:

секреторная

двигательная

всасывательная

выделительная

Общий обзор пищеварительной системы человека:

Общий обзор пищеварительной системы человека:

1.Ротовая полость:

1.Ротовая полость:

Ротовая полость образована губами, щеками и нёбом, языком и мышцами дна ротовой полости. Язык  определяет вкус пищи, берёт участие в механической обработке пищи, перемешивании её во время пережёвывания и проталкивания в глотку при глотании. Зубы  выполняют функцию механическо­го измельчения и перетирания пищи.

Ротовая полость образована губами, щеками и нёбом, языком и мышцами дна ротовой полости.

Язык определяет вкус пищи, берёт участие в механической обработке пищи, перемешивании её во время пережёвывания и проталкивания в глотку при глотании.

Зубы выполняют функцию механическо­го измельчения и перетирания пищи.

В ротовую полость открываются протоки слюнных желез , которые выделяют секрет (слюну) рефлекторно. В слюне содержится фермент птиалин (α-амилаза), которая расщепляет сложные углеводы.

В ротовую полость открываются протоки слюнных желез , которые выделяют секрет (слюну) рефлекторно.

В слюне содержится фермент птиалин (α-амилаза),

которая расщепляет сложные углеводы.

Глотка соединяет ротовую полость с пищеводом. Пищевод – мышечная трубка  длиной 23-25 см .

Глотка соединяет ротовую полость с пищеводом.

Пищевод – мышечная трубка

длиной 23-25 см .

По пищеводу, вследствие волнообразных сокращений его стенок, продвигается пищевой комок.

По пищеводу, вследствие волнообразных сокращений

его стенок, продвигается пищевой комок.

Желудок — росширенный отдел пищеварительного канала, имеющий форму, подобную проболговатому мешку, объёмом около 1,5-2 л. Стінки шлунка утворені гладенькими м'язами, вистелені за­лозистим епітелієм, який виділяє травні ферменти, хлоридну кис­лоту та слиз. Суміш цих секретів утворює шлунковий сік (до 1,5-2 л/ добу). Скорочуючись, стінки шлун­ка сприяють перемішуванню їжі зі шлунковим соком. Під дією шлун­кового соку відбувається подальше травлення їжі.

Желудок — росширенный отдел пищеварительного канала, имеющий форму, подобную проболговатому мешку, объёмом около 1,5-2 л.

Стінки шлунка утворені гладенькими м'язами, вистелені за­лозистим епітелієм, який виділяє травні ферменти, хлоридну кис­лоту та слиз. Суміш цих секретів утворює шлунковий сік (до 1,5-2 л/ добу).

Скорочуючись, стінки шлун­ка сприяють перемішуванню їжі зі шлунковим соком. Під дією шлун­кового соку відбувається подальше травлення їжі.

Кишечник, длина которого 4 – 5,5 м, выслан однослойным эпителием. Кишечник разделяется на тонкий и толстый.

Кишечник, длина которого 4 – 5,5 м,

выслан однослойным эпителием.

Кишечник разделяется

на тонкий и толстый.

Тонкий кишечник — самая длиная часть пищеварительной системы (2-4 м) и важный орган пищеварения, который состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишки.

Тонкий кишечник — самая длиная часть пищеварительной системы (2-4 м) и важный орган пищеварения, который состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишки.

В двенадцатиперстную кишку открываются протоки печени и поджелудочной железы. Тонкая кишка переходит в толстую.

В двенадцатиперстную кишку открываются протоки печени и поджелудочной железы.

Тонкая кишка переходит в толстую.

Толстый кишечник состоит из слепой, ободочной, сигмаподобной и  прямой кишок. У товстому кишечнику (довжина його становить 1,5 м, а діаметр у 2-3 рази більший, ніж тонкого кишечнику) відбувається всмоктування води, продуктів гниття, бродіння та формування - калових мас.

Толстый кишечник состоит из слепой, ободочной, сигмаподобной и прямой кишок.

У товстому кишечнику (довжина його становить 1,5 м, а діаметр у 2-3 рази більший, ніж тонкого кишечнику) відбувається всмоктування води, продуктів гниття, бродіння та формування - калових мас.

Слепая кишка, которая распололжена между тонким и толстым кишечником, имеет має чер­веобразный отросток (аппендикс).

Слепая кишка, которая распололжена между тонким и толстым кишечником, имеет має чер­веобразный отросток (аппендикс).

Залози тов­стого кишечнику виробляють слиз, який полегшує просування їжі та виділення неперетравлених решток. Сформовані калові маси потрапляють у кінцевий відрі­зок товстого кишечнику — пряму кишку , яка закінчується анальним отвором.

Залози тов­стого кишечнику виробляють слиз, який полегшує просування їжі та виділення неперетравлених решток. Сформовані калові маси потрапляють у кінцевий відрі­зок товстого кишечнику — пряму кишку , яка закінчується анальним отвором.

Пищеварительные железы. У человека, кроме слюнных желез и желез стенок пищеварительного канала, имеются две большие пищеварительные железы – печень и поджелудочная железа.

Пищеварительные железы.

У человека, кроме слюнных желез и желез стенок пищеварительного канала, имеются две большие пищеварительные железы – печень и поджелудочная железа.

Печень — самая большая железа организма человека, масса её достигает 1,5 кг. Она разделяется на две неравные част­и: правую (массивную) и левую (меньшую).

Печень — самая большая железа организма человека, масса её достигает 1,5 кг. Она разделяется на две неравные част­и: правую (массивную) и левую (меньшую).

Поджелудочная железа состоит из головки, тела, хвоста и расположена в петле двенадцатиперстной кишки. Её длина — 12-15 см. Залоза виробляє ферменти, які розщеплюють білки, жири, вуглеводи, а також продукує гормони інсулін і глюкагон.

Поджелудочная железа состоит из головки, тела, хвоста и расположена в петле двенадцатиперстной кишки. Её длина — 12-15 см.

Залоза виробляє ферменти, які розщеплюють білки, жири, вуглеводи, а також продукує гормони інсулін і глюкагон.

Пищеварительный канал — это пустотелая трубка длиной 8-10 м, стенки которой состоят из 4-х слоёв. Внешний слой (серозний) образован соединительной тканью , средний — мышечной. Внутренний слой — слизистая оболочка, которая состоит из эпителиальной ткани. Между слизистой и мышечной обо­лочками размещается подслизистая оболочка, которая багата кровеносными сосудами и образует складки, за счёт которых увеличивается поверхность пищеварительного канала.

Пищеварительный канал — это пустотелая трубка длиной 8-10 м, стенки которой состоят из 4-х слоёв. Внешний слой (серозний) образован соединительной тканью , средниймышечной. Внутренний слойслизистая оболочка, которая состоит из эпителиальной ткани. Между слизистой и мышечной обо­лочками размещается подслизистая оболочка, которая багата кровеносными сосудами и образует складки, за счёт которых увеличивается поверхность пищеварительного канала.

IV. Блок «Контроль» Задание № 2. Заполните схему пищеварительной системи человека (поставьте соответствующие обозначения).

IV. Блок «Контроль»

Задание № 2. Заполните схему пищеварительной системи человека (поставьте соответствующие обозначения).

V. Блок «Рефлексія»:  Что нового вы узнали на этом уроке? Какая информация была наиболее интересна для вас?

V. Блок «Рефлексія»:

  • Что нового вы узнали на этом уроке?
  • Какая информация была наиболее

интересна для вас?

VІ. Блок «Підсумки» Оценивание знаний.

VІ. Блок «Підсумки»

Оценивание знаний.

VII. Блок «Домашнє завдання»: закончить «псевдокроссворд», на обратной стороне листа-задания дать описание (определение) каждого слова, что оно означает. Указать свою фамилию, имя и класс.  §37,- изучить; подготовить сообщение на тему «Заболевания зубов и их профилактика

VII. Блок «Домашнє завдання»:

  • закончить «псевдокроссворд», на обратной стороне листа-задания дать описание (определение) каждого слова, что оно означает. Указать свою фамилию, имя и класс.

  • §37,- изучить; подготовить сообщение на тему «Заболевания зубов и их профилактика".
Использованные источники http ://www.innvista.com/health/nutrition/diet/enzymecl.htm  Zoltán A. Tökés, Wang Chee Woon and Susan M. Chambers. Digestive enzymes secreted by the carnivorous plant Nepenthes macferlanei L. Planta, 1974, Volume 119, Number 1, 39-46 http://ru.wikipedia.org/ http://yandex.ua/yandsearch?text http://images.yandex.ua/yandsearch?text http://slovari.yandex.ru/~ книги/БСЭ/Пищеварительные%20ферменты/ ru.wikipedia.org/wiki/Метаболизм – Википедия Биология. Весь школьный курс в таблицах/ сост. Л.В.Ёлкина. - Минск: Современная школа: Кузьма, 2009. - с. 270-273

Использованные источники

  • http ://www.innvista.com/health/nutrition/diet/enzymecl.htm
  • Zoltán A. Tökés, Wang Chee Woon and Susan M. Chambers. Digestive enzymes secreted by the carnivorous plant Nepenthes macferlanei L. Planta, 1974, Volume 119, Number 1, 39-46
  • http://ru.wikipedia.org/
  • http://yandex.ua/yandsearch?text
  • http://images.yandex.ua/yandsearch?text
  • http://slovari.yandex.ru/~ книги/БСЭ/Пищеварительные%20ферменты/
  • ru.wikipedia.org/wiki/Метаболизм – Википедия
  • Биология. Весь школьный курс в таблицах/ сост. Л.В.Ёлкина. - Минск: Современная школа: Кузьма, 2009. - с. 270-273


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!