Этапы урока, время | Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) | Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование. |
Создание проблемной ситуации | Обращается к ученикам с вопросами (заданиями), которые создают ситуацию противоречия, проблему. | Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие: проговаривают и осознают его. | Например, в двух разных углах доски фиксируются два противоречащих друг другу факта. |
Формулирование проблемы (5-7 минут) | -Какой у вас возникает вопрос (на основе выявленного противоречия)?// Что нам сегодня предстоит выяснить? | Формулируют учебную проблему (вопрос или тему) в разных вариантах. | Основной вопрос (проблема) записывается как тема урока или под темой. |
Выдвижение гипотез (2-3 минуты) | Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? | Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая – даже абсурдная). | От проблемы стрелками ключевые слова версий (выделенные самими авторами версий). |
Актуализация знаний Планирование деятельности (5-10 минут) | -Что мы уже знаем по этой проблеме?(Опора на вопросы перед параграфом). -Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? | Вспоминают изученный материал. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть. | Составляется план (1…, 2…,) |
Открытие нового знания (10-15 минут) | 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась монологическая речь. | Выполняя задание, ученики открывают новые знания, предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. | Ответы, содержащие решение учебной проблемы, фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.д. |
Применение нового знания (10-15 минут) | Дается задание на применение новых знаний. | Выполняют задание. | Графическое выражение решения проблемы используется как основа для работы. |
Итог урока. Вывод по проблеме. Оценивание. Д/з. | Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? | Обобщают, делают выводы по проблеме. Самоанализ, самооценка. | Запись д/з. |