Структура уроков математики в 5 классе.
Медведева Валентина
студент, ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г.Оренбург, Россия
Научный руководитель: Курбатова Л. Н, старший преподаватель кафедры МА и МПМ
e-mail: valuchka_58@bk.ru,
В условиях введения ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, выделяют следующие типы уроков деятельностной направленности (по целевой ориентации): урок «открытия» нового знания; урок рефлексии; урок общеметодологической направленности; урок развивающего контроля [1, с.2].
В методической литературе можно встретить и другие типы уроков: урок открытия нового знания; урок закрепления новых знаний; урок повторения; контрольный урок; комбинированный урок. Тип урока определяет его структуру.
Среди перечисленных уроков остановимся на уроке закрепления новых знаний.
Этапы урока | Основные цели |
Организационный | Создание психологической атмосферы урока |
Проверка домашнего задания | формирование убежденности обучающихся в невозможности не выполнить домашнее задание; контроль знаний |
Актуализация знаний | получить представление о качестве усвоения обучающимися материала, определить опорные знания |
Формулирование цели и задач урока | определение цели урока через формулирование ожидаемых результатов |
Мотивация учебной деятельности | концентрирование внимание учащихся на изучаемом материале |
Обобщение и систематизация знаний. | Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). |
Контроль усвоения знаний | Создание условий для осмысления новых знаний и умений |
Рефлексия | установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | пояснение особенностей выполнения домашней работы, проведение инструктажа |
Пример: фрагмент урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Мотивация учебной деятельности: Однажды зайчата спросили медвежонка: «Кто из нас быстрее пробегает круг?» Медвежонок согласился их рассудить. Засекая время, он узнал, что первый зайчонок пробегает круг за
минуты, а второй за
минуты. Когда медвежонок сделал подсчеты, он сказал: «Как же я с вами задержался, друзья мои». Ребята, насколько первый зайчонок быстрее второго? Насколько Мишка задержался с зайчатами? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо вычесть или сложить дроби. Что и определяет цели урока.
Динамическая пауза: (обучающиеся на прошлом уроке получили задание, сочинить стих «Зарядка» используя десятичные дроби. Один проводит динамическую паузу с ребятами показывая движения.)
Пять десятых от урока,
Подымайся руки в боки.
Десять сотых улыбнулись,
Раз нагнулись, два нагнулись.
Восемь целых пять десятых,
Успокоились ребята.
Дружно сели, ручки взяли
И решать примеры стали.
Контроль усвоения знаний: (проходит в виде соревнования 1 и 2 ряда, задания выполняются по цепочке)
Рефлексия: Устные вопросы: чем сегодня на уроке мы занимались? Что интересного мы узнали? Сумели ли вы показать свои знания и умения по теме?
Литература:
1.Курбатова, Л.Н. Приемы активизации и мотивации учебной деятельности на уроках математики в средней школе/ Л.Н. Курбатова//Россия и Европа: связь культуры и экономика: материалы XIV международной научно-практической конференции (29 февраля 2016 года).- Отв. редактор Уварина Н.В.- Прага, Чешская республика: Изд-в WORLDPRESS.s.r.o., 2016.-С.236-238.
2.Маркова, И.С. Типология и структура уроков: от теории до практики./И.С. Маркова// Математика. Все для учителя, 2016, 1(61)-2 (62) январь, 2-7; 2-9.