СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура урока по ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация содержит:

- описание типов урочных занятий по ФГОС и их новую структуру;

- план-схему урока в соответствии с современными методическими требованиями к нему;

- построение содержательной структуры урока «открытия» нового знания;

- структуру комбинированного урока по ФГОС;

- описание структуры урока по ФГОС в основной и начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Структура урока по ФГОС»

Структура урока по ФГОС

В последние годы система российского образования претерпевает серьезные изменения, затронувшие все важные элементы школьного обучения. В ходе пересмотра традиционных педагогических техник была утверждена новая структура урока по ФГОС - план-схема урочного занятия, реализация которой в соответствии с актуальными методическими требованиями способствует достижению ряда ключевых целей и задач:

  • активизации учебно-познавательной, экспериментаторской, поисковой деятельности учащихся;

  • формированию у школьников универсальных учебных компетенций, способности к самостоятельному поиску знаний и самооцениванию;

  • проектированию качественно новой образовательной среды, способствующей непрерывному саморазвитию подрастающего поколения. 

Переход на принципы системно-деятельностного подхода в образовании обусловил необходимость отказа от традиционной схемы проведения урочного занятия, которая и на данный момент остается основной единицей образовательного процесса.

Структура современного урока по ФГОС в основной школе выстраивается таким образом, чтобы обеспечить:

  1. Личностно-ориентированный характер воспитательно-образовательного процесса.

  2. Приоритет самостоятельной работы детей над деятельностью учителя.

  3. Превалирование практической части над теоретической, утверждение деятельностного характера обучения.

  4. Последовательное развитие и совершенствование УУД, способности к самооцениванию и саморазвитию.

  5. Налаживание доверительного общения между учителем, который теперь выступает в роли наставника, и детским коллективом.

Традиционный урок состоял из стандартных содержательных блоков, количество и последовательность которых могли изменяться в зависимости от типа занятия. После организационного момента проводилась проверка и оценивание домашнего задания, изложение и закрепление новой темы, краткое объяснение учебных задач, которые давались на дом, оглашались оценки за урок. Педагог по сути выступал в роли ретранслятора и оценщика знаний, неся персональную ответственность за успешность образовательных результатов. Конечно, такой подход к построению занятия не позволяет решать задачи, актуальные для современного процесса обучения, что обуславливает необходимость создания образовательных условий, при которых инициатива и ответственность за поиск и качество усвоения знаний передается школьникам, что в свою очередь способствует повышению уровня детского самосознания, позволяет воспитывать уверенных, творчески мыслящих личностей, склонных к экспериментаторству и поиску новых решений.

Схема структуры урока по ФГОС

Этапы

Действия учеников

Действия учителя

Мотивация. Создание положительной атмосферы, подкрепление настроя на учебную деятельность


Поиск контакта, мотивирование учебного коллектива

Актуализация знаний. Повторение пройденного

Выполнение заданий, сопровождающееся взаимопроверкой и оцениванием друг друга

Оказание консультативной помощи в сложных ситуациях

Постановка проблемы

Формулирование затруднений, определение цели занятия

Демонстрация границ знаний и незнания, подведение учащихся к формулировке актуальных задач

Планирование учебной тактики

Выполнение практических заданий в соответствии с стандартизованным алгоритмом в коллективно, самостоятельно или в группах

Консультирование. Помощь школьникам, у которых возникли затруднения.

Решение проблемы 

Решение сложных задач, закрепление успешного опыта   


Коррекция знаний 

Коллективная проверка решений, определение затруднений, закрепление последовательности учебных действий


Самостоятельная работа

Индивидуальные тренинги, работа по образцу


Систематизация знаний

Поисковая активность, направленная на выявление связей между новым материалом и ранее изученным, возможности его применения в повседневной жизни

Презентация подготовленных информационных блоков, способствующих систематизации материала

Озвучивание домашнего задания

Выбор домашнего задания согласно уровню собственных способностей

Предоставление задач разного уровня сложности на выбор

Оценивание

Самооценивание, взаимооценивание с обязательной аргументацией

Обоснование, внесение оценок в классный журнал

Рефлексия

Последовательное проговаривание этапов учебной деятельности, своих ощущений, замечаний. Подведение итогов на примере усвоенного предметного содержания. 

Выражение благодарности за содержательный урок

Структура урока «открытия» нового знания по ФГОС

В системе школьных занятий значительная доля отведена урокам, посвященным овладению новым программным материалом. Структура урока «открытия» нового знания по ФГОС является очень значимой, поэтому современным педагогам важно не только следовать ей, но и детально проработать план подготовки занятий такого типа, от которых во многом зависит уровень вовлеченности школьников в процесс обучения в целом, а также готовность участия во внеурочной деятельности, разработанной педагогом.

Структурные элементы урока

Содержание

Рекомендуемые педагогические приемы

Мотивационный этап.

Осознанное вступление ребенка в учебную деятельность, которое возможно только при условии инициативы педагога, направленной на формирование детского интереса, разъяснения требований и реализации установок на успех.

Цитирование высказываний великих мыслителей, психологический тренинг, проектирование отсроченной догадки, рифмованное или театрализованное начало, интеллектуальная мини-игра, эмоциональный вход.

Актуализация ранее изученного материала.

Самостоятельное выполнение пробной задачи, фиксация проблем.

Анализ домашнего задания, демонстрация видеоряда, проигрывание ролевых сюжетов, создание проблемной ситуации, смена ролей участников образовательного процесса, игры в ассоциации, мозговой штурм.

Подготовка к преодолению затруднений. 

Выделение точечных проблемных моментов в ходе выполнения заданий по алгоритму — конкретных знаний или умений, без которых невозможно достижение учебной цели. Все действия учащихся проговариваются вслух, что способствует максимальному осознанию детьми особенностей реализации конкретного образовательного момента.

Прием «Знаю. Хочу. Умею», разыгрывание подводящего диалога, группировка информации, коллективное проговаривание ключевой информации хором, тематический кластерный блок.  

Конструирование проекта решения проблемы.

Обсуждение будущих учебных действий, в ходе которых при консультативной поддержке педработника ученики формируют тему, цели и задачи занятия, определяют приоритетные формы исследовательской или поисковой активности.

Экспериментирование, деловая игра, создание «цепочки целей» или проблемного ряда, проведение пресс-конференции.

Реализация проекта.

В ходе продуктивной дискуссии выбирается наиболее рациональный метод из числа тех, что были предложены участниками образовательного процесса, и осуществляется решение исходного проблемного задания. Задача педагога — подведение учеников к оптимальной форме активности, акцентирование внимание на способе решения трудности и возможности его дальнейшего использования.

Короткие доклады, постановка конструктивных вопросов, творческий поиск, «фантастическая добавка», деловые игры, интеллектуальный мини-марафон.

Закрепление учебного опыта.

Учащиеся решают стандартизированные задания по представленному алгоритму, проговаривая действия вслух или осуществляя коллективную проверку. Оптимальные формы деятельности — фронтально, в группах, попарно.

Чтение с комментированием, игра на сообразительность «Лови ошибку», подготовка мини-презентаций, рассказ с элементами эстафеты, игровые приемы «Аукцион», «Снежный ком», «Реклама».

Самостоятельная работа.

Индивидуальное выполнение заданий нового типа с последующей самопроверкой. В ходе данного вида активности усилия педработника нацелены на проектирование ситуаций успеха для каждого ребенка.

Быстрые опросы (с составлением мгновенных (да-нет) или развернутых ответов), поиск соответствий, прохождение творческих тестов, работа с ИКТ, написание фактологических или цифровых диктантов, проведение блиц-контроля, мини-исследований.

Закрепление.

В ходе обсуждения урочной деятельности учащиеся при поддержке педагога определяют место новых знаний в системе изученного, пути их применения в дальнейшем обучении и жизненных ситуациях.

Прием «Реконструктор», чтение текста с восстановлением, метод «шести шляп», составление кроссвордов, короткое тестирование, поиск ошибок, подготовка своих примеров по теме.

Рефлексия.

Проговаривание школьниками нового содержания, которое оценивается через призму личного опыта, впечатлений. Фиксирование достижение цели и задач урока, обсуждение домашнего задания.

«Свободный микрофон», самоанализ с использованием цветотехники, создание «лестницы успеха», анкетирование, прием «Шкатулка».



Построение содержательной структуры современного урока «открытия» новых знаний по ФГОС невозможна без тщательной подготовки, которая ложится на плечи каждого педагога-новатора. Сразу важно отметить, что для занятий данного типа следует выделять две цели: содержательную, которая заключается в расширении понятийной базы учащихся, и деятельностную, основанную на обучении детей применять новые способы действия, реализовать усвоенные знания на практике. В остальном алгоритм прорабатывания структурных элементов урока ОНВ предусматривает:

  1. Выделение нового задания - комплекс знаний, который будет усвоен учащимися в течение урочного времени. Важно продумать формулировку данного тезиса, который будет созвучен теме занятия, а также определить границы минимального и максимального предметного содержания, предназначенного для усвоения.

  2. Моделирование способа открытия знания.

  3. Выделение мыслительных процессов, способствующих достижению поставленных целей.

  4. Формирование предпосылок для развития УУД и усвоения предметного минимума путем подбора упражнений, педагогических приемов, форм коллективного взаимодействия.

  5. Конструирование проекта нового знания, способов его осуществления.

  6. Разработка проверочной работы, алгоритма ее оценивания.

  7. Составление конспекта занятия, на основе которого по окончанию урока можно провести содержательный самоанализ урока.

Структура комбинированного урока по ФГОС

Одним из наиболее знаковых этапов в подготовке школьных занятий является проектирование структуры комбинированного урока по ФГОС — формы образовательной деятельности, основанной на совмещении различных методов обучения, способствующих достижению ряда педагогических устремлений — повторения ранее изученного, освоение нового материала с последующим закреплением, осуществления промежуточного контроля. Комбинированные уроки способствуют достижению оптимальных учебных результатов, вместе с тем их проведение связано с необходимостью серьезной подготовки на этапе планирования, поддержанием высокой концентрации внимания школьников, точного расчета времени.

Элементы структуры комбинированного урока

Особенности реализации

Мотивация (организационный момент)

Ввиду многокомпонентности и напряженности темпа занятия проводится в активной форме с элементами коллективной работы, игры, развлечения, интеллектуального практикума с целью создания правильного настроя на продуктивную активность.

Входной контроль (проверка домашнего задания), актуализация пройденного материала.

Рекомендованы коллективные или групповые формы взаимодействия, призванные вовлечь в продуктивную деятельность всех детей в классе.

Первичное усвоение знаний. 

Представление темы начинается с создания проблемной ситуации, позволяющей достигнуть сразу двух моментов — актуализировать внимание школьников и обеспечить связь темы с ранее изученным предметным содержанием.

Проверка понимания. 

Выполнение стандартных заданий по алгоритму с последовательным повышением сложности. Роль педагога на данном этапе — консультирование и направление.

Первичное закрепление, самостоятельная работа. 

Практическое изучение нового материала во время выполнения заданий самостоятельно, в парах или группах.

Поиск и коррекция допущенных ошибок.

Коллективная проверка, выявление проблемных моментов и поиск путей по их предупреждению.

Обсуждение домашнего задания, рефлексия.

Подведение итогов, оценивание проделанной работы через призму детского опыта.



Стоит отметить, что структура комбинированных уроков, проектируемых в соответствии с ФГОС, во многом созвучна с этапами модульных занятий, являющихся структурными единицами модульного обучения — модели организации образовательного процесса, базирующегося на идее разделения предметного содержания на блоки, освоение которых предусматривает высокий уровень вовлеченности учащихся. Занятия-модули  по сути являются комплексом учебного содержания и различных приемов, способствующих овладению этим содержанием, а потому в ходе их реализации решается ряд дидактических задач. В свете этого с целью улучшения качества школьного обучения целесообразно строить модули с элементами комбинирования или, напротив, переносить элементы модульного изложения материала в уроки смешанного типа, чтобы отслеживать уровень эффективности учащихся и определить оптимальный способ образовательной работы в классе.

Типы уроков по ФГОС и их структура

Отказ от построения урочной формы образовательной деятельности по традиционной схеме обусловил проектирование для основной школы семи типов уроков по ФГОС, структура двух из которых уже была представлена выше. Типология школьных занятий остается на этапе разработки ввиду продолжения ведения педагогических поисков по данному направлению, но общие показатели, отличающие современный урок, хорошо известны:

  1. Четкая формулировка педагогических целей и способов их достижения, позволяющая учителю исполнять роль наставника и сотрудника.

  2. Обеспечения проблемного, развивающего характера образования (отказ от репродукции в пользу сотворчества, самостоятельное формулирование детьми вопросов и выводов), что способствует осуществлению самостоятельных открытий, поиску, экспериментаторству.

  3. Хорошее начало и хорошее окончание, позволяющее сформировать положительную мотивацию, развить у детей уверенность в собственных силах, готовность преодолевать трудности для достижения положительного учебного опыта.

  4. Учет возможностей, способностей, эмоционального настроя учеников, гарантирующий поддержание обратной связи и возможность оперативного реагирования на учебные проблемы. 

Типы уроков по ФГОС

Урок «открытия» новых знаний

Комбинированный урок

Урок закрепления (комплексного применения ЗУН)

Урок повторения (актуализация ЗУН)

Урок систематизации и обобщения

Урок коррекции знаний

Урок контроля

Организационный момент

Мотивирование к обучению, включающее:

1)    актуализацию требований к школьникам («надо»);

2)    создание интереса к рассматриванию темы посредством озвучивания догадки с отсроченным ответом или проектирования проблемной ситуации («хочу»);

3)    установление предметных рамок, определяемых в индивидуальном порядке с учетом границ знания и незнания, собственных способностей к познанию («могу»).   

Объявление итогов выходного оценивания. Выделение типичных ошибок, коллективных поиск путей их коррекции.

Выявление уровня усвоенного предметного содержания, приобретенных навыков в ходе самостоятельного выполнения дифференцированных заданий письменно, устно или в ходе сочетания различных видов деятельности.

Актуализация опорных знаний, которая осуществляется в ходе проверки домашнего задания, опросов, блиц-тестирования.

Усвоение новых знаний в ходе осуществления пробного учебного действия. Первичная проверка понимания.

Применение ранее изученного в нетипичной ситуации.

Первичное закрепление, которое проводится в стандартной и конструктивно измененной (нетипичной) ситуации. 

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль усвоения, закрепление знаний в ходе самостоятельного выполнения практикума по теме, творческих заданий. Самопроверка, взаимопроверка по эталону. Обсуждение и коррекция допущенных ошибок.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Рефлексия.



Структура урока по ФГОС в начальной школе

Включение процесса обучения в младших классах в общую систему школьного образования обусловило необходимость внедрения новой структуры уроков по ФГОС в начальной школе. Воспитание самостоятельно мыслящих, творческих, уверенных в себе личностей, способных сознательно обучаться на протяжении всей жизни, должно начинаться с первых школьных дней, и именно на начальной ступени обучения очень важно привить ребенку принципы выполнения учебной работы, которые в дальнейшем станут основой для формирования готовности к самостоятельной образовательной деятельности. Реализация системно-деятельностного подхода подтверждает, что достижение наилучших результатов обучения возможно только при условии вдумчивого вовлечения в урочную активность, что и обуславливает необходимость проектирования в начальной школе занятий нового образца, а также использование технологии проблемного обучения.

Ввиду возрастных особенностей младших школьников перед учителями начальных классов возникает необходимость построения уроков, в полной мере отражающих принципы ФГОС, и вместе с тем позволяющих достигать заявленных педагогических целей, в полной мере соответствующих реалиям образовательной практики. Поэтому целесообразно проектировать структуру урочной деятельности, соответствующую процессу усвоения детьми учебного материала:



восприятие осмысление запоминание применение обобщение и систематизация



  1. Восприятие - отражение в сознании свойств отдельных  предметов, явлений, процессов, возникающее при сосредоточении внимания и осуществлении мыслительных действий, связанных с познанием. Восприятие тесно связано с получением субъективного опыта, поэтому при первичном ознакомлении  с информацией важно предоставлять данные в рамках смысловых блоков, выделять главные тезисы, способствовать коллективному повторению основного содержания.

  2. Осмысление - понимание учебного материала, основанное на формировании связей между новой и ранее известной информацией, осознания ее ценности в разрезе учебного процесса и практической деятельности. На данном этапе урочной активности важен последовательный анализ отдельных смысловых блоков, инициируемый педагогом, построение логических цепочек или алгоритмов, необходимых для более глубокого понимания изучаемого явления, самостоятельное формулирование младшими школьниками признаков или характеристик изучаемого объекта или явления, тренировка способностей к анализированию, сравнению, выделению ключевой информации.

  3. Запоминание - сохранение знаний в памяти, сопровождающееся выделением наиболее значимых блоков и использованием различных способов произвольного запечатления нужного материала.

  4. Применение - использование усвоенных данных на практике, которое проверяется и закрепляется во время выполнения тренировочных упражнений, практикумов с обязательным наращиванием сложности, выявлением ошибок и их преодолением.

  5. Обобщение и систематизация - сведение информации в единую систему, что обуславливает необходимость поиска метапредметных и межпредметных связей, построения классификационных таблиц и схем, осмысления субъективного познавательного опыта.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе

Показатели эффективной деятельности

Организационный момент.

Полная готовность ученического коллектива, быстрое вовлечение в учебный процесс.

Проверка домашнего задания.

Установление осознанного выполнения упражнений, реализация методов взаимоконтроля.

Мотивация к познанию.

Проявление детьми заинтересованности, открытости новому опыту.

Усвоение новых знаний.

Первичное запоминание, основанное на активном выполнении школьниками действий, направленных на самостоятельное получение знаний.

Первичная проверка.

Выявление общего уровня овладения материалов, проблемных блоков, требующих дополнительного разъяснения. Ликвидация типичных ошибок, разработка вспомогательных алгоритмов и схем.

Закрепление навыков и умений.

Самостоятельное применение изученных способов действий в типичной и измененной учебной ситуации.

Обобщение и систематизация материала.

Формирование целостных представлений по теме, включение нового информационного блока в комплекс мировоззренческих представлений ребенка посредством актуализации межпредметных связей.

Контроль знаний и самопроверка.

Проведение коротких опросов, тестов, на основании которых можно судить о вовлеченности учащихся в процесс познавательной активности, а также об уровне овладения тематическим содержанием.

Подведение итогов, рефлексия. 

Тренировка навыков самооценивания и саморегуляции, формирование открытости, умения определять ценность материала.

Обсуждение домашнего задания.

Озвучивание упражнений, которые необходимо выполнить дома, обсуждение сложных моментов.



В заключение важно отметить, что проектирование учебной деятельности в соответствии с ФГОС на базе системно-деятельностного подхода применимо на базе любой образовательной программы для начальной школы. Поэтому учителя младших классов могут вести систематический методический поиск, проектируя интересные уроки для достижения высоких показателей эффективности труда.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!