Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ нацелен, прежде всего, на развитие личности и социализацию ребенка в общество. Поэтому обучение и воспитание должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, а в воспитательном процессе занятие, то необходимо знать принципы их построения, примерную типологию и критерии оценивания их в рамках системно-деятельностного подхода.
Начальная школа, являясь важнейшим звеном в системе образования, переживает новый этап в своём развитии. 1 сентября 2016 года ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа - интернат» перешла на новый ФГОС НОО ОВЗ, целью, которого, становится общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.
Все мы знакомим учеников с реальным видам деятельности, которыми они должны будут овладеть к концу начальной школы. Учителя должны стать «новыми». Как же нам обновиться? Мы должны пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из них, которые помогут нам учить детей учиться.
Умение учиться сводится к овладению учащимися общеучебными умениями, среди которых следует выделить:
Умения организовать свою деятельность;
Умения результативно мыслить;
Умения общаться, взаимодействовать с людьми.
Значит, мы должны перейти от школы «памяти» к «школе саморазвития».
Ведущим фактором развития является деятельность.
Что же такое деятельность?
«Де́ятельность (активность) — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять.
Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования уобучающихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский,
“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Эпиграфом к современному обучению может служить стихотворения
Н .Рыленкова «Урок как дорога в будущее»
Пока идёшь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты не попал, И по какой распутице Дорога та, что сам искал Вовек не позабудется.
На примере данного стихотворения можно сопоставить традиционный и современный урок.
Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС)
Традиционный урок | Урок современного типа |
Проверка д/з Ученик выучил - пересказал | 1. Мотивация к учебной деятельности Настрой учащихся на работу. 2.Ученики сами вспоминают знания, которые им пригодятся на уроке. |
Сообщение темы и цели учителем. | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания. |
Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели. |
Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы). |
Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы. | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию. | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. |
Оценка деятельности. Осуществляет учитель за работу на уроке. | Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). |
Итог урока. Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили. | Проводится рефлексия. |
Сегодня я хочу продемонстрировать один из приёмов использования системно-деятельностного подхода на этапе открытия новых знаний на уроке «Окружающий мир» в 1 классе.
Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
Планируемые результаты:
Предметные: различают объекты живой и неживой природы.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.
Универсальные учебные действия
Метапредметные: объяснять связь живого и неживого на отдельных примерах.
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические_ классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, контролировать действия партнёра.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организация класса).
На экране солнышко (весёлое и грустное.)
. -К нам на урок заглянуло солнышко. Какое из них вам больше нравится?
-Я очень рада, что у вас хороший настрой на работу.
-У меня тоже сегодня хорошее настроение и я надеюсь, что у нас всё получится и урок будет интересным.
Свет солнца в ладони возьму
И к сердцу его приложу.
И станет вокруг всё добрее,
Нежнее, светлее, милее.
- Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок.
II. Постановка учебных задач.
- У нас урок окружающего мира. Что такое окружающий мир?
-Всё ли мы знаем об окружающем нас мире?
-Мы радуемся новым открытиям человечества.
- А можем ли мы открывать новое?
- Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным, наблюдательным)
– Вот мы с вами и поставили задачи на урок.
- А вот каким он получится, зависит от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
III. Постановка проблемы.
- Послушайте стихотворение, посмотрите на экран и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить. (о природе)
-Сегодня совершим путешествие в природу.
- А что же такое природа? Давайте подумаем.
Вывод: - К природе относится всё то, что нас окружает и существует независимо от человека)
- Для чего нам нужно изучать природу? (природа играет важную роль в жизни человека)
- А что вы знаете о природе? Оцените свои знания.
- Если знаете всё – поднимите зелёный кружок.
- Если знаете, но не всё – жёлтый
- Если ничего не знаете – красный.
- Рассмотрите маршрутный лист нашего путешествия. Прочитайте название раздела, который будем изучать. ( Природа в жизни человека)
- Как вы думаете, что узнаем из этого раздела?
- Прочитайте название нашей первой остановки.
- Это тема нашего сегодняшнего урока
- Как думаете, что значит, полна природа удивленья? ( природа не перестаёт удивлять нас своими чудесами)
- Мы начинаем наше путешествие.
IV. Открытие нового знания.
- Какие правила поведения в природе нужно соблюдать, чтобы не причинять ей вреда? (не шуметь, не ломать ветки деревьев, не сбивать грибы ногами и т.д.)
- Сейчас попробуем сделать первое открытие. Какая бывает природа?
– Посмотрите на экран. Что видите? (картинки) Мы будем называть их научным словом – объекты.
- Давайте попробуем разделить эти объекты на группы. Кто догадался, какие объекты составят 1 группу? Обсудите это с соседом по парте. Поставьте их в 1 ряд.
- По каким признакам вы объединили эти объекты? (живые – дышат, питаются, приносят потомство).
- Аналогично остальные. А к какой группе отнесём человека? ( Часть живой природы)
Вывод: природа бывает живая и неживая.
– Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа)
–Что можно сказать про рукотворные объекты? ( Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру)
- Связаны ли между собой живая и неживая природа? ( Вода питает растения, животных, человека. Растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества. Солнце даёт всем свет и тепло.)
- Вот мы и сделали с вами первое открытие.
Таким образом, я постаралась сформировать первоначальное представление о живой и неживой природе.
Современный урок предполагает работу обучающихся с информацией.
Такую работу я включила в этап закрепления новых знаний.
V. Первичное закрепление.
- Посмотрите на объекты живой природы. Все ли названия этих объектов вам известны?
Где мы можем узнать о том, что нам неизвестно?
- Атлас –определитель «От Земли до неба», стр. 56 - 57. Душица
Таким образом, деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы, которую не всегда можно применить, т.к. в классах небольшое количество детей. Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, я предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю обучающимся в случае разногласий задать вопрос учителю. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Таким образом, ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь».
Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Следовательно, воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
7