СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий "Хлеб - всему голова!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать у детей бережное отношение к хлебу, показать, что во все времена хлеб был и остается основным продуктом в жизни человека, воспитывать уважение к тяжёлому труду хлеборобов и пекарей; углубить знания учащихся о том, как выращивают и производят хлеб; обобщить знания о хлебе, о Родине.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Хлеб - всему голова!"»


Внеклассное мероприятие «Хлеб-всему голова».

Подготовила: учитель начальных классов Менасова С.Ш.


Цели: формировать у детей бережное отношение к хлебу, показать, что во все времена хлеб был и остается основным продуктом в жизни человека, воспитывать уважение к тяжёлому труду хлеборобов и пекарей; углубить знания учащихся о том, как выращивают и производят хлеб; обобщить знания о хлебе, о Родине.

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать к нам на праздник!

Мы сегодня собрались поговорить о самом святом продукте на земле. К нему сохранено самое почтительное отношение. Хлеб, хлебушек… Мягкий, душистый, пышный с хрустящей, румяной корочкой. Вы уже почувствовали его запах? Это один из самых удивительных запахов на земле, запах свежеиспечённого хлеба! В хлебе скрыто тепло земли, тепло солнца, тепло рук человеческих. Вот он лежит перед нами во всех видах.

(Выходят ученики с караваем).


1.Вот он –

Хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он-

Тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.


2.В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришёл.

В нём – здоровье наше, сила;

В нём чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.


3.Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.


4.В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём

Уплетай за обе щёки –

Вырастай богатырём.

У народа есть слова:

Хлеб - всей жизни голова.

Хлеб не падает нам с неба,

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятка рук.




5.Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.


Песня «Колосок»

Ведущий:

У каждого народа хлеб - почётный участник различных ритуалов.

- Славяне выходят встречать самых дорогих и желанных гостей хлебом – солью, показывая своё дружелюбие и радость.

- Казахи, туркмены, узбеки и другие народы средней Азии не коснутся хлеба ножом, чтобы не причинть ему обиды и боли, а разломят его руками.

- Клянусь хлебом! – говорит кавказец, потому что хлеб – священный и важный поручитель.

- Молодоженов осыпают зерном, чтобы их жизнь была благополучной и сытой.

- И конечно, у каждого народа есть множество пословиц и поговорок, посвященных самому главному и важнейшему продукту хлебу

Конкурс пословиц.

Ребята, знайте, что хлеб – труд миллионов людей. Люди воспевают хлеб в песнях, стихах, пословицах.

- Какие пословицы о хлебе вы знаете?

У детей карточка с окончаниями пословиц. Учитель читает начало пословицы, а тот ученик, у которого концовка этой пословицы. встает и зачитывает вторую часть пословицы. Игра закончится тогда, когда все дети встанут.
Хлеб бросать – силу терять. 
Был бы хлеб, а зубы сыщутся. 
Не будет хлеба, не будет и обеда. 
Горька работа, да хлеб сладок.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

В землю не положишь — и с земли не возьмешь.

Не ленись с плужком — будешь с пирожком.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

Догулялись мужики: нет ни хлеба ни муки.

Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

Доплясались, что без хлеба остались.

Каравай хлеба не свалится с неба.

Земля – матушка, хлеб – батюшка.

Нет хлеба, нет и обеда.

Без соли – невкусно, а без хлеба – несытно.

Если хлеба ни куска, так и тереме – тоска.


6.В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.


7.И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.


Танец колосков (Девочки танцуют танец с колосками)

Ведущий:

Викторина «Вкусное название». Дети вспоминают разные названия хлеба, отгадывая загадки про хлеб.


Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(хлеб)


Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье!

(баранка)



Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(блины)


В печь его сперва сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

(пирог)


В печке выпекся он смуглый,

Как баранка, тоже круглый.

Эту мягкую баранку

Съем на завтрак спозаранку.

(Бублик)


В праздник я приду ко всем,

Я большой и сладкий.

Есть во мне орешки, крем,

Сливки, шоколадки. (Торт)


Мы с изюмом, миндалем

Их на пасху испечем.

А лепить их во дворе

Тоже любо детворе. (Куличи)

 

Может быть оно песочным,

А порой и с кремом.

Иногда бывает с сочным

Аппетитным джемом.

И безе бывает - крошкой,

А в глазурной кожуре

Может быть оно картошкой,

Только вовсе не пюре. (Пирожное)

 

Сверху - ромбиком узоры,

А начинка в них внутри.

Быстро чайные приборы

В кухне с полочки бери.

Их мы к чаю предлагаем

Деду и младенцу.

И в их честь мы называем

Часто полотенце. (Вафли)


Очень ароматные,

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце. (Пряники)


Ведущий: А теперь о себе расскажут вам хлебные изделия.


Булочка: У меня подружки -

Сдобные ватрушки.

У меня от мака

На лице веснушки.


Ватрушки: Мы весёлые подружки

Со сладким творогом ватрушки.

Обойди хоть целый свет

А вкусней нас к чаю нет.


Бублики: А мы только из печи

Калачи: Бублики и калачи.


Печенье: Сделайте одолжение

Скушайте чудесное печенье.


Пирожное: Я пирожное

Белковое, заварное, воздушное.

Люди знаю, любят меня

Тогда, пожалуйста, кушайте!


Торт: Я – торт, с кремовой начинкой

С шоколадной спинкой.


Ведущий: Хлеб на Руси всегда был в почёте и к нему относились с особым теплом и любовью. Поэтому, наверное, существует столько пословиц, загадок, считалок, потешек.

Не обошла эта традиция и хлебную тематику. Дети расскажут потешки и скороговорку.


Потешки: (Дети выстраиваются в полукруг, один ученик показывает движения по тексту потешки, а остальные ребята повторяют)


8.Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.





9.Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,

Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.



10. Трушки ту-ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.



11.Кот на печку пошёл —
Горшок каши нашёл.
На печи калачи,
Как огонь, горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.



12. А качи-качи-качи…
Продавали калачи.
А мы с Ванечкой пошли
И купили калачи.
Калачи-то горячи,
Потому что из печи,
Сладкие, хрустящие,
Калачи вкуснящие.


Все вместе «Скороговорка»

Бублик, баранку, батон и буханку 
Пекарь из теста испёк спозаранку. 


Ведущий : И в радости, и в горе люди помнят о хлебе, и никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.


13. Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку.
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети
Забыв на время про футбол.

– Я – пекарь! – человек ответил.
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой


Ведущий: Много пришлось потрудиться человеку, прежде чем появилось так много хлебных продуктов! Много труда требуется, чтобы хлеб посеять, убрать, прежде чем он окажется у нас на столе.


Ведь не сразу стали зёрна 
Хлебом тем, что на столе. 
Люди долго и упорно 
Потрудились на земле. 

Детям показывается презентация « Как хлеб на стол попал?». Один ученик рассказывает

С чего всё начинается?


14.Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу.

Солнце светит. Дождик идёт. Вскоре на полях появляются зелёные ростки – всходы.

Пшеница выросла, но поле ещё не золотое. Ещё нельзя убирать урожай.

Хлебное поле стало золотым. Говорят: «Золотая нива!».

Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.

С утра до глубокой ночи идёт уборка хлеба.

Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют.

В этих башнях хранится зерно. Эти башни огромные.

На мукомольном заводе пшеница превращается в муку.

Далее муку везут на хлебозавод в специальных машинах.

А уж на заводе пекут хлеб.

А вот и магазин, там мы покупаем наш хлебушек..

15. Хлеб убран, и тише стало, 
Жарко дышат закрома. 
Поле спит. Оно устало. 
Приближается зима. 
Радуются трудовые люди –

собран богатый урожай.


Танец мальчиков.