СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий круглого стола на тему "Язык - это история народа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий круглого стола на тему "Язык - это история народа"»

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

на тему: «Язык – это история народа,

язык – это путь цивилизации и культуры»


Форма проведения: круглый стол.

Участники: ученики и их родители, учителя русского языка и литературы.

Методы работы (групповые и индивидуальные): устные выступления участников круглого стола, обсуждение вопросов, поднятых выступающими, цитаты великих людей о русском языке в подтверждение позиций выступающих, книги известных отечественных писателей и поэтов, мультимедийные средства.

Метапредметные связи: русский язык, литература, история, обществознание.

Цели: показать, насколько важно каждому уметь грамотно и красиво говорить, а также кратко и четко выражать свои мысли. Способствовать формированию чувства гордости за свой родной язык, пробуждению любви к Отечеству, формированию высоких нравственных и моральных принципов.


Задачи:

  1. Тренировка четкой и грамотной речи подрастающего поколения.

  2. Организация взаимодействия со старшими поколениями (родителями, бабушками и дедушками).

  3. Воспитание любви к современному русскому литературному языку.

  4. Дискуссия, анализ и обмен опытом.


Эпиграф: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн).


Вступление ведущего: «Здравствуйте, уважаемые гости и участники круглого стола. Спасибо всем, кто принял наше приглашение. Надеемся, что сегодняшняя встреча оставит свой позитивный след в памяти каждого присутствующего.

Сегодня мы с вами поговорим о том, насколько важному каждому из нас уметь красиво и грамотно говорить, четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи.

Продолжая вспоминать мудрые слова известного русского писателя прошлого века Александра Ивановича Куприна, хочется подчеркнуть его правоту: язык – это, бесспорно, история народа, путь цивилизации и культуры, потому его изучение и сбережение является не праздным занятием, а насущной необходимостью.


Слово – это самое ценное, что есть у человека. Как говорил классик Лев Николаевич Толстой, «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединит людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».


Великий русский прозаик, поэт и переводчик Вадим Сергеевич Шефнер писал:

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.


Из сказанного можно сделать вывод о том, что каждому из нас следует беспрерывно следить за тем, что и как мы говорим.


Вопросы, которые сегодня стоят на повестке дня:

  1. Правильно ли мы говорим, можно ли нашу речь назвать образцовой?

  2. Верно ли утверждение о том, что язык играет огромную роль в становлении личности человека?

  3. Всегда ли мы используем исконно русские слова в своей речи и есть ли такие слова, которых нам необходимо избегать?

  4. Зависит ли от каждого из нас сохранение красоты и чистоты языка? Что мы можем сделать для того, чтобы сберечь и улучшить наш родной язык?


Для ответа на данные вопросы предлагаем заслушать наших докладчиков.


Предваряя выступление первого докладчика, предлагаем заслушать Притчу о силе слов в исполнении ученика (цы) ______________________ (автор произведения – Александр Сидоровнин).


Уважаемые гости, обратим внимание на последние слова притчи: для того, чтобы уметь понятно изъясняться, необходимо правильно подбирать нужные слова, не забывая при этом думать, а не говорить первое пришедшее на ум. Именно язык позволяет выражать свои мысли, чувства, эмоции, формировать отношения с другими людьми. Он также определяет стиль жизни и убеждения, помогает сохранять культурное наследие и народные традиции. Таким образом, можно сказать, что язык играет огромную роль в становлении личности человека и всего общества в целом.


Следующим лирическим отступлением станет стихотворение поэтессы Нины Шестер «Язык хранит историю народа» в исполнении ученика (цы)
______________________.


Спасибо ребятам за прекрасные стихи! Как сказал великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга, после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». С данным высказыванием сложно не согласиться!


Развивая нашу беседу, хочется вспомнить слова выдающегося киргизского и советского писателя Чингиза Айтматова, который сказал: «Бессмертие народа – в его языке». Предлагаем поговорить о бессмертии нашего родного языка. К выступлению приглашается ______________ с мини-исследованием на тему «Возрождение устаревших слов».


Обсуждение вопроса, поднятого докладчиком.


Эпиграфом к следующему выступлению станет стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Словарь» в исполнении ученика (цы)___________________.


Итак, прослушанное стихотворение продолжает нашу встречу и предлагает окунуться в прошлое, поговорив о том богатом лексическом наследии, которое дошло до наших дней благодаря словарям говоров, в частности Смоленских. К выступлению приглашается ученика (цы)
______________________, который (ая) расскажет нам о словаре говоров нашего региона.


Прекрасным логическим завершением выступления предыдущего докладчика (цы) станет стихотворение русского поэта-песенника Сергея Григорьевича Острового «Первородство» в исполнении ученика (цы)___________________.


Итак, мы поговорили об исконно русских словах (в частности нашего региона), теперь переходим к обсуждению слов, которые попали в наш язык путем заимствований из других языков. Заслушаем следующего нашего докладчика – ученика (цу)___________________, который (ая) расскажет нам об английских словах в русском языке.


Спасибо за выступление, поднятую тему продолжит развивать ученик (ца)___________________, который (ая) представит нам результаты проведенного мини-исследования по вопросу использования современными подростками англицизмов в их речи.


Давайте обсудим вопросы, поднятые двумя предыдущими докладчиками. К обсуждению приглашаются не только участники круглого стола, но и гости (родители, бабушки и дедушки докладчиков).

Предлагаем согласиться либо опровергнуть слова знаменитого русского писателя и философа Виссариона Григорьевича Белинского: «Употреблять слово иностранное, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус». Стоит ли нам избегать тех иностранных слов, которые имеют в русском языке аналог?


Поговорив об исконно русских корнях и чужеродных заимствованиях, давайте вспомним о том, что наш язык постоянно развивается и пополняется не только за счет иностранных слов, но и благодаря появлению новых русских слов, которые становятся результатом развития нашей истории и появления новых реалий. В частности, поднимем вопрос наличия в языке неологизмов: к выступлению на тему «Лексика ограниченного употребления. Неологизмы» приглашается ученик (ца)___________________.


Завершая выступление предыдущего докладчика, хочется вспомнить слова русского писателя, педагога и журналиста Константина Георгиевича Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса». Подтверждением данных слов станет выступление нашего следующего докладчика – ученика (цы)___________________ на тему «SMS как новый речевой жанр».


Подводя итог нашей встречи, выразим главную мысль нашей сегодняшней встречи словами Константина Георгиевича Паустовского: «Нашему народу дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Для его сохранения и дальнейшего развития каждый из нас должен:

  • следить за своей речью;

  • стараться грамотно и понятно выражать свои мысли, не используя слов-паразитов и жаргонизмов;

  • избегать ненужных иностранных заимствований, засоряющих наш родной язык;

  • знать и ценить историю своего языка.


Заключение:

Закончить нашу встречу хочется словами знаменитого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием!».




4