СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
на тему: «Язык – это история народа,
язык – это путь цивилизации и культуры»
Форма проведения: круглый стол.
Участники: ученики и их родители, учителя русского языка и литературы.
Методы работы (групповые и индивидуальные): устные выступления участников круглого стола, обсуждение вопросов, поднятых выступающими, цитаты великих людей о русском языке в подтверждение позиций выступающих, книги известных отечественных писателей и поэтов, мультимедийные средства.
Метапредметные связи: русский язык, литература, история, обществознание.
Цели: показать, насколько важно каждому уметь грамотно и красиво говорить, а также кратко и четко выражать свои мысли. Способствовать формированию чувства гордости за свой родной язык, пробуждению любви к Отечеству, формированию высоких нравственных и моральных принципов.
Задачи:
Тренировка четкой и грамотной речи подрастающего поколения.
Организация взаимодействия со старшими поколениями (родителями, бабушками и дедушками).
Воспитание любви к современному русскому литературному языку.
Дискуссия, анализ и обмен опытом.
Эпиграф: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн).
Вступление ведущего: «Здравствуйте, уважаемые гости и участники круглого стола. Спасибо всем, кто принял наше приглашение. Надеемся, что сегодняшняя встреча оставит свой позитивный след в памяти каждого присутствующего.
Сегодня мы с вами поговорим о том, насколько важному каждому из нас уметь красиво и грамотно говорить, четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи.
Продолжая вспоминать мудрые слова известного русского писателя прошлого века Александра Ивановича Куприна, хочется подчеркнуть его правоту: язык – это, бесспорно, история народа, путь цивилизации и культуры, потому его изучение и сбережение является не праздным занятием, а насущной необходимостью.
Слово – это самое ценное, что есть у человека. Как говорил классик Лев Николаевич Толстой, «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединит людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
Великий русский прозаик, поэт и переводчик Вадим Сергеевич Шефнер писал:
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что каждому из нас следует беспрерывно следить за тем, что и как мы говорим.
Вопросы, которые сегодня стоят на повестке дня:
Правильно ли мы говорим, можно ли нашу речь назвать образцовой?
Верно ли утверждение о том, что язык играет огромную роль в становлении личности человека?
Всегда ли мы используем исконно русские слова в своей речи и есть ли такие слова, которых нам необходимо избегать?
Зависит ли от каждого из нас сохранение красоты и чистоты языка? Что мы можем сделать для того, чтобы сберечь и улучшить наш родной язык?
Для ответа на данные вопросы предлагаем заслушать наших докладчиков.
Предваряя выступление первого докладчика, предлагаем заслушать Притчу о силе слов в исполнении ученика (цы) ______________________ (автор произведения – Александр Сидоровнин).
Уважаемые гости, обратим внимание на последние слова притчи: для того, чтобы уметь понятно изъясняться, необходимо правильно подбирать нужные слова, не забывая при этом думать, а не говорить первое пришедшее на ум. Именно язык позволяет выражать свои мысли, чувства, эмоции, формировать отношения с другими людьми. Он также определяет стиль жизни и убеждения, помогает сохранять культурное наследие и народные традиции. Таким образом, можно сказать, что язык играет огромную роль в становлении личности человека и всего общества в целом.
Следующим лирическим отступлением станет стихотворение поэтессы Нины Шестер «Язык хранит историю народа» в исполнении ученика (цы)
______________________.
Спасибо ребятам за прекрасные стихи! Как сказал великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга, после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». С данным высказыванием сложно не согласиться!
Развивая нашу беседу, хочется вспомнить слова выдающегося киргизского и советского писателя Чингиза Айтматова, который сказал: «Бессмертие народа – в его языке». Предлагаем поговорить о бессмертии нашего родного языка. К выступлению приглашается ______________ с мини-исследованием на тему «Возрождение устаревших слов».
Обсуждение вопроса, поднятого докладчиком.
Эпиграфом к следующему выступлению станет стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Словарь» в исполнении ученика (цы)___________________.
Итак, прослушанное стихотворение продолжает нашу встречу и предлагает окунуться в прошлое, поговорив о том богатом лексическом наследии, которое дошло до наших дней благодаря словарям говоров, в частности Смоленских. К выступлению приглашается ученика (цы)
______________________, который (ая) расскажет нам о словаре говоров нашего региона.
Прекрасным логическим завершением выступления предыдущего докладчика (цы) станет стихотворение русского поэта-песенника Сергея Григорьевича Острового «Первородство» в исполнении ученика (цы)___________________.
Итак, мы поговорили об исконно русских словах (в частности нашего региона), теперь переходим к обсуждению слов, которые попали в наш язык путем заимствований из других языков. Заслушаем следующего нашего докладчика – ученика (цу)___________________, который (ая) расскажет нам об английских словах в русском языке.
Спасибо за выступление, поднятую тему продолжит развивать ученик (ца)___________________, который (ая) представит нам результаты проведенного мини-исследования по вопросу использования современными подростками англицизмов в их речи.
Давайте обсудим вопросы, поднятые двумя предыдущими докладчиками. К обсуждению приглашаются не только участники круглого стола, но и гости (родители, бабушки и дедушки докладчиков).
Предлагаем согласиться либо опровергнуть слова знаменитого русского писателя и философа Виссариона Григорьевича Белинского: «Употреблять слово иностранное, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус». Стоит ли нам избегать тех иностранных слов, которые имеют в русском языке аналог?
Поговорив об исконно русских корнях и чужеродных заимствованиях, давайте вспомним о том, что наш язык постоянно развивается и пополняется не только за счет иностранных слов, но и благодаря появлению новых русских слов, которые становятся результатом развития нашей истории и появления новых реалий. В частности, поднимем вопрос наличия в языке неологизмов: к выступлению на тему «Лексика ограниченного употребления. Неологизмы» приглашается ученик (ца)___________________.
Завершая выступление предыдущего докладчика, хочется вспомнить слова русского писателя, педагога и журналиста Константина Георгиевича Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса». Подтверждением данных слов станет выступление нашего следующего докладчика – ученика (цы)___________________ на тему «SMS как новый речевой жанр».
Подводя итог нашей встречи, выразим главную мысль нашей сегодняшней встречи словами Константина Георгиевича Паустовского: «Нашему народу дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Для его сохранения и дальнейшего развития каждый из нас должен:
следить за своей речью;
стараться грамотно и понятно выражать свои мысли, не используя слов-паразитов и жаргонизмов;
избегать ненужных иностранных заимствований, засоряющих наш родной язык;
знать и ценить историю своего языка.
Заключение:
Закончить нашу встречу хочется словами знаменитого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием!».
4