Сценарий
познавательно-игровой программы для младших школьников
«И даже в сказке есть права», посвященный Дню конституции РФ.
Ход мероприятия:
Ведущий 1. Добрый день, дорогие ребята! Мы рады новой встрече с вами. А какой праздник отмечает вся Россия 12 декабря? (дети отвечают)
Ведущий 2. В этот день вся страна отмечает День Конституции.
Ведущий 1. А может кто-нибудь знает, что такое Конституция? (дети отвечают)
Ведущий 2. Конституция - основной закон государства. 12 декабря 1993 года была принята действующая Конституция Российской Федерации – это самый главный закон, в котором описаны все права и обязанности граждан страны.
Ведущий 1. Ребята, а что такое закон? (дети отвечают)
Ведущий 2. Правильно, ребята. Закон - это официальное правило, установленное государством и регулирующее какую-либо сферу общественной жизни, которое все должны соблюдать.
Ведущий 1. Давайте вспомним, что мы уже знаем о нашей Родине.
1.Как называется наша Родина? (Россия)
2.Как называют людей, живущих в России? (россиянами)
3.Назовите главный город, столицу нашей Родины (Москва)
Ведущий 2. А знаете, с чего начинается Конституция? (дети отвечают)
Ведущий 1. На первой странице Конституции – гимн нашей страны.
Гимн – это главная торжественная песня страны. Он исполняется в особых, торжественных случаях: в дни торжественных праздников, когда проходят парады, в случаях победы наших спортсменов на соревнованиях. При исполнении гимна встают, слушают молча.
Звучит Гимн Российской Федерации
Ведущий 2.А вы знаете кто является автором слов и музыки гимна России? (дети отвечают)
Ведущий 1. Слова - Сергей Владимирович Михалков, композитор Александр Васильевич Александров.
Ведущий 2. В каждой стране существует государственная символика - это не только гимн.
Ведущий 1. Какие еще символы вы знаете? (дети отвечают - герб, флаг)
Ведущий 2. Флаг России имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей, красной.
Ведущий 1. Сегодня государственный герб России представляет собой двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите;
над орлом три короны: над головами – две малые и над ними – одна большая; в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла старинный московский герб – красный щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона.
Игра «Составь флаг и герб»
Ведущий 2. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.
Ведущий 1. Итак, граждане России имеют право:
право на жизнь, (лист с надписью «свидетельство о рождении)
Только ты на свет родился
Право первое твоё
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное своё
право на заботу в семье (плакат «моя семья»)
Очень трудно самому
Жить на свете одному
Правом с мамой жить и с папой
Пользуемся мы, ребята.
право на образование (плакат с азбукой)
Будем хорошо учиться
Землю отчую любить,
Будем Родиной гордиться
Героев наших чтить.
право на жилище (картинка «домик»)
Все живущие на Планете
Имеют право на свой дом
Чтобы взрослые и дети
Могли жить уютно в нем.
Никто не может их прогнать
И дом с вещами отобрать.
право на здоровье и медицинскую помощь.
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь- Ведь тебе поможет врач!
Мультфильм «Смешарики. Я имею право.»
Ведущий 1. В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ...».
Ведущий 2. Какие же права есть у нас, школьников? Как вы думаете? (дети отвечают)
1.Право на образование.
2. Право говорить на своем родном языке.
3.Право на отдых и досуг.
4.Право на приемлемый уровень жизни
Ведущий 1.В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
Какие же обязанности у школьника? Как вы думаете?
1. Уважать друг друга.
2. Культурно вести себя.
3. Ходить опрятным.
4. Выполнять устав школы.
Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы с вами их должны соблюдать.
Игра «Если в школу ты идешь»
Ведущий 2.А какие же вещи можно приносить в школу? Для этого предлагаю всем встать. Я буду читать стихотворение. А вы хлопайте в ладоши - если такие вещи в школе нужны; если не нужны – приседайте, пусть пролетают мимо.
Если в школу ты идёшь,
То в портфель с собой берёшь:
- В клеточку тетрадку?
- Новую рогатку?
- Веник для уборки?
- Дневник для пятёрки?
- Альбом и краски?
- Карнавальные маски?
- Азбуку в картинках?
- Рваные ботинки?
- Фломастеры и ручку?
- Гвоздиков кучку?
- Карандаши цветные?
- Матрасы надувные?
А теперь игра «Сказка ложь, да в ней намек…»
Ведущий 1.
1. Какое право нарушила ведьма в русской народной сказке Сестрица Аленушка и братец Иванушка? (право на жизнь)
2. Кто нарушил право в русской народной сказке «Зайкина избушка»? и какое право было нарушено? (право на жизнь и на неприкосновенность жилища).
3. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
(право на жизнь и на неприкосновенность жилища).
4.В сказке Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? (право на отдых)
5. Какое право было нарушено тараканом в сказке К.Чуковского «Тараканище?»
6. Сказка В.М. ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? (право на свободу передвижений).
7.Каким правом не воспользовался Буратино из сказки Толстого «Золотой ключик», продав азбуку за пять золотых? (правом на образование).
Ведущий 2. А теперь игра «Отгадай сказку».
1.В какой сказке А.С. Пушкина одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице»?
«Сказка о рыбаке и рыбке»
2.В какой сказке С.Михалкова нарушено право трёх малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами?
«Три поросёнка».
3.В этой сказке известного французского сказочника Г-Х Андерсена нарушено право: «Ребенок имеет право жить со своими родителями и никому не позволено разлучить их»
«Снежная королева».
4.В этой сказке Ш.Перро маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободу передвижения и свободу слова на ее жизнь было совершенно покушение со стороны волка, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.
Красная шапочка.
Ведущий 1. Ребята, вы большие молодцы! Давайте с вами подведём итог нашего занятия! Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (дети отвечают)
Ведущий 2. Правильно. Без закона не будет порядка!
Ведущий 1. Наша Родина сможет процветать только тогда, когда у нас будет мир, дружба и когда мы будем соблюдать права и обязанности, прописанные в Конституции.