Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ассабская СОШ имени Омарова Саида Дибировича»
Сценарий
открытия недели русского языка и литературы
Автор:Аминтазаева Патимат Гитиномагомедовна,
учитель русского языка и литературы
Ассаб, 2018
1-й ведущий: Здравствуйте, ребята!
С 26 – 30 ноября в нашей школе будет проходить неделя русского языка.
Сегодня мы поговорим о культуре речи.
А. П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».
В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать самую сложную мысль. Говорить красиво, правильно мы учимся у классиков русской литературы. И нам есть чем гордиться. Однако в последнее время все чаще можно быть свидетелями таких диалогов.
Сценка 1
Вот это кино!
Учитель запаздывал, и девятый класс тихо шуршал, умирая со скуки. Вдруг дверь распахнулась, и влетел Магомедов, видно, с какой-то новостью.
- Вот это кино – воскликнул он. – Вчера такой фильмик посмотрел!
Мальчишки мгновенно собрались вокруг него.
- Ну, такое там было, ну воще! – начал магомедов, отчаянно жестикулируя. – Один взял палку – ну воще! – А тот, другой, его не понял: раз – ногой! А который в окно прыгнул, как даст этому! А этот в бронежилете был и тому, с часами, – в лоб. Сейчас покажу…
Магомедов расставил ноги и раскинул руки, приняв вид летящей птицы, потом пригнулся и с криком «Кия!» ударил ногой в воздух.
Приемчик всем понравился.
Никто не заметил, что учитель уже пришел и с интересом наблюдает за происходящим. Пришлось сесть по местам. Лишь Магомедов, не понимая, в чем причина невнимания к его рассказу, продолжал буйствовать.
- Будем заниматься каратэ или историей? – спросил учитель, открывая журнал. И когда шум улегся, продолжал: - Да, Магомедов, ты про фильм так рассказал, что теперь его смотреть не захочется.
Взяв линейку в руки, учитель усмехнулся и начал:
- Я вам сейчас такое расскажу! Вот одни напали на Францию. Ну, а эта – такая смелая! – берет меч, одному – раз, второму – раз, они сразу откололись. Ну, в общем, та, как её? Ну, эта… Жанна д` Арк!
Учитель обвёл взглядом класс:
- А теперь, Магомедов, расскажи, что ты узнал о Жанне д` Арк?
Магомедов утёр пот со лба и сказал:
-Я не знал, что она такая крутая!
2-й ведущий: Знакомая ситуация, не правда ли? Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно.
А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:
Председатель
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово.
Встал со стула
И сел снова.
Потом встал опять,
Что-то хотел сказать,
Но решил помолчать
И не сказал ни слова.
Потом встал,
Потом сел.
Сел – встал,
Сел – встал
И сел снова.
Устал
И упал,
Так и не взяв слова.
Сценка 2
Встретил я одного приятеля. Давно не виделись с ним!
- Как живёшь?
- Нормально.
- А с учёбой как?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел. Теперь всё в порядке?
- Нормально.
- Хорошо, значит?
- Ну я же говорю – нормально.
- Странно ты говоришь.
- Почему? Нормально.
-Ты считаешь – нормально?
- Нормально.
1-й ведущий: А этот я услышала в магазине. Исправьте, пожалуйста, речевые ошибки.
- Кто крайний? Мне полкило шпига и творога.
- Шпика нет, спросите в другом отделе.
- Шпик – шпион, а мне шпига, сала, нужно.
- Ложите сюда, в целлофановый пакет.
(Учащиеся исправляют замеченные ошибки).
Итак, когда мы говорим крайний – последний?
Крайний – находящийся на краю: крайнее справа дерево, крайний срок.
Последний – конечный в ряду, в очереди.
1.Шпик – подкожное свиное сало в кусках (обычно просолённое).
2.Шпик – разг. Тайный агент полиции по слежке за кем-либо.
2-й ведущий: Послушайте стихотворение и скажите, как всё-таки произносится слово творог?
Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог…
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее – творог?»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы, -
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!"
Какую произносительную ошибку допустил кассир? А как нужно правильно сказать?
(Распродана).
Класть – глагол несов. вида не употребляется с приставками (нельзя покладу).
Я кладу тетрадь на стол.
Ложить (просторечн.) не употребляется без приставок. Я положу тетрадь на стол.
Без приставок слово ложить употребляется только с возвратным суффиксом –ся: ложись, ложиться. Ложись спать. Листья желтые нам под ноги ложатся.
1-й ведущий: Люди путают два абсолютно разных слова: целлофановый и полиэтиленовый. Разница между ними, по свидетельству специалистов, большая.
Целлофан – это блестящая, гибкая прозрачная пленка из вискозы.
Полиэтилен – пленка из определенных марок полимеров.
В настоящее время большим спросом пользуются именно полиэтиленовые, но никак не целлофановые мешки, пленки и т. п.
Тонкость выражений
Ю. Благова (читает учащийся)
Я в автобусе стоял,
Вдруг на повороте
Кто-то сзади мне сказал:
- Вы сейчас встаете?..
Нам к ответу бы призвать
Этого героя:
«Объясни, как может встать
Тот, кто едет стоя?»
Но автобус не привык
Видеть суть ошибок,
Да к тому же наш язык
Беспредельно гибок,
И стараются в пути
Дяди или тети
Всех стоящих впереди
Спрашивать: «Встаете?..»
Двух гражданок городских
Слушал я при встрече,
Заурядные у них
Обороты речи,
Никаких таких примет,
Только многократно
Там, где надо, там, где нет,
Слышится обратно:
- Главк обратно ордер дал
Нашему соседу,
- А у нас большой скандал
Был обратно в среду…
Я, бодрясь по мере сил,
У врача в передней
Ожидающих спросил:
- Кто из вас последний?
И сейчас же был ответ
Выдан громогласно:
- В наши дни последних нет.
Я здесь крайний… Ясно?
Так сострил какой-то бас,
И не без успеха.
Ожидающие враз
Взвизгнули от смеха.
Но сказал я в свой черед
Со злорадством тайным:
- Хорошо смеётся тот,
Кто смеётся… крайним!
Какое значение имеет слово обратно? (Назад).
Сценка 3
- Ты на следующей остановке сходишь?
- Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Ты слезаешь?»
- Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Ты на следующей остановке выходишь?»
- Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Ты встаешь?»
- Ну и ну! Да я и так стою, а не сижу. Зачем же спрашивать, встаю ли я?
- Тогда и оставайся в автобусе, если русского языка не знаешь.
Кто прав в этой ситуации?
Сходят с парохода, катера, поезда;
по трапу, ступенькам вниз.
Входят (внутрь) в автобус, троллейбус.
Выходят (наружу) из автобуса, троллейбуса.
Входят, выходят, сходят в автобусе, троллейбусе.
2-й ведущий: Итак, владение культурой речи – своеобразная характеристика человека. Наша речь нормированна. Как вы это понимаете? Чем закреплены нормы? Для чего их нужно соблюдать?
К. И. Чуковский писал: «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того им оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз.
Сказать это нужно с категорической строгостью.
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
Умейте же сберечь
Наш дар бесценный – речь. (И. А. Бунин)
1-й ведущий: На этом наше выступление окончено. Желаем Вам успехов в олимпиадах,
в овладении секретами русского языка, чтобы вы говорили правильно и вас правильно понимали.
7