СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытия недели русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать для открытия недели русского языка и литературы в школе

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытия недели русского языка и литературы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ассабская СОШ имени Омарова Саида Дибировича»











Сценарий

открытия недели русского языка и литературы











Автор:Аминтазаева Патимат Гитиномагомедовна,

учитель русского языка и литературы
















Ассаб, 2018

1-й ведущий: Здравствуйте, ребята!

С 26 – 30 ноября в нашей школе будет проходить неделя русского языка.

Сегодня мы поговорим о культуре речи.

А. П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать самую сложную мысль. Говорить красиво, правильно мы учимся у классиков русской литературы. И нам есть чем гордиться. Однако в последнее время все чаще можно быть свидетелями таких диалогов.


Сценка 1

Вот это кино!

Учитель запаздывал, и девятый класс тихо шуршал, умирая со скуки. Вдруг дверь распахнулась, и влетел Магомедов, видно, с какой-то новостью.

- Вот это кино – воскликнул он. – Вчера такой фильмик посмотрел!

Мальчишки мгновенно собрались вокруг него.

- Ну, такое там было, ну воще! – начал магомедов, отчаянно жестикулируя. – Один взял палку – ну воще! – А тот, другой, его не понял: раз – ногой! А который в окно прыгнул, как даст этому! А этот в бронежилете был и тому, с часами, – в лоб. Сейчас покажу…

Магомедов расставил ноги и раскинул руки, приняв вид летящей птицы, потом пригнулся и с криком «Кия!» ударил ногой в воздух.

Приемчик всем понравился.

Никто не заметил, что учитель уже пришел и с интересом наблюдает за происходящим. Пришлось сесть по местам. Лишь Магомедов, не понимая, в чем причина невнимания к его рассказу, продолжал буйствовать.

- Будем заниматься каратэ или историей? – спросил учитель, открывая журнал. И когда шум улегся, продолжал: - Да, Магомедов, ты про фильм так рассказал, что теперь его смотреть не захочется.
Взяв линейку в руки, учитель усмехнулся и начал:

- Я вам сейчас такое расскажу! Вот одни напали на Францию. Ну, а эта – такая смелая! – берет меч, одному – раз, второму – раз, они сразу откололись. Ну, в общем, та, как её? Ну, эта… Жанна д` Арк!

Учитель обвёл взглядом класс:

- А теперь, Магомедов, расскажи, что ты узнал о Жанне д` Арк?

Магомедов утёр пот со лба и сказал:

-Я не знал, что она такая крутая!


2-й ведущий: Знакомая ситуация, не правда ли? Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно.

А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:

Председатель

Хотел взять слово.

Пока вставал,

Потерял слово.

Встал со стула

И сел снова.

Потом встал опять,

Что-то хотел сказать,

Но решил помолчать

И не сказал ни слова.

Потом встал,

Потом сел.

Сел – встал,

Сел – встал

И сел снова.

Устал

И упал,

Так и не взяв слова.

Сценка 2

Встретил я одного приятеля. Давно не виделись с ним!

- Как живёшь?

- Нормально.

- А с учёбой как?

- Нормально.

- Ты, говорят, болел. Теперь всё в порядке?

- Нормально.

- Хорошо, значит?

- Ну я же говорю – нормально.

- Странно ты говоришь.

- Почему? Нормально.

-Ты считаешь – нормально?

- Нормально.


1-й ведущий: А этот я услышала в магазине. Исправьте, пожалуйста, речевые ошибки.

- Кто крайний? Мне полкило шпига и творога.

- Шпика нет, спросите в другом отделе.

- Шпик – шпион, а мне шпига, сала, нужно.

- Ложите сюда, в целлофановый пакет.

(Учащиеся исправляют замеченные ошибки).

Итак, когда мы говорим крайний – последний?

Крайний – находящийся на краю: крайнее справа дерево, крайний срок.

Последний – конечный в ряду, в очереди.

1.Шпик – подкожное свиное сало в кусках (обычно просолённое).

2.Шпик – разг. Тайный агент полиции по слежке за кем-либо.


2-й ведущий: Послушайте стихотворение и скажите, как всё-таки произносится слово творог?

Мой дядя выяснял лет сорок

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог…

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее – творог?»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, -

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже.

И так сказала: «Не осталось!

Она распродата уже!"


Какую произносительную ошибку допустил кассир? А как нужно правильно сказать?

(Распродана).

Класть – глагол несов. вида не употребляется с приставками (нельзя покладу).

Я кладу тетрадь на стол.

Ложить (просторечн.) не употребляется без приставок. Я положу тетрадь на стол.

Без приставок слово ложить употребляется только с возвратным суффиксом –ся: ложись, ложиться. Ложись спать. Листья желтые нам под ноги ложатся.


1-й ведущий: Люди путают два абсолютно разных слова: целлофановый и полиэтиленовый. Разница между ними, по свидетельству специалистов, большая.

Целлофан – это блестящая, гибкая прозрачная пленка из вискозы.

Полиэтилен – пленка из определенных марок полимеров.

В настоящее время большим спросом пользуются именно полиэтиленовые, но никак не целлофановые мешки, пленки и т. п.


Тонкость выражений

Ю. Благова (читает учащийся)

Я в автобусе стоял,

Вдруг на повороте

Кто-то сзади мне сказал:

- Вы сейчас встаете?..

Нам к ответу бы призвать

Этого героя:

«Объясни, как может встать

Тот, кто едет стоя?»

Но автобус не привык

Видеть суть ошибок,

Да к тому же наш язык

Беспредельно гибок,

И стараются в пути

Дяди или тети

Всех стоящих впереди

Спрашивать: «Встаете?..»

Двух гражданок городских

Слушал я при встрече,

Заурядные у них

Обороты речи,

Никаких таких примет,

Только многократно

Там, где надо, там, где нет,

Слышится обратно:

- Главк обратно ордер дал

Нашему соседу,

- А у нас большой скандал

Был обратно в среду…

Я, бодрясь по мере сил,

У врача в передней

Ожидающих спросил:

- Кто из вас последний?

И сейчас же был ответ

Выдан громогласно:

- В наши дни последних нет.

Я здесь крайний… Ясно?

Так сострил какой-то бас,

И не без успеха.

Ожидающие враз

Взвизгнули от смеха.

Но сказал я в свой черед

Со злорадством тайным:

- Хорошо смеётся тот,

Кто смеётся… крайним!


Какое значение имеет слово обратно? (Назад).


Сценка 3

- Ты на следующей остановке сходишь?

- Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Ты слезаешь?»

- Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Ты на следующей остановке выходишь?»

- Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Ты встаешь?»

- Ну и ну! Да я и так стою, а не сижу. Зачем же спрашивать, встаю ли я?

- Тогда и оставайся в автобусе, если русского языка не знаешь.


Кто прав в этой ситуации?

Сходят с парохода, катера, поезда;

по трапу, ступенькам вниз.

Входят (внутрь) в автобус, троллейбус.

Выходят (наружу) из автобуса, троллейбуса.

Входят, выходят, сходят в автобусе, троллейбусе.


2-й ведущий: Итак, владение культурой речи – своеобразная характеристика человека. Наша речь нормированна. Как вы это понимаете? Чем закреплены нормы? Для чего их нужно соблюдать?

К. И. Чуковский писал: «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того им оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз.

Сказать это нужно с категорической строгостью.

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

Умейте же сберечь

Наш дар бесценный – речь. (И. А. Бунин)


1-й ведущий: На этом наше выступление окончено. Желаем Вам успехов в олимпиадах,

в овладении секретами русского языка, чтобы вы говорили правильно и вас правильно понимали.



7