СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытого урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока являлось учить видеть и понимать окружающую природу, развивать воображение, связную речь, прививать любовь к природе и интерес к чтению, создавать творческие работы

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого урока»

Сценарий открытого урока по литературному чтению И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Класс: 3 а

Учитель: Курбатова С.В.

Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (2 урок)

Цель: учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению, создавать творческие работы.

Планируемые результаты: метапредметные и личностные результаты (УУД)

Личностные:

формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию

Познавательные:

формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте, анализировать и синтезировать прочитанное

Регулятивные:

действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание


Ход урока


I. Организационный момент

- Сегодня наш урок необычен, к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.

- Улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация знаний

Сегодня мы отправляемся в путешествие. Как вы думаете куда? А как вы догадались?

Ой, ребята, мне кажется, я что-то слышу.

(Приготовлена ширма для кукольного спектакля, появляются кошечка и собачка)

Собачка: Не бойся, иди смелее.

Кошечка: А я и не боюсь? Ой, куда мы попали?

Учитель: Здравствуйте, гости дорогие! Вы попали в школу № 4 к ребятам 3 А класса. Что с вами случилось? Вы заблудились?

Кошечка и собачка: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

Кошечка: Да, мы ищем друзей.

Собачка: Мы нашли в лесу объявление «Ищу друга»

Кошечка: В этом объявлении, только есть приметы, и мы не можем ни как догадаться, о ком идёт речь?

Собачка: И где нам его искать?

Кошечка: Мы так хотели приобрести нового друга. А вдруг, тот, кто написал объявление, попал в беду?

Учитель: Вы не переживайте. Я думаю, ребята вам помогут. У нас такие объявления тоже есть. Ребята их внимательно прочитают и подскажут вам ответ.

Кошечка и Собачка: Большое вам спасибо.

Собачка: Вы ребята, пока почитайте объявление, а мы поищем, вдруг мы вперёд найдём, того кто писал это объявление. А вы как будете готовы, позовёте нас.

Учитель: Наши гости ушли. Возьмите листочки под номером № 1.

Внимательно прочитайте объявление и угадайте, о ком идёт речь. (читает 1 ученик вслух)

«Ищу друга»

Хочу найти друга. Немного о себе:

«У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных  способа защиты: маскировка и ноги. Мои враги волки, рыси, лисицы, бродячие собаки и кошки, крупные хищные птицы, как дневные, так и ночные.

Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие.

Первые - настовички, вторые - колосовики и есть ещё третьи.

Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».

- О ком идёт речь в рассказе? (ответы детей)

- Ребята, а вдруг гости нас спросят, по каким признакам мы определили, что это заяц. Нам нужно подчеркнуть красным карандашом слова, которые помогли разгадать загадочное объявление.

(Учащиеся объясняют)

- Но в этом тексте для нас была новая информация. Найдите её, синим карандашом подчеркните информацию, которой оказалась для нас новой.

- Оцените свою работу. У вас на столах лежат таблицы, в которых вы будете оценивать свою работу. Найдите запись «объявление», раскрасьте кружок нужным цветом, если вам, было, легко было найти признаки и новую информацию, закрасьте зелёным цветом кружок, если были небольшие трудности, то жёлтым, а если трудно, то красным.

- Вы назвали слова в новой информации «настовики» и «колосовики». А что обозначают эти слова. У вас ответы лежат на ваших столах. Найдите листочек под № 2.

Для работы объединитесь в пары. При работе в парах помните правила этикета.

Работа в парах

Прочитайте внимательно объяснение значения слов, определите о каких зайчатах идёт речь, и запишите, как их называют.


____________________- от слова наст (плотная корка на снегу, образуется при оттепели и последующем похолодании), весенние зайчата.

________________________ - эти зайчата рождаются в то время, когда злаки начинают колоситься, летние то есть.

________________________ - это последние зайчата, которых зайчиха приносит в сентябре.

Проверка. Читают учащиеся и ставят +, если правильно.

- Оцените работу своей пары в рубрике «словарная работа», если вам легко было работать в паре и быстро записали нужную информацию, закрасьте кружок в таблице …

II Самоопределение к деятельности

- Как вы догадались, что последних зайчат называют – листопадничками?

- Кто автор этого произведения? Как его можно назвать? Почему?

- Прочитайте, как об осенних зайчатах говорит автор.

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке?

- Как вы думаете, какова тема урока?

Предположите, а чем мы будем заниматься на уроке?

III. Работа над сказкой

- К какому жанру относится произведение Соколова-Микитова?

- Докажите. Для того чтобы работу выполнить быстрее, я предлагаю поработать в парах.

У вас на столах лежит карточка № 3. Выберите из ряда признаков те, которые относятся к сказке как к самостоятельному жанру.


1.

Наличие законченного сюжета.

2.

Стихотворная форма.

3.

Высмеиваются пороки людей.

4.

Наличие вымысла.

5.

Наличие своих постоянных героев.

6.

Необычность.

7.

Всегда побеждает зло.

8.

Троекратный повтор.


Проверка. Ученики зачитывают, ученики ставят + или -

- Какой признак отсутствует в нашей сказке? (8)

- Какие бывают сказки? (Авторские и народные)

- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые и о животных)

- К какому виду мы отнесем нашу сказку? (Авторская и о животных)

- Оцените свою работу, в таблице найдите рубрику «сказка» и закрасьте кружок нужным цветом.

IV. Проверка домашнего задания

- Ребята, нам пора звать наших гостей.

- Но, а если они нас спросят: Каким мы увидели зайчонка? Вы дома давали характеристику главному герою по плану.

1. Где живет герой.

2. Какие поступки совершает.

3. Какой характер у героя.

4. Ваше отношение к герою сказки.

- Поделитесь, что у вас получилось друг с другом в парах. Стр. 67 (тетрадь)

(Выслушать 1-2 человек)

- Оцените свою работу на листочках, найдите рубрику «домашнее задание»

- Ну, что – зовём наших друзей! Собачка, Кошечка приходите к нам поскорее. Мы готовы вам дать ответ.

IV. Работа по теме урока

(Появляются Кошечка и Собачка)

Собачка: Мы бежим к вам.

Кошечка: Вы узнали? Мы обошли весь лес, так и никого не нашли.

Учитель: Да, мы узнали о ком идёт речь. (ученик называет)

Собачка: Большое спасибо! Ребята, скажите, а какой он этот зайчонок? Он нас не обидит.

(1 человек читает характеристику зайчонка)

Кошечка: Теперь мы знаем, кого нужно искать. Но только вот где его искать.

Учитель: Кажется, я знаю. Но для начала нам нужно отправиться в лес.

Физминутка

Здравствуй, лес, прекрасный лес  (Широко развести руки в стороны)  
Полный сказок и чудес!  (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)  
Ты о чем шумишь листвою  (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево) 
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи.  (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)  
Ты же видишь – Мы свои  (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)  


- Вот мы с вами оказались в осеннем лесу. А чтобы угадать, где притаился зайчик, угадайте загадку осеннего леса.

- У вас на столах есть листочек под номером № 4, прочитайте загадку, напишите отгадку. Проверьте у соседа.

Отгадайте мою загадку

Не дерево он не трава.

В огне горит он, как дрова.

Шумит листвой, растёт, цветёт.

Паук меж веток сеть плетёт.

Когда ломают, слышен хруст,

Боль чувствует, хоть он и ________________________ (куст).


Ученик читает вслух, дети хором называют отгадку.

(Кошечка и Собачка смотрят под кустик, выходит Зайчик)
Зайчик: Здравствуйте, всем!

Собачка: Как мы рады видеть тебя.

Кошечка: Зайчик, а ты где был?

Зайчик: Я путешествовал (Зайчик рассказывает о своём путешествии – пересказ от имени зайца).

Зайчик: Ну что мои дорогие друзья, отправимся в новое путешествие.

Кошечка и Собачка: Мы будем очень рады

Зайчик: А вы, ребята, придумайте, какие ещё приключения могут произойти со мной.

А мы с друзьями отправляемся на поиски новых приключений.

До свидания!

Кошечка и Собачка: До новых встреч

(ученики занимают свои места)

V. Творческое задание

- Для работы мы объединимся в группы. Помните золотое правило «Одна голова хорошо, а несколько лучше». Чему мы научимся, работая совместно?

(Научимся слышать друг друга)

- Вам нужно будет придумать новое приключение Листопадничка. Помогут вам рисунки.

Чтобы работа шла быстрее.

1. Выберите, кто будет сказку записывать.

2. Придумайте название вашей сказки

3. Возьмите вопросы помощники. Они пронумерованы. Каждый придумывает ответ на свой вопрос. И по порядку дают свои ответы, если нужно группа поправляет, того кто отвечает.

Вопросы

1. Куда отправился Листопадничек и на каком виде транспорта?

2. С кем встретился, и как его встретили главные герои?

3. О чём могли рассказать Листопадничку сказочные герои?

4. Подружился ли Листопадничек со сказочными героями?

- И у вас получится сказка. Время ваше ограничено. А я буду хранителем времени.

По истечении времени выберите того кто зачитает получившеюся сказку.

По истечении времени учащиеся зачитывают сказку.

- Оцените свою работу, найдите рубрика «Новые приключения Листопадничка» и закрасьте кружок.

И в последней колонке оцените свою работу на уроке по шкале «Активность».

Свои листочки подпишите и сдадите, я их вам выдам с отметками.

VI. Рефлексия

Подтвердились ли ваши предположения, совершил ли Листопадничек новое путешествие?

- Что вам понравилось сегодня на уроке? Чему вы научились? Как в дальнейшем эти умения вам пригодятся?

- Как называется наш раздел?

- Зачем нужно постигать тайны природы?

- Чем является для человека природа?

- А теперь настала пора познакомиться с моими помощниками. (девочки выходят из-за ширмы со своими героями)


VII. Домашнее задание:

Придумайте новые приключения зайчика и запишите в тетрадь стр. 68