1. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли
Буквари (для всех подарок)
На столах своих нашли.
2. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
3. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
4. Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет:
Увлекательнее чтения
Ничего на свете нет!
5. Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
6. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
7. Ель, то-пор, ло-па-та, ру-ки.
В каждом слове слышим звуки,
Звуки эти разные – гласные, согласные.
8. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
9. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Букварь. Ждет с волнением
И девчонок и мальчишек
Книга скромная – Букварь.
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.
(Обращается к первокласснику)
Хочешь многое узнать –
Научись, малыш, читать.
Первоклассник (недовольно отвернувшись):
И зачем в школу было мне идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Букварь. Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь.
И включиться в Интернет
Грамотой не овладеешь –
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник:
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Букварь. (показывает на букву «Р»): Эту тоже?
Первоклассник:
Ну, а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «Рэ».
Буква Р:
Я не рэ, не рэ, не рэ
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдешь в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным например.
Мое имя – буква «ЭР»!
Первоклассник:
Извините, я не знал,
Но я правильно читал.
Великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: “Русский народ создал русский язык – яркий, как после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью…”
Сегодня мы с вами проведем Конкурс Знатоков Русского языка, посвященный прощанию с первой школьной книгой – Букварем, которая научила вас читать и понимать русский язык. Но сделан лишь маленький, первый шаг на пути познания русского языка, а впереди еще такой длинный и трудный путь! Но каждый русский человек просто обязан знать свой родной язык. Давайте же попробуем свои силы в области русского языка.
Будут соревноваться 4 команды. На команды мы с вами уже давно разделились. Домашнее задание – конкурс «Моя любимая буква» - вы тоже все приготовили. Жюри внимательно ознакомиться в вашими работами и в конце праздника подведет итоги и за этот конкурс.
А жюри у нас сегодня очень серьезное – это ваши мамы и папы. Они принимают у нас экзамен, чему мы с вами научились за полгода в школе.
Слово командам.
1 команда. Мы веселые ребята
и не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
будем весело играть.
2 команда. И пусть быстрей кипит борьба,
сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
а только наши знания.
3 команда. Мы отвечаем дружно,
и здесь сомненья нет:
Сегодня будет дружба
владычицей побед.
4 команда. И соревнуясь вместе с вами,
мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней –
и наша дружба крепнет с ней.
Наш первый конкурс называется “Разминка”. Сейчас я задам каждой команде по 4 вопроса, отвечать надо быстро и правильно. Жюри будет подсчитывать правильные ответы. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу. Подсказывать в нашем конкурсе строго запрещается! За подсказки команда будет наказываться штрафными баллами. Штрафными баллами будет наказываться и недисциплинированность команд. Будьте очень внимательны, думайте!
1 команда. 1) Прилетели галки в поле и уселись на снегу,
Стану я учиться в школе –
разобраться в них смогу. (Буквы)
2 команда. 1) Как называется ящичек или папка для хранения карандашей и ручек? (Пенал)
3 команда. 1) То я в клетку, то в линейку,
написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)
4 команда. Новый дом несу в руке, дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. (Портфель)
1 команда. 2) Назовите последнюю букву алфавита (Я)
2 команда. 2) Если ей работу дашь – зря трудился карандаш. (Ластик)
3 команда. 2) Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисть)
4 команда. 2) В каком месяце бывают зимние каникулы? (Январь)
1 команда. 3) Что за чиж на черном поле чертит клювом рыхлый снег?
У чижа ни ног, ни крыльев, ни пера, ни пуха нет? (Мел)
2 команда. 3) Как называется перерыв между уроками? (Перемена)
3 команда. 3) 33 сестрички, ростом невелички,
Если знаешь их секрет, они покажут целый свет. (Буквы)
4 команда. 3) Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться, надо грамоте учиться. (Книга)
1 команда. 4) Отгадай, что за вещица?
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке,
а на листах твоей тетрадки. (Ручка)
2 команда. 4) Стоит дом, огромный дом, ребятишек много в нем.
Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа)
3 команда. 4) Как называется комната для занятий в школе? (Класс)
4 команда. 4) Назовите первую букву русского алфавита. (А)
А теперь наш следующий конкурс. Он называется “Прочитай слово”. Я раздаю вам карточки с буквами, из них надо составить слово. Кто выполнит это задание первым, получит 4 балла, следующая команда – 3 балла и т.д.
(1 команда – буквы, 2 команда – слоги, 3 команда – слова, 4 команда – звуки.) Эти слова и будут названиями ваших команд. (На столы выставляются таблички с названиями команд, такие же карточки вывешиваются и на доску-табло.) Молодцы!
Наш праздник продолжается. И у меня для вас готов следующий конкурс. Называется он «Наборщик». Правила вы знаете очень хорошо: за 2 минуты составить как можно больше слов из букв слова, которое вы сейчас увидите. Сегодня это будет слово «ПРОСТОКВАША». За каждое составленное слово 1 балл. Итак, время пошло.
А сейчас немного отдохнем. Игра «Пожалуйста». Вы выполняете все мои указания, но только если я говорю слово «пожалуйста».
Конкурс «Зашифруй слова». Слова: конь, парта, дыня. За каждое правильно зашифрованное слово команда получает 1 балл.
Конкурс «Напиши красиво». Списать с доски предложение правильно и как можно красивее. Оценивается каждая работа 2 баллами: 1 балл – за правильность и 1 балл за красоту написания. Команда может заработать 12-14 баллов.
Анаграммы
Право – (повар)
Пион – (пони)
Сел – (лес)
Смола – (масло)
А сейчас последний конкурс – викторина «Гонка за лидером».
Музыкальная пауза.
Подведение итогов, жюри объявляет результаты. Награждение всех участников праздника.
Использованные материалы:
Берестнева Е.В. Буклет –удостоверение к празднику «Прощание с Букварем».
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. М.: ВАКО, 2004
Волина В. Учимся играя – М., 1994
Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы) . М.: Эксмо, 2007.
Максимчук Игры по обучению грамоте и чтению.
7