СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий родительского собрания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны рекомендции по воспитанию родителям детей с  умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий родительского собрания»

Тема родительского собрания "Трудности общения младших школьников с умственной отсталостью и пути их преодоления"

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей по вопросу психосоциального развития младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

1. Познакомить родителей с понятием психосоциального развития.

2. Ознакомить родителей с основными затруднениями в психическом развитии ребенка.

3. Побудить родителей к совместной игровой деятельности с детьми.


Ход собрания:


Несмотря на то, что ребенок, посещает специализированное учреждение, он все равно значительную часть времени проводит в семье, поэтому родители должны продолжать работу по его обучению и воспитанию, закреплять полученные умения и навыки в домашних условиях.

Развитие наших детей характеризуется замедленностью, представляет собой по­с­ту­па­тельный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу.

Затруднения в психическом развитии детей обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (сла­бостью процессов возбуждения и торможения), развитие всех психических процессов от­ли­чается качественным своеобразием. Структура психосоциального развития может быть выделена лишь с определенной мерой условности: ее составляют тесно переплетенные линии познавательного, эмоционального, личностного развития, которые находят отражение в социальном поведении т.е. овладение социально заданными ролями, знаниями, умениями, навыками и способами взаимодействия с другими людьми. Более просто этот процесс можно назвать обретением социальной компетентности.

Психосоциальное развитие теснейшим образом связывается с понятием социализации.

Условную модель социальной компетентности можно представить в виде треугольника, в котором все его вершины взаимосвязаны и оказывают непреходящее влияние друг на друга (схема).

Рис.1 Структура социальной компетентности

Дефицит социальных способностей трактуется как недостаток предпосылок к усвоению норм и правил социализированного поведения, а также поддержанию отношений сотрудничества с детьми и взрослыми.



Дефицит социальных способностей

Легкий

Умеренный

Выраженный

Проявляется частыми ситуативными конфликтами с окружающими, иногда- отсутствие продуктивных контактов с ними. Если в основе лежат закрепившиеся потенциально- дезадаптирующие черты личности, это предрасполагает к его дальнейшему усугублению.

Сопровождается устойчивыми нарушениями поведения.

Констатируется при установленном расстройстве поведения.

Более подробно мы остановимся на вопросе коммуникативных умений.

 По мнению Льва Семёновича Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у детей.

Коммуникация – процесс передачи информации кому-либо и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию. Цель коммуникации – обеспечить понимание полученной и передаваемой информации. Это – умение общаться, быстро и чётко устанавливать контакты с людьми.

Для более успешной социализации детей необходимы следующие коммуникативные умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

Коммуникативные умения, которыми должен владеть каждый ребенок

Приветствие

Для приветствия существуют специальные слова и жесты, которые используются при встрече, они подразумевают: я тебя увидел, я тебя узнал - неслучайно же формулы приветствия обычно подразумевают пожелания добра и здоровья. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Привет!» - и важно, чтобы ребенок с умственной отсталостью делал различие, кому можно сказать «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно.

Прощание

Это слова и жесты, которые мы используем, расставаясь, выражая добрые пожелания человеку. Точно так же нужно научить ребёнка с нарушением интеллекта, что «пока!» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться «до свидания». В ответ на прощание точно также принято прощаться. Из необязательных жестов – помахать рукой, улыбнуться, наклонить голову.

                             Игра “До свидания – здравствуй”

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения и слова вместе со взрослым.

Обращение

Ребенок должен знать, что когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, - необходимо к этому человеку обратиться. Обратиться – значит, обратить на себя его внимание, чтобы человек начал внимательно слушать именно ребенка и знал, что ребенок от него чего-то хочет. Если ребенок знает имя человека, то нужно обратиться по имени. Если имя неизвестно, есть варианты посложнее: «Послушайте», «Извините», «Я хочу вам что-то сказать/спросить», «Могу я к вам обратиться?» Еще детям нужно знать, что к друзьям и близким мы обращаемся на «ты», а к остальным взрослым – на «вы». Важно, чтобы ребенок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.

Игры и упражнения на развитие умения активно слушать

Что в сундучке? Оснащение: сундучок, различные предметы.

Описание игры.  На стол ставится сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет». Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

          Важное значение в развитии коммуникации имеют экскурсии на природу, в общественные места Дети многое узнают об окружающем мире и учатся общению во время прогулок и экскурсий.  Содержание целевой прогулки меняется в зависимости от времени года. После окончания прогулки проводится итоговая беседа о том, что дети видели и что узнали. При этом беседа охватывает основную цель прогулки. Во время целевых прогулок собирается необходимый иллюстративный материал: ветки деревьев, листья, цветы и т.п.   

       Зимой дети наблюдают снег и снежинки, замерзание воды в лужах – образование льда; весной – таяние снега, образование луж и ручейков.

Целевые прогулки приучают детей к взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, способствуют развитию наблюдательности, внимания и памяти.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Именно поэтому первой и  основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Итог.