СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по литературному чтению . Аксаков "Аленький цветочек"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по литературному чтению»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2014»

Сценарий урока по литературному чтению в 4 классе

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Авторы учебно-методического комплекса

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Тема урока

Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек».

Этап обучения по данной теме

Начальный

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Цель

Учить осознанно, читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации на основе изучения литературного произведения С.Т. Аксакова « Аленький цветочек».

Планируемые результаты.

Работа с текстом:

- работать с информацией представленной в разных формах (рисунок, иллюстрация);

- ориентироваться в соответствии возрасту в словарях;

- понимать информацию, представленную в неявном виде: находить в тексте примеры, доказывающие приведенное утверждение;

- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного текста;

- высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Метапредметные:

- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте;

- умение проводить классификацию по заданным критериям;

- умение учитывать разные точки зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- самостоятельно осуществлять поиск информации в дополнительной литературе.

Предметные.

Виды речевой и читательской деятельности:

- осознанно воспринимать при чтении вслух и при прослушивании содержания текста, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определение последовательности событий;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

- коллективно обсуждать прочитанное, опираясь на текст.

Творческая деятельность:

- читать по ролям литературное произведение: находить в тексте слова героев и автора;

- определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героя.

Литературная пропедевтика:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя существенные признаки.


Межпредметные связи

Технология.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Коллективная форма работы (устная работа), групповая и парная (исследовательская работа), индивидуальная.

Оборудование и основные источники информации

Мультимидийная установка, презентация к уроку, раздаточный материал: карточки для парной и групповой работы, заготовки лепестков, клей, ножницы, картон, ручки; выставка книг: В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», П.П. Бажова «Серебряное копытце», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», книга «Русские народные сказки», «По щучьему велению», « Русские волшебные сказки»;словари: «Большой энциклопедический словарь», С. Ожегов « Толковый словарь русского языка», Даль «Толковый словарь»; учебник Климанова Л.Ф. , Горецкий В.Г., Голованова М.В. « Литературное чтение». Рисунки учащихся. (Приложение 5).



Структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Мотивация учебной деятельности

- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок. (Слайд 1)

- Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве есть волшебная страна – мир сказки. Туда нельзя ни проехать, ни пройти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться попасть туда снова и снова. Мы вновь отправляемся в мир сказок.

-Ребята, а вы хотите попасть в мир сказок?


Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.





















- Да, хотим!

Регулятивные:

-умение слушать в соответствии с целевой установкой;









Создание проблемной ситуации, постановка учебной задачи.

- А что вы знаете о сказках?


-Перечислите особенности сказок.


- На прошлом уроке мы пришли к выводу, что многие писатели, используя народные сказки, создали совершенно новые сказки. Вспомните авторов литературных сказок с которыми мы знакомились в этом разделе.




-Посмотрите, какую выставку книг я подготовила для вас. На какие две группы вы можете разделить эти книги?


- Посмотрите, а все ли мы с вами знаем произведения?


-А как называется эта книга?


- Правильно. Мы с вами не читали еще эту книгу.

(Учитель берет в руки книгу и показывает ее детям).

-Давайте с вами рассмотрим иллюстрации к произведению. (Слайд 2.)

- А можно ли по иллюстрации определить жанр книги?





- Конечно, сказки всегда нас привлекают загадочностью, переживаниями, волшебством. Ребята, а вы хотите побыть чуть-чуть волшебниками?

- Пусть за окном и снег и вьюга, но я думаю, что каждый из вас захочет иметь аленький цветочек.

- Сегодня будем работать дружно и у нас должны получиться свои аленькие цветочки. Давайте, договоримся, как только выполнив определенное задание на уроке или узнаем что-то новое, то будем клеить лепесток цветочка на картон. Для этого на столах у каждой группы есть заготовки лепестков, картон и клей.

Мы с вами вспомнили, какие бывают сказки и посмотрели иллюстрации, давайте наклеим первый лепесток цветочка.

-Есть литературные сказки и народные.

Предполагаемые ответы учащихся.

- Александр Сергеевич Пушкин, Владимир Федорович Одоевский, Петр Павлович Ершов.





-Литературные (авторские) сказки и русские народные сказки.


- Нет, не все! Мы не читали одну книгу.


- «Аленький цветочек».













-Да, можно. Мы будем читать сказку. Иллюстрация содержит в себе таинственное, сказочное.

Принятие учебной задачи.





-Да, хотим!






Работа в группах.

Наклеивание лепестка на картон.






Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

















Поиск решения проблемы.

(Открытие новых знаний)

1 этап.

Работа с текстом до чтения.

- Ребята, как вы думаете, а почему у этой сказки такое название?

- А почему это цветок именно аленький? Не голубенький, не желтенький?

- Правильно. На Руси издавна говорили, что красота связана с добром. Красивый- значит добрый.

-А вы, можете сказать, о чем эта сказка?





-Я думаю, что в конце урока мы сможем определить, почему А.С. Аксаков дал такое название своей сказке.

Чтобы правильно понять авторский замысел, надо хорошо себе представлять личность писателя и знать условия, в которых жил автор, иными словами знать исток создания произведения.

-Давайте познакомимся с автором сказки.

(Слайд 3)

Сокол Дарья исследовала материал о жизни и творчестве писателя и подготовила небольшое сообщение о биографии и творчестве С.Т. Аксакова.( Приложение 1.)

- Спасибо! Мы внимательно слушали, а вот теперь проверим наши знания. На столах у вас карточки. Каждая пара прочитает и выберет правильный ответ.

-А теперь давайте посмотрим на доску и сверим свои варианты ответа. (Слайд 4.)

Кто допустил ошибки, исправьте.

- Думаю, что сказка про волшебный цветок.

- Аленький- значит красивый.



Предполагаемые ответы учеников. ( Сказка о волшебном цветке; сказка о красивом маленьком цветочке; сказка про необычный аленький цветок на Земле).


















Учащиеся слушают сообщение Сокол Дарья.



Работа в парах.


Взаимоконтроль.



Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
















Физминутка

Вы немножечко устали?

А теперь все дружно встали!


Музыкальная физминутка.

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья

2 этап.

Работа с текстом во время чтения.

Очень хорошо отдохнули! Узнали о творчестве Аксакова С.Т. и проверили свои знания. Пора приклеить еще один лепесток.


(Нацеливание на экспертное чтение.)


-Откройте, пожалуйста, учебники с. 195. Мы приступаем с вами к чтению литературной сказки «Аленький цветочек». Обратите внимание, что у нашей сказки есть подзаголовок. Прочитайте его.

-Какое слово у вас вызвало интерес?

«Ключница»- объясните значение этого слова?


Ребята, а когда нам слово не понятно, где мы можем найти про него информацию?


-Давайте воспользуемся с вами словарями и посмотрим, что означает это слово.


-Давайте озвучим, то что вы нашли.












-Какой же мы можем с вами сделать вывод о прочитанном?

-Прочитайте, пожалуйста, о ключнице Пелагеи.

(Приложение 3.)

( У каждого учащегося на парте лист с тектом).

- Теперь мы знаем откуда такой подзаголовок.

- А как относился Аксаков к своей няне?

-Откуда вы это подчеркнули?




-Сергей Тимофеевич трепетно и нежно относился к памяти Пелагеи. И эту сказку он рассказывал своей внучке со всеми ужимками и оханьем ключницы Пелагеи.

-Как вы думаете, было ли тепло на душе у автора при рассказывании сказки?





-Что хотел передать автор подзаголовком?


- А эти качества могут быть отражены в сказке?

-Хорошо. Значит, наша сказка несет добро, красоту, любовь. Мы обязательно найдем подтверждение этого при чтении, но сейчас давайте снова наклеим лепесток и начнем читать сказку.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а в каком варианте будет звучать сказка: когда ее рассказывает один сказатель или при чтении по ролям?

-Давайте поработаем с карандашом, прочитаем сказку самостоятельно и отметим, сколько персонажей в нашем отрывке. Кому будут принадлежать слова в тексте и как их нужно прочитать. ( Приложение 4).

-А теперь давайте распределим роли.


Работа в группах. Учащиеся наклеивают лепесток








-Сказка ключницы Пелагеи.

- Ключница.

Предполагаемые ответы учащихся.

- Информацию можем найти в интернете, в книге, в словаре.

Работа в группах.

Словарная работа.

-Словарь Ожегова С.И.:

« Ключник- в старину: слуга, ведающий продовольственными запасами имения, дома, хранитель ключей»

-Большой энциклопедический словарь: «Ключник — в Древней Руси и Московском государстве. Человек, ведавший продовольственными запасами дома, поместья и ключами от мест хранения.».


- Ключница-это служанка, которая заведала ключами от всех дверей в доме.



Работа в парах. Наклеивание лепестка на картон.

-Он относился нежно, любя.

- Когда человека любишь, то его часто вспоминаешь.

Аксаков даже указал в подзаголовке имя своей няни.





- Я думаю, что автор вспоминал с любовью и теплотой, рассказывая сказку. Потому, что даже название сказки написано не алый цветок, а аленький цветочек.



-Думаю, что любовь.

- А я думаю, что теплоту воспоминаний.

Предполагаемые ответы учащихся.



- При чтении по ролям.










Самостоятельное чтение.



Чтение сказки по ролям.



Регулятивные:

-уметь планировать действие в соответствии с поставленной задачей.



Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в дополнительной литературе;

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую ( давать ответ своими словами);

-уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.



Коммуникативные:

-уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

-уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;

Уметь осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

3 этап.

Работа с текстом после чтения.

- Достаточно. Какой же получается у нас картинный план?




-Назовите слова, которые вам показались незнакомыми, неупотребляемыми?


-Сейчас нам проведут словарно-лексическую работу ученики и расскажут, что означают эти слова. А мы с вами подумаем, что мы можем сказать о купце. (Учитель раздает 2-м парам заготовки со словами). (Слайд 5).

- Что вы можете сказать о купце?

Посмотрите, на иллюстрацию. Как изобразил купца художник. Есть ли сходство с прочитанным?



-Найдите подтверждение своим словам: «он был известным…..», докажите словами из текста.



-Докажите, что купец любит своих дочерей. Найдите слова в тексте.



-Найдите в тексте несколько слов, где автор подчеркивает любовь отца к дочерям.

- Молодцы! Мы с вами поработали с текстом, а давайте еще наклеим один из лепестков?

-А теперь нам расскажут наши исследователи. Что означают слова.












- Ребята, осталось еще одно слово: честно. А как вы понимаете это слово?

Предполагаемые ответы детей.

- Купец собирается в заморские страны и спрашивает, что привести дочерям.


-Парча, именитый, казна, честной, тувалет.



Работа со словарем.


Работа в парах.







-Купец был честным, известным и очень любил своих детей.

- Да, есть.

(Выборочное чтение.)


- «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек..»

(Выборочное чтение.)

-«… и любил он дочерей своих больше всего своего богатства…»

Предполагаемые ответы детей.


Работа в группах. Наклеивание лепестка.

Ответ первой пары:

«Парча - шёлковая ткань, расшитая золотистым и серебряными нитями.»

«Именитый- значительный по своему общественному положению, весьма важный, почтенный.»

- Мы пользовались словарем С. Ожегова.

Ответ второй пары:

- Мы пользовались словарем Даля.

«Казна - наличные деньги, особая звонкая монета в количестве.»

«Тувалет- туалет, стол с зеркальцем и всеми принадлежностями.»


-Честный.


Регулятивные:

- уметь планировать свои действия с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.



Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

-уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.



























Физминутка

Физминутка для глаз


Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

4 этап. Работа с текстом.


-Кто из дочерей купца вам понравилась больше? Почему? ( Слайд 6).


-Чем отличалась младшая дочь купца от своих сестер?



-Почему купец больше всех любил младшую дочь?



-А что вы можете сказать, про двух других сестер?


-А почему вы решили, что они имеют такие качества?






- А для чего ей цветочек? Как вы думаете?



-А почему вы решили, что этот цветок красивый?




-А вам какие больше всего человеческие качества нравятся?



- Возьмите в руки ручки и запишите, пожалуйста, в тетрадях положительные и отрицательные качества человека.

-Назовите отрицательные качества, но внимательно слушайте ответы детей, чтобы не повторяться.

А теперь назовите положительные качества.


- Значит, каких людей больше уважают и любят?


- Получается, что любовь, добро, благодарность –эти человеческие качества, которые ценятся человеком.

- А вы хотите, чтобы и о вас могли сказать, что вы -добры, что вы –нежны, что вы- благородны?

-А что для этого нужно?




- Правильно, с любовью и добротой. Давайте наклеим еще один лепесток .

Демонстрация знаний.

- Мне понравилась младшая дочка. Она была скромная, добрая.








-Скромностью, добротой, внешней и внутренней красотой.


-Меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к отцу ласковее.


-Они были завистливые, жадные, нескромные.

- А они просили у отца дорогие подарки. Одна просила- золотой венец, другая- тувалет из хрусталя восточного. А младшенькая –аленький цветочек.


- Чтобы любоваться, чтобы наслаждаться красотой.


- А в тексте есть слова, которые говорит младшая дочь. Она просит привести цветочек, которого краше нет на белом свете.

-Доброта, скромность, порядочность, отзывчивость.


Предположительные ответы детей.







- Добрых, отзывчивых, нежных.





- Да, хотим.


-Нельзя грубить, нельзя драться, обзываться, завидовать.

-Нужно относиться ко всем с любовью.

Работа в группах. Наклеивание лепестка.


Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.



Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.









Итог урока .



























Рефлексия.

- Вернемся к вопросу, который звучал в начале урока. А о чем будет эта сказка? Давайте попытаемся разгадать этот намек. Нужно потрудиться, почувствовать всей душой. Найдите ответ в названии сказки. (Слайд 7).


А еще о чем сказка?



- Эти качества живут в душе человека, они суть души и её лучшие побуждения. Они-то и есть тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого человека, важно только, чтобы он пророс и расцветал.

-Думаю нам нужно приклеить и на этот раз лепесток, чтобы получился цветок. Но я предлагаю воспользоваться волшебством сказки. Возьмите карандаш и на лепестке напишите то человеческое качество, которое вы хотели бы в себе изменить.

-У вас получился аленький цветочек. В душе у каждого человека должен быть аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас аленьких цветочков!

-Вот и подошел к концу наш урок. О чем мы говорили с вами на уроке?









- Что нового вы узнали на уроке?

-Что понравилось на уроке?

Что запомнилось? Вам было комфортно на уроке?

Оцените свою работу на уроке.

Формулируют вывод.




- Я думаю, что сказка будет о любви. А аленький цветочек-это символ любви.

- О доброте, о порядочности.

Предполагаемые ответы учащихся.

- Под воздействием любви любимый человек преображается – становится красивее, лучше, добрее.






Работа в группах.















- Мы познакомились с биографией автора сказки «Аленький цветочек».

-Мы читали по ролям сказку.

- Мы обсуждали героев сказки. - Работали со словарем. Учились договариваться друг с другом. Предположили о чем будет сказка.


Оценка рефлексия собственной коллективной деятельности.

Предполагаемые ответы учащихся.

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

-уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.



Познавательные: уметь находить ответы на вопросы в тексте;

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-уметь определять главную мысль текста;

-уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.


Личностные:

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.















Домашнее задание.

- Перечитайте текст на страницах 198- 204 и подготовьте пересказ сказки от лица героев, подберите пословицы о любви и доброте. ( Слайд 8).

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

Регулятивные:

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой.














Литература:

  1. Литературное чтение. [ Текст ] / Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова и др. – М.; Просвещение, 2012. – 223 с.- (Школа России).

  2. Алексеева, Л.Л., Анащенкова, С.А., Биболетова, М.З. и др. Планируемые результаты начального общего образования [ Текст] - М.; Просвещение, 2011.- ( Стандарты второго поколения).

  3. Энциклопедический словарь, издательство «Дрофа», 2004г.

  4. Ожегов,С.И. и Шведова, Н. Ю.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополнительное. – М.: ООО ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.

  5. Даль,В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.: [ Текст] / - М.;

  6. Одоевский, В.Г. Городок в табакерке: [ Текст] /- Проф-Пресс, 2012.- 25с.

  7. Гаршин, В.М. Сказка о жабе и розе. [ Текст] /- ИГ Лениздат:Лениздат-классика, 1987.

  8. Бажов, П.П. Серебряное копытце. [ Текст] /- АСТ: Внеклассное чтение, 1996.

  9. Аксаков, С.Т. Аленький цветочек. [ Текст] /- Советская Россия,1970.

  10. Русские народные сказки. [ Текст] /- НИГМА,2013.

  11. Русские народные сказки. [ Текст] /- Книжный дом, 2011.

  12. По щучьему велению. Русская народная сказка. [ Текст] /-Олма Медиа Груп, 2012.








Приложение 1

Биография Сергея Тимофеевича Аксакова.

Я прочитала материал про Сергея Тимофеевича Аксакова и проанализировала его.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Сережа любил читать книги. По вечерам были семейные чтения. Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и приохотила своего сына к чтению. Сергей читал очень много. Детских книг в то время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда он узнавал много интересного, например, откуда берутся гром, молния, дождь, облака и другие явления природы. Дошла очередь и до арабских сказок «Тысяча и одна ночь», которые приводили маленького Сережу в изумление, рождали в нем собственные воображения.

Отец Аксакова был прокурором. Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой










Приложение 2

Анкета для работы в парах.

Биография Сергея Тимофеевича Аксакова.

1. Кто привил любовь к чтению маленькому Сергею?

А) отец;

Б) мать;

В) бабушка.

2. Что читал маленький мальчик по вечерам?

А) детский журнал «Детское чтение для сердца и разума»;

Б) детские книги;

В) газеты.

3. Чем увлекался отец Сергея Тимофеевича?

А) игрой на фортепиано;

Б) театром;

В) природой.

4. Куда отец брал с собой своего сына?

А) на рыбалку и охоту;

Б) на работу.




Приложение 3



«Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы она рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Сергей очень любил слушать, как рассказывает сказку «Аленький цветочек» Пелагея.. Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханием Пелагеи.

В последние годы жизни, Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку "Аленький цветочек" и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.»



















Приложение 4

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны2 и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства… Он был вдовец и любить ему было некого..

Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:
«Дочери  мои  милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».

Думали они три дня и три ночи и пришли к своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают. Старшая дочь поклонилась отцу в ноги да и говорит ему первая:
«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи3, ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого4, а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого».
Честной купец призадумался и сказал потом:

«Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, привезу я тебе таковой венец; знаю я за морем такого человека, который достанет мне таковой венец; а и есть он у одной королевишны заморской, а и спрятан он в кладовой каменной, а и стоит та кладовая в каменной горе, глубиной на три сажени, за тремя дверьми железными, за тремя замками немецкими. Работа будет немалая: да для моей казны супротивного нет».
 Поклонилась ему в ноги дочь середняя и говорит:
«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных мехов соболя сибирского,  ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася».

Призадумался честной купец и, подумав мало ли, много ли времени, говорит ей таковые слова:
«Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, достану я тебе таковой хрустальный тувалет; а и есть он у дочери короля персидского,  молодой  королевишны,  красоты  несказанной, неописанной и негаданной; и схоронен тот тувалет в терему каменном, высоком, и стоит он на горе каменной, вышина той горы в триста сажень, за семью дверьми железными, за семью замками немецкими, и ведут к тому терему ступеней три тысячи, и на каждой ступени стоит по воину персидскому и день и ночь с саблею наголо булатною, и ключи от тех дверей железных носит королевишна на поясе. Знаю я за морем такого человека, и достанет  он  мне  таковой тувалет. Потяжеле твоя работа сестриной, да для моей казны супротивного нет».
Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит таково слово:
«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».
Призадумался честной купец крепче прежнего. Мало ли, много ли времени он думал, доподлинно сказать не могу; надумавшись, он целует, ласкает, приголубливает свою меньшую дочь, любимую, и говорит таковые слова:
«Ну, задала ты мне работу потяжеле сестриных: коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь? Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете? Буду стараться, а на гостинце не взыщи».

И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в ихние терема девичьи…

Поехал он в путь, во дороженьку.»

























Приложение 5

Рисунки учащихся.











36

Левина Анна Николаевна

© 2024, 89 0