Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Дорогие ребята, сегодня мы с вами попали в царство вечного лета! Здесь круглый год цветут цветы, здесь не было сугробов! Сюда с тобой мы, мой друг, пришли узнать о многом… | Готовность к уроку. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Мы уже изучили строение клеток грибов, растений и бактерий. Рассмотрели, чем отличаются бактерии и грибы друг от друга. Давайте вспомним и проверим наши знания. | Работа в команде: решают кроссворд по теме «Бактерии и грибы». Взаимопроверка. |
1.3. Создание проблемной ситуации | На прошлых занятиях мы с вами познакомились с разнообразием царств бактерий и грибов. Изучили их строение и роль в жизни человека. И все это смогли сделать в классе, а сегодня оказались в ботаническом саду! Зачем? | Активно слушают. Учащиеся в диалоге.
|
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Растения окружают нас всегда и везде – дома, на работе, на улице. Каждый день мы видим множество привычных глазу зеленых насаждений. Но знаем ли мы кто нас окружает и почему они так выглядят? Кто такие растения? | Устно формулируют цель |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Растения это обширная группа живых организмов, имеющих ряд общих черт. И в тоже время, сильно отличающихся, друг от друга. Как и царство грибов, растения, так же имеют подгруппы, называемые отделами. Каждый отдел делится на классы, класс на порядок, порядок на семейства, семейства на роды, род на виды. На плакате представлено систематическое положение известных вам растений – картофеля, орляка и ели. Однако в классификации пропущены названия отделов. Перед вами черные ящики. В каждом из них находится один представитель царства растений – это подсказка. Отгадайте загадки и назовите пропущенные названия отделов.
Ребята, а какими же признаками обладают все эти группы? Прочитайте стихи на ваших карточках и перечислите основные признаки растений разных групп.
Для того чтобы не запутаться в разнообразии представителей флоры, были разработаны атласы-определители. Они позволяют быстро определить видовую принадлежность растения в природных условия. | Совещаются и дают командный ответ
Разгадывают загадки Постепенно заполняют кластер «Классификация растений»
Описывают основные признаки отдела, заносят их в кластер
Знакомятся с комплектом карточек и атласом - определителем |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Вспомните правила техники безопасности на практической работе. Для верного определения растения, нам понадобятся дополнительные знания об органах растения. В частности о строении листа.
Что может рассказать листок? Что на деревьях, у травы... Зеленый Чаще он простой И нужен не для красоты! Одна пластинка , черешок Их перепутать невозможно У земляники же друзья, Лист не простой Тройчатосложный Узор из жилок как ковер, Другую тайну раскрывает. Он может параллельным быть, Еще он сетчатым бывает. Заглянем внутрь - там клеток тьма - Нужны растенью для питанья. А снизу устьица листа - Для испаренья и дыханья. Определите тип листьев у вашего растения. | Работа в группах.
Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. Определяют тип листа. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Зная строение растения, можно определить к какой группе оно относится. У вас есть карточки – подсказки. При помощи них опишите свое растение и установите его вид. Заполните соответствующую таблицу. | Каждая группа при помощи карточек – определителей и атласа – определителя устанавливает классификационное положение своего растения Объясняют новые понятия Знакомятся с информацией о строении и классификации различных частей растений. Отображают информацию графически. Обсуждают записи. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Ответим на основной вопрос урока: Кто такие растения? Растения — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы и др. | Участвуют в диалоге, высказывают свои предположения. Объясняют новые понятия |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Что удивило вас сегодня на уроке? Что нового вы узнали? Чему научились? Где сможете применить свои знания? | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. |