«В Стране Музыкальных Инструментов»
Концертная программа
из цикла «Давайте знакомиться!»
для учащихся начальных классов
совместно с Детской школой искусств.
Автор разработки – учитель музыки
Баранова Маргарита Вячеславовна
Описание работы: В данном концерте-путешествии в страну музыкальных инструментов зрители принимают активное участие. Материал рассчитан на детей младшего школьного возраста.
Цель: Сформировать понятие о видах искусства – музыки (инструментальной и вокальной), театра, и фотоискусства.
Задачи:
•Сформировать интерес к видам искусства;
•Обогатить духовный мир детей посредством слушания вокальной и инструментальной музыки;
•Развивать у детей познавательный интерес к видам искусства;
•Воспитывать любовь к музыке, как к искусству, обладающего наибольшей силой эмоционального воздействия на человека.
Оборудование для проведения:
•Музыкальная аппаратура для воспроизведения музыки;
•Музыкальные инструменты: аккордеон, баян, фортепиано, домра.
•Медиа проектор, фотоаппарат.

Ведущая: - Здравствуйте дети! Здравствуйте, взрослые!
- Сегодня вы отправитесь в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов и Сказочных звуков.
Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали:
- пение птиц (звучит фонограмма «пение птиц») , шум ветра(…), шелест листьев(…),
раскаты грома(…), стук дождя, (…), – это всё шумовые звуки, они не зависят от человека.
А вот когда мы приходим на концерт – мы слышим музыкальные звуки, которые отличаются особой красотой и певучестью.
Есть школа на земле одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Поёт там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит.
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.
Но фея Звуков там летает
И всем в ученье помогает.
Дается с потом мастерство…
Там изучают волшебство!
- Закрываем глаза…
Звучит музыка, Появляется Фея Звуков.
Фея Звуков: - Добрый музыкальный день! Я – Фея Звуков. Летаю там, где звуки превращаются в музыку!
Я буду помощницей в вашем путешествии, потому что знаю волшебные слова. Тишина…
Звучит музыка, Фея произносит волшебные слова.
«Тили-тили, тили, бом. Открывается альбом».
Фея Звуков уходит, на сцену выходит пианистка.
Пианистка: - Добрый музыкальный день! Вы попали в Город Клавишных инструментов.
В этом городе живут пианино и рояль. Картинка на экране - рояль и пианино.
- Назвали их клавишными, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет струну. (Нажимает клавишу)
Отгадайте про них загадки:
1.Он стоит на трех ногах
Ноги в черных сапогах
Зубки белые, педаль
А зовут его……… (РОЯЛЬ)
- Правильно. На рояле исполняют музыку в больших концертных залах. Вторая загадка:
2.Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое… (Пианино)
- Правильно! На пианино играют дома и в классе.
Ведущая: - Пьеса «Пастушок» исполняет на фортепиано А.П.
В зал входит девушка - фотограф с большим фотоаппаратом. Обращается к гостям:
Девушка – фотограф: -Из редакции журнала к вам приехала сейчас.
Наш начальник дал заданье - для обложки снять всех вас!
Все девчонки в этом зале обаятельны, стройны! (подходит к девочкам, разглядывая)
-А мальчишки так отважны, остроумны и сильны! (подходит к мальчишкам)
-А с Вас, Мадам, (обращается к учителю) писать портреты можно!
Присядьте здесь (показывает стул), прошу Вас, осторожно…
Учитель выходит и садится на стул. Делает фото.
-Вы просто чудо, как фотогеничны!
И камера вас любит. Все отлично!
Обращается к залу.
А если мы мальчишек в кадр добавим,
Тираж журнала станет небывалым!
Шесть молодцев прошу я выйти к нам
И с двух сторон украсить лик Мадам…
Мальчики (6 чел.) выходят и становятся по обе стороны от учителя. Делает фото.
-Все стало лучше в сотни раз!
Чтоб было без ошибок.
Добавить стоит мне сейчас
Пять девичьих улыбок!
Выходят девочки, становятся рядом с мальчиками.
-Мальчишек не стесняемся,
Все дружно улыбаемся!!!
Делает фото.
- Всем спасибо, господа,
Печатать снимки мне пора!
Убегает, машет рукой.
Звучит музыка, Появляется Фея Звуков.
Фея Звуков: - Фоторепортеры тут как тут, ни одно путешествие не пропускают.
А нам пора отправляться в следующий город – город Духовых Клавишных инструментов.
На экране фото баяна и аккордеона.
- Ну-ка отгадайте, кто там живет?
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой… (баян)
От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь?
(Аккордеон)
- Правильно! Приглашаю познакомиться поближе с жителями этого города, их называют – баянисты и аккордеонисты.
Фея Звуков уходит, на сцену выходит баянист и аккордеонистка с инструментами.
Баянист: - БАЯН – это клавишный инструмент, у баяна много кнопочек и в правой и левой руке, но чтобы они заиграли, нужно растянуть меха… (показывает).
-А если не нажимать кнопки, то можно услышать, что баян «дышит», как человек! (показывает)
- Баяну подвластно многое - от простых народных песен, до шедевров мировой классики. Он пользуется большой популярностью в народе. Недаром баян называют - «душа русского народа».
Аккордеонистка: - Аккордеон очень популярный инструмент во многих странах мира. Голос его красочный, напевный и величавый может звучать, как орган или даже целый оркестр. В Соединенных Штатах аккордеон поначалу называли «пианино на бретельках». Сейчас 75 000 американцев умеют играть на этом инструменте. В штате Калифорния даже имеется памятник аккордеону и аккордеонисту.
Ведущая: «Перепелочка» р.н.п.иполняет на баяне Д.Т..
Звучит музыка, Появляется Фея Звуков.
Фея Звуков: - Я вижу, вы довольны нашим путешествием, поэтому летим в Город Струнных народных инструментов! В этом городе живут инструменты, которые имеют струны. Вперед!
- Если отгадаете загадку, узнаете, какой инструмент в этом городе живет?
На экране фото домры.
Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка…(домра)
-Правильно! Нас встречают жители Города – домристы!!!
Фея Звуков уходит, на сцену выходят домристы с инструментами.
1-й домрист: - Домра - любимица скоморохов и простого народа. Под нее пели и плясали, рассказывали сказки и былины, ее звонкий голос привлекал к себе слушателей. Домра часто была в центре событий, в результате чего исчезла из народного творчества на несколько столетий. В 1654 году по распоряжению Никона - патриарха всея Руси пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, включая домры, были привезены на берег Москвы-реки и там прилюдно сожжены. Огромный костер горел несколько дней.
2-й домрист: - Прошло время, домра возродилась и вновь покорила слушателей своим необычным звучанием, похожим на голос звонкого ручья. Ей подвластно отобразить и романтические настроения, и чарующую красоту природы. Недаром в кино, когда нужно подчеркнуть очарование русской земли, мы часто слышим трепетный голос домры.
Ведущая: - 1. «Веселая карусель» - исполняет на домре К.П.
«Вальс» - исполняет на домре Д.М.
Звучит музыка, Появляется Фея Звуков.
Фея Звуков: - Слышу звуки ваших бурных аплодисментов! Значит, вам понравились домристы и их звонкие домры. А может кому-то из вас захотелось тоже сыграть на любимом инструменте скоморохов? А? Поднимите руки? Выходи! (приглашает участника на сцену)
Ведущая: - Ты наверное думаешь – это шутка, но нет. В школе Искусств есть преподаватель высшей категории – А.Е., которая может научить тебя сыграть песенку на домре за 5 минут на глазах зрителей! Не верите? Тогда смотрите – «Мастер-класс игры на домре»!
«Мастер-класс игры на домре» директор ДШИ А.Е.Примак
Фея Звуков: - Чудеса! Просто сказка какая-то! Только Город Сказок у нас следующий в маршруте. Летим?... Жители Города сказок с детства учатся профессии выступать на сцене и играть роли. Кто они? Опять загадка!
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит,
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)
- Правильно, они уже ждут своего выхода, чтобы рассказать вам сказочную историю, встречайте!
Ведущая: - Фрагмент спектакля «Лопнувший шарик» исполняют учащиеся театрального отделения ДШИ.
Фрагмент спектакля «Лопнувший шарик».
Звучит музыка, появляется Фея Звуков.
Фея Звуков: - Очень поучительная сказочная история. Не правда ли. ребята?
Отгадайте, что сейчас делают жители следующего по маршруту города?
Там ребята не играют –
Не поют и не рисуют...
Никогда не отдыхают
А почти всегда - … (танцуют)
- Конечно, танцуют, потому что это Город ТАНЦЕВ!!! Встречайте танцующих человечков из Города Танцев!
Ведущая: - Танец «Непохожие» – исполняет танцевальный коллектив
Звучит музыка, появляется Фея Звуков.
Фея Звуков: - В маршруте нашего путешествия по стране музыки остался один город. И конечно последняя загадка:
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — ... (Песня)
- Верно, это город ПЕСЕН! Поющие человечки уже готовы вас повеселить своими песенками!
Выходят хористы и рассказывают по очереди.
1. В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. —
2. Небо, научи людей радоваться, — попросила однажды Земля.
3. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток.
4. Сплелись нотки в веселые песенки и полетели вокруг Земли.
5. Первыми подхватили песни птицы.
6. А потом и люди научились петь.
7. Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое.
Ведущая: - Песня «Кукушкины гаммы» исполняют участники детского хора.
Звучит музыка,появляется Фея Звуков.
Фея Звуков: - Вот и подошло наше путешествие по Стране Музыкальных инструментов к концу. Вам понравилось в Стране Музыки? …. Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны?
Появляется девушка с фотоаппаратом и фотографиями
Девушка: - Конечно, хотят! Посмотрите (показывает Фее фотографии), как горят их глаза! Как сверкают их улыбки! Их счастливые лица могут стать украшением любого журнала!
Фея Звуков: - Несомненно, Вы правы. Где вы научились такому фото мастерству?
Девушка: - Как это, где? Конечно же в этой музыкальной стране! В наше время везде есть фотостудии и в нашей школе тоже.
Фея Звуков: - Интересно, для чего!
Девушка: - Чтобы научиться снимать самые яркие и счастливые моменты жизни талантливых личностей!
Фея Звуков: - Замечательно! Тогда я вас очень попрошу, снимите пожалуйста счастливый конец нашего путешествия – это - сводный оркестр шумовых инструментов!
Девушка: - Что это значит?
Фея Звуков: - Это значит, что я сейчас достану из волшебного ящика музыкальные инструменты и раздам их всем зрителям, и мы вместе сыграем веселую народную музыку!
Девушка: - Какой интересный материал, я обязательно сниму! Готовьте инструменты, а я пока подарю фотографии тем, кто участвовал сегодня в моей фотосъемке.
Девушка раздает фотографии тем, кого фотографировала в начале путешествия.
В это время на сцене появляется сундук с музыкальными инструментами (трещотки, бубны, ложки, маракасы и т.п.)
Ведущая: - Уважаемые зрители, мы предлагаем вам завершить нашу встречу оркестром народных шумовых инструментов, которые вы все знаете. Прошу первый ряд -взять ложки, второй –бубны, третий- маракасы и четвертый – трещотки.
Раздают инструменты поочередно каждому ряду.
Ведущая: - Для начала порепетируем – ложки …. И так с остальными инструментами.
- А теперь под музыку, слушайте внимательно ритм и друг друга. Начали!!!
Сводный оркестр шумовых инструментов.
Ведущая: - Спасибо всем артистам и зрителям за участие в концерте!
Концерт окончен. До свидания!
На выходе детей музыкальные инструменты участники собирают в сундук.

5