СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: «В мире музыкальных инструментов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • сценарий интегрированного занятия  по развитию творческих способностей на основе синтеза различных видов исскуства.

Просмотр содержимого документа
«: «В мире музыкальных инструментов»»

7


Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Золотой улей».

Мастер-класс: «В мире музыкальных инструментов» (Старшая группа)           



Музыкальный руководитель: Бережная В.О.





 

Цельформировать основы музыкальной культуры дошкольников.

            Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза

            различных видов искусства.

Задачи:

  • учить детей в многоголосной музыке слышать разные инструменты.

  • закрепить и обобщить знания о симфоническом и народном оркестре.

  • учить играть на различных инструментах индивидуально и в оркестре.

  • развитие познавательного интереса к музыкальным занятиям, творческой активности детей.

  • развитие внимания, мышления, речи.

Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса, любви к искусству;

  • способствовать воспитанию духовной культуры детей.

Программное содержание:

  • воспитывать в детях чувство красоты. Поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления.

  • учить передавать в движениях характер музыки.

  • учить различать группы музыкальных инструментов.

  • слышать и узнавать звучание разных инструментов.

  • выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе. Играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение.

  • учить выразительно, читать стихи. Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи. Развивать речевые способности детей. Расширить словарный запас детской речи с помощью музыкальных терминов.

Оборудование: детские музыкальные инструменты: треугольник, металлофоны, ложки, дудочки, бубен, маракасы, колокольчики;

- кухонные принадлежности :(крышки от кастрюль, бокалы, стакан с ложечкой, целлофановый пакет, терка, картонная коробка, бутылки из под кетчупа);

- карточки с изображением инструментов; медали

Ход занятия:

МУЗ.РУК.: Двери нашей музыкальной гостиной вновь открыты, ребята. И сегодня мы снова отправимся в мир музыки и красоты. Вы согласны? (слышится шум, влетает воздушный шар)

Ребята, посмотрите, какой чудесный почтальон прилетел к нам с весенним ветерком. Что же он нам принес? берет письмо, читает: « Дорогие ребята, Я девочка-скрипочка спешила на встречу с вами, но по дороге растеряла весенние звуки моей песенки. Помогите мне их отыскать, пожалуйста!»

ВЕД: Как вы думаете, сможем мы помочь Скрипочке? ( Ответ детей.) И так, мы отправляемся в страну прекрасных звуков. Вы готовы к путешествию?  (ответ детей)    

Упражнение для ритма (логоритмика) :

Мы шагаем по тропинке: раз- два, раз-два. (идут высоким шагом)

Под ногами все травинки шепчут нам слова, слова: (двигаются топающим мелким шагом)

Влево дружно, вправо дружно оглянись, оглянись. (выполняют повороты головой)

И с улыбкой к солнышку потянись, потянись! ( авторская)

В конце упражнения дети «приземляются», садятся на коврик с шумовыми инструментами.

ВЕД. :Посмотрите, мы с вами попали на волшебную поляну звуков.

  Давайте сейчас посидим в тишине, так тихо, как будто бы это во сне.

    Услышим тогда, как звучит тишина, хоть кажется нам, что она не слышна.

          Прислушайтесь… (Дети слушают тишину)  Что вы услышали?

Дети: (по очереди) Ветер чуть слышно поет, липа вздыхает у сада.      

Музыка всюду живет - в шелесте трав, в шуме дубрав, 

Только прислушаться надо.

 2 Это мелодией вечной своей мир наполняет природа!

     Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада.

Чуткая музыка всюду живет - только прислушаться надо.

ВЕД. Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, что было бы, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг  стал беззвучным?

Дети: (по очереди) 3. Жизнь была бы страшно скучной,

если б жизнь была беззвучной…  

         Как прекрасно слышать звук: шум дождя и сердца стук!        

      4.  Рев слонов и пчел жужжанье, топот, свист, мычанье, ржанье –              

        Звуки эти там и тут, в мире повсюду звуки живут.

ВЕД. Дамир без звуков был бы грустный, серый, скучный и невкусный.  Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов . Давайте с помощью наших самодельных инструментов, которые вы мастерили, попробуем воспроизводить нужные звуки.

(Дети все берут инструменты.) Дети хором проговаривают стих:

Вот вокруг вдруг тихо стало, только мышка зашуршала (маракасы, погремушки)

Все послушаем скорей, слышна всюду птичья трель!

Эту песню соловей напевает целый день. (свистульки).

На улице слышим мы рокот машин. Звук есть у мотора (рр-р) ( трещетки)

и звук есть у шин. (ш-ш) (пакеты)

Свой звук есть у речки и есть у ручья. ( Колокольчики из бутылочек.)

У каждого в мире есть песня своя.

МУЗ. РУК. А, как ярко музыкальные инструменты могут изобразить явления природы!  Ребята, с помощью каких инструментов музыкант изображает раскаты грома?; (литавр. барабан.) Что напоминают переливы арфы? ( волнение воды).  Звуки какого инструмента очень точно передают пение птиц? (флейта. свирель.)   Посмотрите, сколько замечательных звуков собрали мы для Скрипочки, из них мы сложим чудесную песенку и дружно ее споем.

ПЕСНЯ -ТАНЕЦ «ВЕСНА». Дети сели.

входит девочка-Скрипочка: Здравствуйте, друзья! Спасибо за песенку. Но я пришла не с пустыми руками. И вот мой первый подарок – музыкальные загадки:

1 На листочке, на страничке -то ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке и щебечут песенки.
(Ноты.)
2 Он на сцене выступает, в хоре песню начинает.
Исполняет весь куплет, хор припев поёт в ответ.
(Солист.)
3 На концерте, без сомнения, это возглас восхищения.
(Браво.)
4 Чтоб ещё артист сплясал, отгадай, что зал кричал? (бис)
5 Он играет на баяне, на рояле, на гитаре. Он известнейший талант. Кто же это?

Дети. Музыкант!

СКРИПОЧКА: Ну, что ж, молодцы, ребята, пора отправляться нам дальше. (идут к следующей полянке).

Ребята, я хочу загадать вам еще одну загадку:

  -  Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.

         Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.

         Не приучен он к порядку, или делает зарядку?

         С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это……      дирижер.

Достает иллюстрации

МУЗ.РУК.:Я рада встретить вас на оркестровой поляне, ребята. Дирижер умеет заставить инструменты играть так, как он этого хочет, не произнося при этом ни слова. Он пользуется только палочкой. Сейчас в исполнении симфонической оркестра мы послушаем "Вальс" из прекрасного балета "'Спящая красавица" П.И. Чайковского.

1. Голоса каких инструментов наиболее ярко звучали в этом произведении?

2.Кто и что нужно для создание оркестра?

(обращая внимание на первую картинку).

3 Ребята, как вы думаете, а что такое оркестр? Правильно, это большая группа музыкантов, которой управляет дирижер.

4. Смотрите, сколько музыкантов собралось в одном оркестре! Каких инструментов тут только нет?. Назовите их.(ответ детей). А теперь будьте внимательны, послушайте и скажите голос какого инструмента вы услышите?

ИГРА: « НАЗОВИ ИНСТРУМЕНТ».

МУЗ.РУК.    На музыкальных занятиях мы познакомились с симфоническим оркестром. Он самый большой из всех видов оркестров.

 Посмотрите, как расположены музыканты в оркестре.  (Дети встают с коврика и подходят к экрану).

1.Какие группы музыкальных инструментов входят в состав симфонического оркестра?

 2.Почему ударные инструменты называют «ударными? Назовите, какие ударные  инструменты вы знаете.

3.Почему духовые инструменты называют духовыми? Назовите их.

4.С помощью чего извлекают звук из струнных инструментов? Назовите струнные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра. (Ответы детей.)

Скрипка: Струнно-смычковая группа особая - я вам открою секрет:

Не смогут звучать инструменты как надо, если смычка рядом нет.

МУЗ.РУК. Ребята, королевой симфонического оркестра называют скрипку.

1.РЕБ. Не можем слушать без улыбки чудесный голос нежной скрипки
Достойней всяческих наград и встрече с нею каждый рад.

: Скрипка: Скрипка совсем не умеет скрипеть. Скрипка умеет причудливо петь
Скрипач аккуратно скрипку берет ее на плечо слегка, мягко кладет
Правой рукой смычок поднимает и в этот момент как бы все замирает
Вздохнув, опускает на струны смычок: послушайте скрипку: Тихо! Молчок!

Слушание звуков скрипки (выступление ученицы детской музыкальной школы)

МУЗ.РУК.:  Чудесно! Рассмотрим теперь другую картину. Здесь так же изображен оркестр, но он состоит из русских народных инструментов. Какие из них вам знакомы? (Балалайки, гармошки, дудочки, ложки, трещотки, и т.д.)

МУЗ.РУК. А еще гусли, цимбалы, домра (показывает).

2.Реб: Эх, оркестр народный, раздольный, хороводный.

Если грянет плясовую – я со всеми затанцую!

Если песню грустную — грусть в душе почувствую!

3.РЕБ.: А "Страданья" заиграет — прямо сердце замирает.

То он плачет, то хохочет — с нами делает, что хочет!

МУЗ.РУК. А вы, ребята можете на детских музыкальных инструментах исполнить русскую народную мелодию?

4.РЕБ. Треугольник есть и ложки, бубны, палочки, гармошки,

Если все их сразу взять, можно дружно заиграть (дети берут инструменты).

МУЗ.РУК. Буду я тут дирижером, кто же вы? Ответьте хором...

Дети:  Оркестр! (Дети исполняют оркестровку "Во саду ли, в огороде" ).

МУЗ.РУК. Русские народные песни можно и сыграть, и спеть, и станцевать.

ПЕСНЯ-ТАНЕЦ: «БАБУШКА- ОЛАДУШКА»

МУЗ.РУК. Ребята, сегодня я вас познакомлю с еще одним видом оркестра. Он называется военный. Посмотрите и дайте ответ: основную группу составляют какие инструменты? ( духовые).

Вы можете увидеть такой оркестр на параде. Очень сложно четко шагать и играть на инструменте. Для этого нужно долго и много учиться. А чтобы трубачам было легче держать ритм, им помогает группа ударных (барабан, тарелки-литавры ). И сейчас наши девочки, как на параде, порадуют всех своим выступлением:

ТАНЕЦ «АТЫ- БАТЫ»

МУЗ.РУК: Помните, в начале занятия я вам говорила, что может звучать все, что нас окружает. Есть немало предметов, которые издают интересные звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты.  Сейчас я вам расскажу  одну необыкновенную историю она называется : «Чей голос лучше?».

   (На столике, накрытом легкой тканью лежат предметы кухонного обихода: бокалы, ложки, терка и т.д.  Муз. руководитель подходит к столику, снимает покрывало)

        -  Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
«У нас  просто волшебный голос» - сказали  большие хрустальные бокалы. -И они зазвенели…                                                                     (Звон бокалов)

 - У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились. 
- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели.   (Бренчание маленькой ложечки в стакане) 

- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла.

                                        (Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)

- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест?- И он зашелестел. (Шуршание пакета)

-Разве это музыка? – Закричали баночки . Тебя же почти не слышно!

Вот как надо играть! – И они громко- громко зашумели…. (Баночки с крупой)                                                                     -А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый!  - сказали ложки и громко застучали. (Стук  ложек) - Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас!- И они зазвонили, как колокол.   (Удары крышек) А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катенька и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр! Где звучали самые лучшие голоса!

МУЗ. РУК.: Каких чудес только не бывает! правда, ребята? Сегодня мы услышали и исполнили много разнообразной музыки, узнали о том, что она может рассказать о многом, только нужно учиться ее слушать и понимать. Скрипочка, спасибо , за чудесные подарки . Наше путешествие подошло к концу и нам пора прощаться. Скрипка: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Я хочу сегодня прямо сейчас принять вас в сообщество музыкантов и подарить вам вот такие (показывает) медали на память о сегодняшней встрече.   МУЗ. РУК. Вы теперь немало знаете об оркестрах и инструментах. И я верю - вы будете любить музыку, и дружить с музыкальными инструментами. А  на следующий год, некоторые из вас пойдут в музыкальную школу, чтобы научиться играть уже на настоящих музыкальных инструментах. И  я вам желаю больших успехов в этом.

                                          До свидания! До новых встреч!

ДЕТИ: До свидания волшебный мир музыки, до свидания, Скрипочка!