Сценарий мероприятия
Сценарий внеклассного мероприятия
Профессия «Мы в профессии играем»
педагог дополнительного образования
Павлова Людмила Павловна
(В рамках проведения мероприятий в начальной школе по профориентации)
Тема мероприятия: Профессия «Мы в профессии играем»
Цель мероприятия:
расширение представления учащихся о разнообразии мест работы специалистов профессии «Повар».
Задачи мероприятия:
обучающие
• познакомить детей с профессией повар;
• дать общие сведения о содержании труда этой профессий;
воспитательные
• формировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности;
• формировать уважительное отношение к людям труда;
развивающие
• развивать интеллектуальные и творческие возможности;
• показать способы самопознания для определения своих склонностей в профессиональной сфере.
Методы и приемы:
• методы словесной передачи информации и слухового восприятия
(приемы: информационный рассказ, беседа);
• методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие
(приемы: показ компьютерной презентации);
• методика концентрации внимания (приемы: игры, конкурсы);
• методы контроля (прием: самопроверка).
Формы организации на занятии: групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: окружающий мир, технология, ИЗО.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Дидактический материал: карточки, презентация.
2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Конспект внеклассного мероприятия
I. Организационный момент
- Ребята! Мы сегодня с вами узнаем много нового и интересного, будем отгадывать загадки, вспомним пословицы, расскажем стихи. А сначала давайте настроимся на хорошую работу, пожелаем друг другу удачи.
(Хлопки в ладони друг друга с соседом по парте)
II. Психологический настрой
- Вставьте пропущенное слово - глагол настоящего времени.
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно … (слушают)
И отлично всё … (слышат).
Голова хорошо … (думает).
III. Подготовительный этап
1. Актуализация опорных знаний
- Ребята, все ли из вас знают, кем работают ваши родители?
- Давайте вспомним, что такое профессия? (Профессия - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в 3. Определение темы внеклассного мероприятия
- Угадайте название нашего мероприятия. Для этого из начальных букв отгадок составьте слово.
Педиатр
Ортопед
Врач скорой помощи
Аллерголог
Рентгенолог
- Какое слово у вас получилось? (Повар)
4. Целевая установка
- Человек, который работает поваром, должен обладать определёнными профессиональными и человеческими качествами.
- Что бы вы хотели узнать о профессии ПОВАР?
IV. Открытие новых знаний
ходе специальной подготовки.)
Земля и потому еще щедра.
Что в мире существуют повара.
Благословенны их простые судьбы.
А руки как помыслы чисты.
Профессия у них - добра по сути.
Злой человек не станет у плиты.
Р.Рождественский.
Классный руководитель: Добрый день, уважаемые гости и студенты!
Повара кормят нас почти всю нашу жизнь, начиная с детского сада и школьной столовой.
Став взрослыми, мы питаемся в кафе, ресторанах и других заведениях общественного питания, где царит на кухне волшебник вкусов и ароматов – повар. Эта профессия имеет свою многовековую историю и обширное географическое разнообразие.
Повар – очень востребованная профессия – повсеместность точек общепита предоставляет много рабочих мест поварам. Освоить эту профессию сможет каждый человек, ведь приготовление пищи – это насущная необходимость человечества. Любой из нас сможет приготовить что-нибудь съестное, но только повар превратит результат своей работы в искусство.
В конце нашего классного часа, мы должны продолжить фразы:
Для человечества - ?
Для моей будущей карьеры - ?
Для моей будущей семьи - ?
5. Вступительное слово учителя
1) История профессии
а) Первобытное общество
- Первые повара появились, как только человек научился не только добывать пищу, но и готовить её. А это произошло не сразу, так как поначалу единственным источником еды было собирательство и охота. А употребляли древние люди еду в сыром виде. Первобытный охотник, случайно обжаривший кусок своей добычи на костре, понял, что жарить мясо на костре гораздо вкуснее, чем есть его сырым. Пещерные люди, вкусив приготовленное таким образом мясо, стали постоянно жарить его на костре. И довольно скоро, методом «проб и ошибок», выяснили, что у кого-то мамонт получается сочным и вкусным, а у некоторых вообще несъедобным. Конечно, приготовление пищи стали доверять тому, у кого выходило вкусней. Таким или, примерно, таким образом, зародилась профессия повар.
б) Древний мир
На Крите, примерно за 2000 лет до н. э., первыми профессионалами кулинарии которые, готовя другим, зарабатывали себе на жизнь, были повара, нанимаемые для приготовления пищи царским солдатам.
В Древнем Риме многие богатые и знатные горожане предпочитали доверять приготовление пищи специальным людям, умеющим готовить, а не невольникам и рабам. Именно в Риме известный в то время гурман и повар Апиций создал первые поварские школы.
В Древней Греции возник культ Акслепия, мифического врача-целителя, получившего в Риме имя Эскулап. Его дочь Гигея считалась покровительницей науки о здоровье, а верной помощницей их была кухарка Кулина. Она стала покровительницей поварского дела, получившего название «кулинария».
В Древней Персии правители высоко ценили вкусную еду, и повара, сумевшие удивить восточных владык необычным яством, щедро вознаграждались. Однако существовали и другие традиции, так, в Спарте к искусству кулинарии и профессии повара относились презрительно, считая все это излишествами.
В Вавилоне, Египте, Китае и арабском Востоке в древнейших письменных памятниках уже содержатся записи отдельных кулинарных рецептов.
в) Средние века
В конце Средних веков, после длительного периода застоя, когда в европейские страны стали проникать разнообразные восточные пряности и специи, кулинарное искусство стала стремительно развиваться. С течением времени повара все более и более совершенствовались в своем искусстве. С того момента, как люди начали путешествовать, отходить от собственного дома на все большее расстояние, обмен кулинарными рецептами и поварским опытом набирал все более стремительные обороты. Некоторые блюда, приготовленные настоящими мастерами поварского искусства, оценивались в целые состояния. При дворе многих и многих монархов должность повара оставалась одной из уважаемых и почитаемых.
2) Поварское дело в России
а) На Руси, ещё до крещения Руси, у восточных славян уже существовали традиции русской кухни. Одними из первых поваров были волхвы.
б) В Древней Руси приготовление пищи выделилось в особую специальность, и появилась на Руси профессия повар. Повара были уже при дворах киевских князей. До этого кухней «командовала» самая старшая по возрасту женщина в княжеской семье. В дальнейшем повара стали готовить и в монастырских трапезных. По документальным свидетельствам, первым русским поваром был некий Торчин, служивший при дворе князя Глеба. Становление русской кулинарии началось еще во времена Киевской Руси, когда усталый путник мог поесть и найти ночлег в корчмах и харчевнях, квасницах и хлебосольных заезжих дворах, т.е. вне собственного дома. Затем все эти заведения сменили придорожные трактиры – небольшие гостиницы с кухней и обеденным залом.
в) В Русском царстве в XVII веке, во времена правления Петра I, появляются первые ресторации, прообразы современных ресторанов. Из Европы в Россию завозят не только новые и непривычные продукты, но и выписывают поваров из разных стран.
г) В Российской империи кулинария как наука возникла лишь в конце XVIII века. Развитие профессиональной кулинарии связано с появлением предприятий внедомашнего питания. Наряду с трактирами в крупных городах России стали появляться рестораны. В России первая кулинарная книга «Поваренные записки» была составлена С. Друковцовым в 1779 г.
3) Первые поварские школы
В 19 веке поварские школы стали появляться повсеместно. Европа, Англия и Россия наперебой готовили своих специалистов.
а) Первая поварская школа в Европе появилась в XIX веке в Англии, затем кулинарные школы начали появляться и в других странах. Во Франции считалось, что обучаться поварскому делу надо с 6-7 лет, иначе повар не сможет быть по-настоящему искусным. Всемирную славу приобрели сочинения французских гастрономов XIX века: Карема, Кремона, Эскофье и др.
б) Первая кулинарная школа России была открыта в Петербурге 25 марта 1888 г. по инициативе профессора И. Е. Андриевского и кулинара Д.В. Каншина.
6. Выступления детей
- Ребята, профессия повар имеет различные направления. Классификация, которая существует в России, отличается от европейской и американской. Всех поваров она разделяет на четыре типа. Несколько человек выполняли индивидуальные задания. Давайте их послушаем, они расскажут нам о российской квалификации.
Ученик 1. Повар-технолог, принимающий сырье и контролирующий его качество. В его обязанности входит расчет необходимого количества продуктов на порцию и организация технологического процесса приготовления блюда. Также он придумывает и разрабатывает рецептуру новых блюд, составляет на них технологические карты и инструкции для тех, кто будет их готовить.
Ученик 2. Повар-кулинар разделывает мясо и рыбу, подготавливая их к приготовлению, режет овощи, замешивает тесто и непосредственно готовит блюда, а также проверяет их готовность и декорирует перед подачей на стол.
Ученик 3. Повар-кондитер специализируется на изготовлении десертов и кондитерских изделий. Он полностью исполняет рецепт, контролируя вкусовые и визуальные параметры, а также декорирует сладкие блюда перед их подачей.
Ученик 4. Шеф-повар – высшее звено в профессии. Это не только кулинар-эксперт, но и администратор. Он обязан формировать меню заведения, составлять и заказывать необходимые продукты и товары, контролировать качество и сроки их доставки, совершенствовать и организовывать работу всех остальных поваров, следить за соблюдением технологии приготовления.
Ведущий 2:И так! Объявляем турнир «Умелый повар»!!!
Прежде чем начать наш турнир, разрешите представить вам участников, которые представляют две команды, и конечно многоуважаемое жюри:
Ведущий 2: Приветствуем жюри и команды!!!
Чтоб профессией владеть,
В этой сфере преуспеть,
Надо очень постараться
И с душой за дело взяться!
Ведущий 1: Итак, первый раунд:
Уважаемое жюри, перед вами листы оценивания, каждый раунд оценивается в пять баллов. Командам по очереди предоставляется продемонстрировать название команды и девиз!
Ведущий 2: Перед началом турнира проведем жеребьевку:
Первым слово предоставляется команде №………
Ведущий 1: Молодцы ребята! А сейчас возможность представилась команде №...
Ведущий 2: Раунд второй! Ребята, вы наверно знаете, что у повара должна быть поварская хватка: он должен быть быстр, сноровист и руки у него должны быть ловкими и быстрыми. Для выполнения задания «Мясорубка» приглашаются по одному участнику из команды.
Ведущий 1: Второй раунд называется «Собери мясорубку»! Дорогие зрители, аплодируем нашим участникам!!!! Молодцы! Справились с заданием!!!
Ведущий 2: О вкусах не спорят…Мы часто используем это выражение, когда речь заходит о какой- либо книге, кинофильме, одежды и т.д. Но своим рождение оно обязано поварскому искусству. Вкус блюда –это синтез продуктов, из которых оно приготовлено, и мастерства кулинара. Древняя пословица гласит «Нет плохих продуктов- есть плохие повара».Поваром невозможно стать, не имея кулинарного вкуса, не обладая тонкими вкусами ощущениями и хорошим развитым обаянием.
Ведущий 1: Итак, третий раунд: Участникам предлагается попробовать и опознать закрытыми глазами три вида каш! Так же приглашаются по одному участнику из команд, вперед!!! Молодцы!!! Справились с заданием!
Ведущий 2: Итак, четвертый раунд: называется он «Кухонная утварь».
Каждому командиру из команд достаётся по три карточки, на которой написано название одного кухонного инструмента, приспособления или посуды. Игрок должен рассказать для чего это используется так, чтобы игроки его команды могли отгадать о каком инструменте или посуде идёт речь. Если свои участники затрудняются с ответом, значит, возможность ответа переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая правильнее и быстрее даст определение предмету.
Например: На карточке нарисовано сито. Игрок не называя нарисованный предмет, даёт ему определение. Это обруч с натянутой сеткой для процеживания, просеивания. Через него просеивают муку, а также можно протирать овощи.
В приложение входит конверт с карточками, где изображено: (Вилка, сковорода, стакан, кружка, шумовка, дуршлаг, соусник, нож, термос, кастрюля, заварочный чайник, кувшин, тарелка).
Участники вперед!!!!
Ведущий 1: Объявляется последний раунд «пятый»: Домашнее задание!
Каждой команде было предоставлено домашнее задание, приготовить и подать блюдо на тему современность в кулинарии. И дать характеристику данному блюду! И первым предоставляется возможность команде №……Следующая команда готовиться….
Молодцы!!!!
Загадки «Отгадай кухонную утварь»
- Отгадаем загадки про посуду и кухонные приборы.
1) Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится. (Чайник)
2) Возраст мой не очень юный,
Была у бабушки чугунной,
А теперь я из телефона,
Ручки - из пластмассы.
Подогрею макароны
И поджарю мясо. (Сковорода)
3) В той посуде, хошь, не хошь,
Мама сварит красный борщ,
Положив в нее капусту.
И запахнет, очень вкусно. (Кастрюля)
4) Для питья он предназначен,
Хрупок, из стекла, прозрачен,
Можно сок в него налить,
С удовольствием попить,
Воду можно из-под крана.
Нет нужней, чего? (Стакан)
5) Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
6) Им можно хлебушек порезать
И колбасу на бутерброд,
И маслом булочку помазать.
Хорош для многих он работ! (Нож)
7) Младшая сестра граблей,
Четыре зуба есть у ней.
Но на кухне жизнь её,
И дело знает лишь своё! (Вилка)
8) Он на кухне - как начальник.
И серьезный не случайно:
Разольет в тарелки щи,
Сколько хочет - не взыщи! (Половник)
4. Игра «Подберите рифму»
- Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе … (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый … (пирог).
- Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не … (идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек … (откусил).
- Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту … (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек … (не нашли).
5. Скороговорка
- Ребята, сейчас выполним интересное задание. На экране дано предложение, прочитайте его. Кто скажет, что это за предложение? (Скороговорка)
- А что такое - скороговорка?
(Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.)
- Кто догадался, что вам нужно сейчас сделать?
(Дети проговаривают скороговорку)
Пёк Макар пироги в печи,
Пироги из печи горячи.
6. Игра «Продолжи фразу»
Поезд водит ... машинист.
Пашет в поле ... тракторист.
Самолетом правит ... летчик.
Клеит книжки ... переплетчик.
В школе учит нас ... учитель.
Строит здания ... строитель.
Красит стены нам ... маляр.
Столы делает ... столяр.
Песни нам поет ... певец.
Торговлей занят ... продавец.
На станке ткет ткани ... ткач.
От болезней лечит ... врач.
Лекарство выдаст нам ... аптекарь.
Хлеб испечет в пекарне ... пекарь.
7. Задание «Соотнеси левую часть с правой»
- Ребята, вам нужно восстановить предложение, для этого соотнесите левую часть с правой.
1. Когда я ем - | здоровая еда. |
2. Хлеб да вода - | я глух и нем. |
3. Хороша ложка | не испортишь. |
4. Кашу маслом | к обеду. |
- Что это за предложения у вас получились? (Пословицы)
- А что такое - пословица? (Пословица - жанр устного народного творчества, краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа.)
8. Игра «Угадай-ка»
- Ребята, сейчас поиграем в игру. Перед вами в чашке лежат кусочки овощей и фруктов. Вы должны определить по вкусу, что это за овощ или фрукт. Но вы должны это сделать закрытыми глазами.
(Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.)
9. Работа с карточками
- Ребята, перед вами лежат карточки. На каждой карточке написано слово. Из этих слов нужно составить предложение.
(Дети складывают предложение)
Поварское дело – не ремесло, а искусство.
- Как вы понимаете это высказывание?
VI. Практическая работа «Приготовление салатов»
- Сейчас мы приготовим два салата: из свежих овощей и фруктов. Для этого разделимся на две группы:1-ая группа будет готовить салат из свежих овощей, 2-ая группа будет готовить салат из фруктов.
Из каких продуктов будете готовить, вы узнаете из отгадок в загадках.
1. Отгадывание загадок
а) загадки для 1-ой группы
1. На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды, на веточках висят,
С нетерпеньем просятся в овощной салат. (Помидор)
2. Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец)
3. Красный шарик,
Длинный хвостик,
А над ним,
Зелёный кустик! (Редис)
4. Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети? (Лук)
5. Над ним не кружит пчёлка,
Она с ним не дружна.
Пахучая метёлка
Солениям нужна. (Укроп)
6. Зелёный бутон,
Листики в оборках,
На капусту небольшую,
Издали похож он! (Салат)
б) загадки для 2-ой группы
1. Огурцы они, как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (Банан)
2. С виду он с картошкой схож,
Волосками весь оброс.
Мякоть сочная внутри,
Цвет зелёный изнутри! (Киви)
3. Ну, а это угадать,
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше ростом. (Мандарин)
4. Цитрус он, растет на юге,
В теплой роще, не на грядке,
Но любим у нас в округе
Фрукт оранжевый и сладкий. (Апельсин)
2. Повторение этапов приготовления салата
- Давайте повторим этапы приготовления салата.
Этапы приготовления салата.
1. Выбрать, какой салат будешь готовить.
2. Приготовить продукты.
3. Вымыть овощи и фрукты, если нужно – почистить или отварить.
4. Порезать овощи и фрукты на кусочки.
5. Сложить всё в салатник, посолить или подсластить, перемешать.
6. Заправить растительным маслом или другой заправкой.
7. Разложить можно как в общий салатник, так и в порционные тарелки, рядом с которыми лежат столовые приборы, салфетки.
3. Повторение техники безопасности
- Ребята, прежде чем приступить к практической работе, давайте повторим правила безопасности труда.
Техника безопасности:
1. Проветрить помещение.
2. Овощи и фрукты резать на доске, не отрывая высоко нож от нее.
3. Ножи и вилки передавать ручкой вперед.
4. Во время работы режущие инструменты держать лезвием вниз, не ходить по кабинету с ножом в руках.
5. По окончании работы инструменты передать учителю или положить на место.
4. Приготовление салата
- Начинаем готовить салаты и не забываем о правилах техники безопасности.
Работа в группах (Дети, под руководством учителя готовят салаты)
а) приготовление салата «На быструю руку» 1-ой группы
Ингредиенты:
1. Помидор - 1 шт.
2. Огурец - 1 шт.
3. Редис - 6 шт.
4. Укроп, зеленый лук, листовой салат - несколько веточек.
5. Масло растительное - 2 ст. ложки
6. Соль - по вкусу
б) приготовление салата «Ассорти» 2-ой группы
Ингредиенты:
1. Банан - 1 шт.
2. Киви - 2 шт.
3. Мандарин - 2 шт.
4. Апельсин - 1 шт.
5. Натуральный йогурт – 100 г
(После окончания работы дети выкладывают готовое блюдо в салатник и украшают его, убирают рабочее место)
- Ребята, в чём же польза овощных и фруктовых салатов?
Ведущий 2: Но вот и подходит наше мероприятие к завершению. Осталось подвести итоги турнира «Умелый повар». Уважаемое жюри, теперь пришло время подсчитать баллы команд и озвучить их!
И пока определяется команда - победитель. Хотелось бы вам прочитать стихотворение о профессии повар:
Белый фартук и колпак,
Сам зари румяней.
Догадаться нам пустяк,
Кто тут перед нами.
Целый день он у плиты
И зимой и летом.
Чтобы сыт был я и ты,
Жарит нам котлеты.
На плите кипят компот
И бульон прозрачный.
Накормить скорей народ-
Вот его задача.
Сыт шофёр и сыт солдат-
Значит, всё в порядке.
Сыт в ракете космонавт,
В детсаду – ребятки…
Не поверят, может, мне
Усмехнётся кто-то.
Нет нужнее на земле
Повара работы!
Классный руководитель: Как вы думаете, ребята! Какими профессиональными качествами повар должен обладать в наши дни?- аккуратность, доброжелательность и приветливость, терпеливость и выдержанность, ответственность, творческое воображение, способность переносить значительное физическое напряжение; ловкость рук; способность переключаться быстро с одного вида деятельности на другой (переключение внимания).
Ребята, пока жюри подсчитывают баллы, давайте подведем итоги сегодняшнего классного часа»Профессия повар, история и современность»:
-Чем понравился вам классный час?
-Много чего вы узнали об возникновении профессии повар?!
-Давайте вернемся к началу нашего классного часа, я предлагала всем по размышлять и продолжить сразы….Кто может ответить? Кто для себя сделал вывод, для чего он выбрал профессию «повар»????
Для человечества - ?
Для моей будущей карьеры - ?
Для моей будущей семьи - ?
Ведущий 1: Итак, предоставляем слова жюри.
Подводим итоги и награждения.
- Спасибо всем, кто принял участие в нашем турнире – «Умелый повар». Самыми умелыми поварами становятся участники команды №…..
Ведущий 2: Да… повар – профессия творческая. Настоящим поваром может стать только талантливый человек: немного художник, немного музыкант, обладающий эстетическим вкусом, чувством цвета, гармонией. И этому мы будем учиться.
Классный руководитель: На этом наш классный час закончен. Надеемся, всем понравилось. Спасибо за внимание и участие. И помните, нет ничего невозможного, успех в наших руках. Учитесь, учитесь и еще раз учитесь.