СЦЕНИЧЕСКИЙ КОСТЮМ ЕГО ФУНКЦИИ
Театр, как известно, начинается с вешалки. Для зрителей – с гардероба, для артистов – с гардеробной и гримёрки. Любой театр – это искусство синтетическое, вобравшее в себя проявления различных видов искусства. Театр танца – это и музыка, и пластика человеческого тела, и, в немалой степени – эффектная красота сценических костюмов.
Современное состояние развития научной мысли в хореографическом искусстве характеризуется увеличением внимания к различным компонентам танцевального художественного образа (декорации, грим, спецэффекты и т.д.). Среди важнейших составляющих сценического танца выступает костюм. Недаром большинство работ, посвященных проблемам хореографического искусства (исторических, теоретических, критических), не касаются вопроса костюмов той или иной постановки. В процессе развития и дифференциации хореографического искусства проблема взаимодействия художника по костюмам и хореографа-постановщика (балетмейстера) в народно-сценической, бальной, современной хореографии стала волновать многих специалистов (Г. Боримская, Д. Демкив, Н. Ходаковская, А. Чепалов т.д.) Однако комплексного научного исследования, посвященного месту и роли костюма в хореографическом искусстве, а также специфике взаимодействия балетмейстера и художника по костюмам в различных видах хореографии, особенно в современной и бальной, найдено не было.
1.Костюм и его значение в хореографии.
1.1. Понятие «Костюм».
Костюм (от лат. costume) -- может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека.
Костюм в хореографии является одним из важнейших компонентов оформления произведения (все чаще используется термин "сценография", где костюм выступает составной конгломерата), который отвечает требованиям как конкретного идейно-образного содержания, так и специфики хореографического искусства. Роль костюма в хореографии важнее, чем в драме или опере, потому что танец лишен словесного текста и его зрелищная сторона несет повышенную нагрузку. Как и в других видах сценического искусства, костюм в хореографии характеризует персонажей, выявляет их исторические, социальные, национальные, индивидуальные особенности. Вместе с тем, костюм в хореографии должен соответствовать требованиям танца-вальности [1]. Этой проблеме посвящено немало работ балетознавцив (В. Ванслов, Г. Захаров, В. Кра-Лисовская т.д.).
1.2. Сценический костюм.
К понятию "сценический костюм" чаще всего относят все, что искусственно изменяет внешний вид человека (одежда, обувь, прическу, украшения, аксессуары, макияж) для создания определенного образа на сцене.
По мнению Елизарова, "изучение функций костюма как культурного феномена в контексте сценической хореографии - проблема еще не изучена. Она приближает к пониманию, как вопреки мировой глобализации сохранить творческую индивидуализацию личности исполнителя в художественной деятельности, выявить возможности комплексного подхода в пробуждении образного мышления художников-исполнителей и зрителей путем актуализации некоторых аспектов функциональной значимости костюма.
1.3. Функции сценического костюма.
Основными функциями сценического костюма, в частности костюма танцора, является адаптация исполнителя того или иного контекста, информирование зрителей о создаваемый образ (половая, национальная, религиозная, возрастная, профессиональная принадлежность), формирования фигуры исполнителя.
Разнообразие разновидностей, стилей, направлений хореографического искусства настоящего актуализирует проблему специфики их костюмов. Наиболее разработанными в искусствоведческой литературе являются принципы создание костюмов в балетном театре, о чем говорилось выше. Меньше внимания уделяется костюму в народно-сценической хореографии. Проблема создания костюма в бальном и современной хореографии является практически неисследованной.
2. Требования к сценическому костюму.
2.1. Основные требования.
Рассмотрим ряд требований, предъявляемых к сценическому костюму. Наиболее значимы функциональные требования, определяющие степень соответствия костюма основной целевой функции - раскрытия замысла режиссера, создание целостного визуального образа.
1. Основные требования к костюмам для всех возрастных категорий:
Костюмы должны закрывать интимные части тела танцора во время всего выступления. Интимные части: ягодицы, бюст и лобковые зоны. Интимные части тела должны быть закрыты не просвечивающимся материалом любого цвета, кроме телесного. Если прозрачный материал используется для этих зон, он должен иметь обязательно подкладку из непрозрачного материала.
Нижняя часть тела: ягодицы, - определяются как зона от складки между ногой и нижней частью до линии бедра всего тела.
Линия бедра: высшая точка трусиков (насколько низко) прямая горизонтальная линия, высшая точка между ягодицами мышцы (прерывистая линия) не должны быть видимыми.
Линия трусиков: точка линии трусиков (насколько высоко). Линия трусиков по бёдрам должна быть достаточно высока, чтобы полностью закрывать вертикальные складки между ягодицами. Трусики должны закрывать всю ягодицу с задней стороны. Спереди линия трусиков должна следовать по линии между телом и согнутой ногой. Расстояние от линии бедра до линии трусиков должно быть не менее 5 см, если измерять сбоку. Укороченные бикини, стринги, стринги-аппликация, любые шорты, похожие на стринги, запрещены, как в мужских, так и в женских костюмах. Танцоры во время выступления должны быть уверены, что их костюмы соответствуют должному уровню. Плохо подогнанные шорты или трусики могут заламываться и открывать ягодицу выше установленной нормы, что запрещено правилами.
Всем танцорам-мужчинам рекомендуется надевать мужской танцевальный ремень под их костюм. Костюм, состоящий только из мужского танцевального ремня, запрещен правилами.
Верхняя часть тела: укороченные топы-бикини, топы-трубы и майки запрещены во всех возрастных категориях. Танцоры-женщины: обтягивание груди за пределы запрещены.
Танцоры-мужчины: танцорам-мужчинам разрешается выступать с обнаженным торсом.
2. Основные требования к макияжам, технике движений и стилям:
Преподавателям и хореографам необходимо уделять пристальное внимание на возрастное соответствие при выборе тем для детей и подростков, чтобы избежать эффекта эротичности, борьбы, грубости в технике движений.
Если используются религиозные или политические символы, как украшение в костюме, они должны соответствовать стилю и хореографии. Такие символы всегда должны быть выполнены в хорошем вкусе и не оскорблять достоинства общества и других соревнующихся. Личные ювелирные украшения не должны быть одеты, если только это не часть костюма.
Эстетические требования - визуальная гармония, художественная выразительность, стилистическое единство с эпохой постановки. Костюм должен не только эффектно смотреться, но и вписываться в общую визуальную концепцию постановки.
Эргономические требования - костюм должен быть по возможности удобным и комфортным, не стеснять движения. Вес костюма необходимо максимально сокращать.
Эксплуатационные требования - сохранность внешнего вида, долговечность и ремонтопригодность.
Если костюм соответствует перечисленным требованиям, то в нем появляется определенная энергетика, помогающая актеру раскрыть характер персонажа, произвести на зрителя максимальное впечатление.
Не следует забывать и о законах сцены, нарушение которых недопустимо. Сценический костюм рассчитан на зрительное восприятие с расстояния на менее 5-6 метров. Следовательно, ему должна быть присуща некоторая декоративность. Не желательно применять подлинные вышивки. Сценически не переработанные, они не будут видны из зрительного зала. „Вышивка" на сценическом костюме достигается аппликацией, различной тесьмой. Не следует увлекаться также мелким орнаментом и тонким перенесением рисунка вышивки на имитацию. Из зрительного зала тонкость выполнения не будет видна, а мелкие элементы орнамента сольются и превратятся в бесформенные пятна. Орнамент надо выбирать крупный, четкий, хорошо „читающийся" с расстояния.
При выборе цвета костюма важно не допускать частую ошибку - нельзя выбирать цвета, близкие к цвету «одежды сцены».
2.2. Цвет костюма.
Цвет костюма - это тема для отдельного исследования. Хотелось лишь упомянуть о соответствии цвета костюма персонажу, времени, месту, общему замыслу спектакля. Сюда входит понятие группового костюма, или костюма группы. Существует такая распространённая ошибка. Часто художники, создавая костюмы отдельных персонажей, не учитывают, что актёры могут появляться в разных мизансценах в одном и том же костюме. И часто получается, что, например, в розовато-сиреневой гамме костюмов одной сцены появляется зелёный костюм (персонаж) из другой сцены. Картинка нарушена. Да, «свести» все костюмы очень трудно, но для этого художник должен присутствовать хотя бы на одной - двух репетициях, чтобы иметь зрительное представление о происходящем в пьесе, и иметь возможность исправить все недочёты. Не следует забывать об освещении. В свете софитов блестящая фактура тканей становится еще более блестящей. Любой цвет на сцене становится на один или даже два тона светлее. А бархат или велюр поглощают свет, и их цвет становится глубже. Мы обычно мало задумываемся выборе цвета для танцевального костюма или его фрагментов, хотя часто подсознательно выбираем то, что соответствует нашему настроению или же идем по шаблонному пути - что мы видели на ком-то и т.п.
2.3. Символика цвета.
Давайте задумаемся, какую роль играет цвет в создании образа? Существует много трактовок символизма цвета: в геральдике - одна, у поэтов-символистов - другая, культуры разных народов - третья, у психологов - четвертая. Нас, скорее должна интересовать именно последняя трактовка, т.к. мы хотим невербально воздействовать на зрителя, рассказывая ему историю о выбранном образе, и цвет здесь нам очень даже может помочь.
Единой символики цвета никогда не существовало, да, наверное, и не может быть. Каждый человек, воспринимает тот или иной цвет немного по-своему, видя в нем те или иные свойства. Однако в целом, описания цветов у множества людей совпадает. Так что, если Вы будете сравнивать различные системы трактовки цвета, связаны ли они с культурой, религией, деятельностью людей, во многом они будут совпадать.
Итак, давайте перечислим различные свойства, часто приписываемые тому или иному цвету:
Красный цвет: огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. В то же время красный - цвет опасности, страсти, сексуального влечения, огонь.
Оранжевый цвет: цвет солнца, приносящий успех и удачу. Активность, энергия. Цвет привлечения внимания.
Желтый цвет: божественный, "застывший солнечный цвет"- цвет истины, золото и богатство, процветание. Также цвет привлечения внимания.
Зеленый цвет: природа, жизнь, бессмертие, свобода, безопасность, жизнерадостность.
Голубой и синий: цвет неба и воды, общения и эмоциональности. Вечность и устойчивость, тайна и истина, мудрость, слияние с силами природы, медитация, полет (в связи с небом), пластичность (в связи с водой).
Фиолетовый цвет: цвет философов и поэтов, познания истины. Красивый и чистый фиолетовый цвет связан с интеллектуальными возможностями человека. Загадочность, сомнения.
Белый цвет: символ чистоты, невинности и нежности. Отрешенность, пустота, воздух, в своем роде "абсолют цвета", так как слияние различных цветов в освещении дают белый цвет.
Черный цвет: символ траура и печали или торжественности, и строгости, мудрость, сексуальность, депрессия, сексуальная агрессия.
Розовый цвет: пассивен, успокаивает и смягчает эмоции, снижает агрессию. Про него многие сказали бы: мило, забавно - очень много коннотаций, связанных со связью розового цвета с детскими вещами для девочек, куклами Барби и т.п.
На восприятие влияет также установка, которую человек задает сам себе. Это - и настроение, и отношение к людям, на которых он смотрит, и обстановка, в которой он оказался. В том числе и играющая музыка. Выбирая цвет для костюма Вы можете лечь на диван, включить погромче Вашу фонограмму, закрыть глаза и представить цвета. Какие будут являться Вам? А можно открыть фонограмму в Windows Media player. В нем Вы увидете цветомузыку. Может, в какой момент увиденное будет резонировать с Вашим восприятием музыки. И Вы получите не только цвет Вашего образа, а может, даже сочетание цветов или узор.
Что же нам все это дает? Каким из вышеперечисленных свойств соответствует Ваш образ? Иногда видишь лирический танец под вдохновлено-романтическую музыку в сочно желтом костюме. Полный диссонанс, не правда ли? И музыка, и костюм, в том числе его цвет или цвета, и сам танец должны быть в образном единстве.
Увлекшись всем вышеописанным, не стоит забывать о том, чтобы этот цвет Вам "шел". Например, у Вас длинные распущенные волосы, что традиционно для танца живота. Что получается если совместить цвет или цвета Вашего костюма с цветом Ваших волос?
Еще стоит учесть всем любителям черного цвета (а таких, увы, огромное количество), что у черного цвета есть очень печальное свойство - он "съедает объем" - уверенно констатирую это на основании многолетнего опыта концертов Divadance. Да, это свойство учитывают, когда стараются сделать себя более худым. Но в танце оно сыграет с Вами злую шутку. Что такое танец? Это волшебным образом меняющиеся объемы тела. Черный цвет сделает многие движения тела практически невидимыми и лишит большинство движений нюансов, которые, вообще-то, и творят волшебство танца. Да, иногда без черного цвета не обойтись, например, Вы создаете агрессивно-сексуальный и очень мрачный тревожный образ и никакой другой цвет не может Вам подойти. Тогда не делайте больших деталей костюма, перекрывающих большие площади тела. Можно создать части костюма, состоящие из черных полос, таким образом черный материал будет часто соседствовать и чередоваться с Вашей кожей. Или используйте черный цвет в сочетании с другими цветами, минимально располагая его в районе Вашего корпуса.
А, главное, помните, что все это - творчество. А, значит, все правила и рекомендации относительны.
2.4. Ошибки при создании сценического костюма.
Остановимся на стилистических ошибках при создании театрального костюма на основе исторического или народного костюма:
а) вольное обращение с формой и силуэтом костюма;
б) использование нехарактерных материалов;
в) неправильно подобранная цветовая гамма;
г) некорректное обращение с орнаментом;
д) совмещение элементов костюма, характерных для различных регионов, временных периодов и социальных слоев.
Но к ошибкам в интерпретации можно относиться снисходительно, оправдывая их театральной условностью и свободой авторского замысла. И все же хотелось бы подчеркнуть важность изучения истории костюма. И призвать к бережному и уважительному отношению к первоисточникам, особенно если это касается народного костюма.
Обратимся к истории костюма в балетном театре. Костюм в балете исторически менялся в связи с эволюцией самого хореографического искусства. На первых этапах развития он почти не отличался от бытового одежды придворно-аристократической среды. В спектаклях барокко костюм был особенно пышным и нередко очень трудным. В период классицизма появилась стилизованная античная туника (хитон), а в комедийные балеты стали проникать народно-бытовые костюмы.
Ж.-Ж. Новерр предложил коренные реформы балетного костюма, выступая против огромных париков, масок, громоздких костюмов. Он выступал за гармонию всех выразительных средств балетного спектакля, в частности, декораций и костюмов, художественно осмысленную достоверность, за правдоподобие костюмов определенной эпохи, национальности и т.д. Главные постулаты Ж. Новерра (требование взаимодействия всех компонентов балетного спектакля, логичность развития действия и характеристик действующих лиц) стали ориентиром для реформирования балетного костюма. В целом, идеи Ж.-Ж. Новерра имели мощное влияние на формирование эстетики костюма всех видов хореографии.
Проблема костюма в народно-сценической хореографии является одной из самых актуальных в наше время, когда глобализационные процессы и постмодернистские тенденции в искусстве приводят к нивелированию отличительных особенностей костюмов разных местностей, потать национальной идентичности, что, в частности, проявляется и в процессах стандартизации костюмов для народно-сценических танцев. Наблюдается также применение костюмов, не соответствует возрасту исполнителей (дети в украинских свадебных венках), выполнения различных танцев в одних костюмах, пренебрежение сотрудничеством со специалистами-художниками по костюмам в коллективах народно-сценического танца.
В отличие от костюмов балетного театра и народно-сценического танца, мода в танцевальном мире бальной хореографии меняется часто (если учитывать спортивный бальный танец, производит немалое влияние и на костюмы сценической бальной хореографии). Каждый сезон появляется довольно много интересных тенденций, новых образов и стилей. Как в стандарте, так и в латыни много значительных изменений в силуэте, длине, фактуре. Специалисты, профессионально занимающиеся созданием танцевальных костюмов, отмечают, что костюма в бальном танце с каждым годом уделяется все больше внимания и значения. Многие танцоров и тренеров стали уделять внимание как уровню дизайна, так и качества изготовления костюмов. Судьи также стали внимательнее смотреть не только на то, как пара танцует, но и на то, во что она одета, как костюмы соответствуют хореографии, характера танцоров, замысла композиции.
3. Детский костюм.
3.1. Разработка детского костюма.
Детский костюм требует тщательной подготовки, при его изготовлении необходимо учитывать принцип безопасности и комфортности, подбирать ткань, которая не вызовет у ребёнка аллергии, при этом будет хорошо «дышать», фурнитура не должна наносить царапин, крой костюма выбирается свободный, не стесняющий движения маленьких актёров.
При преимущественной простоте кроя костюм должен быть сшит качественно. Очень важно, чтобы во время танца не случилось беды в виде оторванных деталей, отвалившихся пуговиц, которые могут испортить настроение ребёнку и, как следствие, всё мероприятие.
Подбор цветовой гаммы, конечно, ориентирует ребёнка на определённое настроение, но колорит спектакля не должен быть откровенно мрачным и вызывать у детей негативные эмоции.
Обратите, пожалуйста, внимание, что малышам раннего возраста не рекомендуются головные уборы, т. к. дети их не любят, снимают. Так же в костюмах животных не нужны мохнатые рукавички, ведь ребёнку будет трудно в них браться за руки в хороводе.
Разработка детского костюма – это увлекательное, интересное и интеллектуальное занятие. Взрослых оно побуждает к размышлению, более глубокому погружению в мир искусства, а у детей формирует коммуникативные навыки, развивает социально-личностные качества и творческие способности. Удачной Вам подготовки и счастливых праздников!
3.2. Особые требования к детскому сценическому костюму.
В добавлении ко всем основным требованиям по костюму, макияжу, технике движения и стилю следуют и требования к детскому сценическому костюму.
Дети должны быть одеты как дети, а не как подростки (13 - 19 лет) или взрослые.
Макияж необходимо использовать, чтобы подчеркнуть черты лица, а не для выражения характера.
Волос должен быть аккуратно собран, если только не используется образ какого-то персонажа (животного, куклы и т. д.). Искусственные волосы, парики, конские хвосты можно использовать, если только они не искажают возраст ребенка. Материалы для костюма, намекающие на эротические, садомазохистские отклонения, или другие взрослые стили запрещены.
Костюмы, сделанные полностью из прозрачных материалов, запрещены. Однако, такой материал может быть использован для рукавов (например, стиль «Алладин», брюки легенцы и рукава).
Танцорам, в категории «Дети», нельзя появляться обнаженными или в костюмах телесного цвета, подразумевающих наготу. Поэтому, топы, боди, купальники и трусики цвета телесный, бежевый, цвет кости нельзя использовать в случае предполагаемой обнаженной фигуры. Сетка, кружева или другие прозрачные материалы не используются для покрытия интимных частей тела. Они могут быть использованы только с подкладом из непрозрачных цветных тканей. На всех соревнованиях танцоры-мальчики в категории «Дети» должны выступать только с прикрытым тканевым полотном торсом.
Заключение.
К сожалению, на сцене всегда будет присутствовать значительное количество некачественно сшитых, безвкусных или просто неудачных костюмов. Ведь создание модного, современного танцевального костюма требует не только вкуса и умения обращаться со швейной машинкой, но и навыков, опыта, знания специфических технологий изготовления, умение работать со специальными тканями и материалами, понимания и отслеживания тенденций танцевальной моды и конъюнктуры и желательно - использование профессионального, адаптированного под эти задачи промышленно-швейного оборудования. К сожалению, высокая стоимость танцевальных костюмов заставляет часть танцоров искать дешевые способы изготовления или делать костюм самостоятельно. Стремление всех участников танцевального сообщества к улучшению, совершенствованию костюмов позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие искусства создания танцевального костюма и услуг по их изготовлению. Поэтому нужно быть внимательным и ориентироваться в нюансах создания будущего костюма, прислушиваться к специалистам при принятии решения о том, что, как, из чего и где шить, и это поможет хорошо и гармонично выглядеть на сцене.
Однако в погоне за новизной, эпатажем, попыткой шокировать, хореографы эпохи постмодерна не всегда достаточно внимания уделяют костюму или используют эстетически несогласованные с произведением костюмы. В современных постановках довольно часто натуральность декораций и костюмов может вступать в противоречие с условностью хореографии и действием, и наоборот, абстрактность и схематизм изобразительного решения могут противоречить жизненной наполненности и эмоционально-психологической конкретности хореографии.