СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий школьного этапа конкурса чтецов " живая классика"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий  для проведения  школьного этапа конкурса чтецов прозы  Живая классика" (6-9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Сценарий школьного этапа конкурса чтецов " живая классика"»

МОУ «Октябрьская школа»










СЦЕНАРИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

КОНКУРСА ЧТЕЦОВ

«Живая классика»





Подготовила: Кулаевская Г.И,

учитель русского языка и литературы


















2016г.





Школьный этап конкурса чтецов «Живая классика» в рамках проведения Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА:


  • Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной прозы патриотической направленности, воспитание подрастающего

поколения в духе патриотизма;

  • Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;

  • Знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;

  • Повышение общественного внимания к жанру художественного слова.



Жюри конкурса:

Манущкина А.П, учитель русского языка;

Рудагина И. И– учитель начальных классов;

Беляева Л.И – библиотекарь


Участники смотра - конкурса
В конкурсе принимают участие учащиеся школы в возрасте 11-13 лет.


  Условия смотра-конкурса:

 Исполнители представляют законченный фрагмент любого литературного жанра, соответствующий тематике конкурса.

 


 Критерии оценки и требования к выступлениям


  • Выбор текста произведения для использования в рамках Конкурса;

  • Грамотная речь;

  • Артистизм исполнения;

  • Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;


 Регламент выступления:

Длительность выступления до 5 минут.


 Подведение итогов конкурса

 Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.


Сценарий конкурса чтецов «Живая классика»

Ведущий 1 Мы рады приветствовать Вас на школьном этапе конкурса «Живая классика».. Слайд 1

Ведущий 2 Наш конкурс нам хотелось бы начать со стихотворения А.Т. Твардовского «Есть книги – волею приличий…» .


 Есть книги – волею приличий

Они у века не в тени.

Из них цитаты брать – обычай –

Во все положенные дни.


В библиотеке иль читальне

Любой – уж так заведено –

Они на полке персональной

Как бы на пенсии давно.


Они в чести.

И не жалея

Немалых праздничных затрат,

Им обновляют в юбилеи

Шрифты, бумагу и формат.


Поправки вносят в предисловья

Иль пишут наново, спеша.

И – сохраняйтесь на здоровье, –

Куда как доля хороша.


Без них чредою многотомной –

Труды новейшие, толпясь,

Стоят у времени в приемной,

Чтоб на глаза ему попасть;

Не опоздать к иной обедне,

Не потеряться в тесноте...

Но те, –

              с той полки, –

                                        "Кто последний?"

Не станут спрашивать в хвосте. 


На них печать почтенной скуки

И давность пройденных наук;

Но, взяв одну такую в руки,

Ты, время,

Обожжешься вдруг…


Случайно вникнув с середины,

Невольно всю пройдешь насквозь,

Все вместе строки до единой,

Что ты вытаскивала врозь...


Ведущий 1 Классика – это всегда про нас. Именно русское классическое искусство формировало и поддерживало в национальном сознании непреложность таких категорий, как стыд ,порядочность, сострадание, способность к прошению ,милосердие, ответственность, стремление жить по совести

Ведущий 2 Конкурс « Живая классика» — соревнование по чтению вслух

отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей.

Ведущий 1 Сегодня будут соревноваться 10 юных чтецов. Победу в конкурсе принесет

не только артистическое мастерство, но и глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста.


 Ведущий 2Оценивать наших участников будет уважаемое жюри, в составе:

Манущкина А.П, учитель русского языка;

Рудагина И. И– учитель начальных классов;

Беляева Л.И – библиотекарь

Ведущий 1  Выступления оцениваются по следующим параметрам:


Ведущий 2 Выбор текста произведения


Ведущий 1 Грамотная речь;


Ведущий 2 Артистизм исполнения;


Ведущий 1 Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;


Ведущий 1 Время выступления не должно превышать 5 минут.

Ведущий 2 Оценка выступления участника осуществляется по 10 – балльной шкале.

Ведущий 1 Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.

















Ведущий 1 Нашу конкурсную программу открывает отрывок из произведе-ния Виньеамина Каверина. Но прежде несколько слов о писателе. Вениами́н Алекса́ндрович Каве́рин (настоящая фамилия — Зи́льбер,) — русский советский писатель и сценарист. Наиболее известное произведение — приключенческий роман «Два капитана».Слайд 2


Ведущий 2 Отрывок из рассказа Виньямина Каверина «Два капитана» читает Бабанцев Илья, ученик 5 класса. Слайд 3


Ведущий 1 Ю́рий Ма́ркович Наги́бин— русский писатель-прозаик, журналист и сценарист , кинодраматург, более известный произведений. драматургических. жанров; видный представитель советской. послевоенной. прозы. В рассказах писателя воспевается торжество добра над алом, непобедимая сила человеческого духа. Они глубоко психологичны, проникнуты лиризмом, любовью к родной природе, родной земле — к Родине. Слайд 4

Ведущий 2 Отрывок из рассказа Ю.М.Нагибина « Непобедимый Арсенов» читает Антошин Кирилл ,ученик 5 класса. Слайд 5


Ведущий 1 Сегодня мы услышим отрывок из рассказа М .Зощенко.

Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко - русский писатель советского периода, драматург, сценарист, переводчик. Признанный классик русской литературы. Слайд 6


Ведущий 2 Отрывок из рассказа М .Зощенко « Находка» читает

Кувшинов Антон ,ученик 5 класса. Слайд 7


Ведущий 1 Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская — прозаик, поэтесса, драматург и певица. ... Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: Она живет и работает в Москве. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости Слайд 8


Ведущий 2 Отрывок из рассказа А.С.Петрушинской « Котёнок Господа Бога» читает Кукин Дмитрий ,ученик 5 класса. Слайд 9



Ведущий 1 Михаи́л Андре́евич Осорги́н, настоящая фамилия Ильи́н— русский писатель, журналист. Осоргин ценил свою работу и знал наизусть все свои труды. Осоргину характерны такие черты характера, как пессимизм и осознание бессмысленности. В своих рассказах он отражал не только физическое противостояние, но и духовное. Слайд 10


Ведущий 2 Отрывок из рассказа М.А.Осоргина « Земля»читает Муминов Кирилл ,ученик 5 класса. Слайд 11


Ведущий 1 Погодин Радий Петрович — советский писатель, художник, поэт, сценарист. Выдающийся детский писатель. . Его имя стало известным в середине ХХ века. Дети и взрослые, затаив читают его произведения  . Все они во многом автобиографичны От жизненных бед и напастей спасался фантазией, любил рисовать. Похожи на автора и герои. Они тоже любознательные мечтатели: видят красоту в окружающем их мире и в простых проявлениях жизни. Слайд 12

Ведущий 2 Отрывок из рассказа Р.П.Погодина «Тишина» читает

Смуров Алексей , ученик 6 класса Слайд 13


Ведущий 1 Продолжит нашу конкурсную программу два стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Стихи в прозе – особый жанр литературы, где слова не рифмуются, но в них – сама поэзия! Значительная часть "стихотворений" посвящена размышлениям писателя о русском народе, о родине, о счастье и красоте, о гуманности человеческих отношений. Слайд 14

Ведущий 2 Стихотворение в прозе « Собака» читает Кукина Анастасия ,ученица 7 класса. Слайд 15


Ведущий 2 Ещё одно стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы ...» читает Лёвочкина Татьяна ,ученица 7 класса. Слайд16


Ведущий 2 Михаил Александрович Шолохов  - один из популярных авторов, получивший награду Нобелевского фонда. Шолохов стал всемирно известен  после написания романов о гражданской войне на Дону, коллективизации, подвиге народа в Великой Отечественной войне. Слайд17


Ведущий 2 Отрывок из рассказа М.Шолохова « Коловерть» читает Соколова Ангелина , ученица 7 класса Слайд 18


Ведущий 2 Наряду с русскими авторами, у наших ребят есть любимые произведения и у зарубежных писателей. Лью́ис Кэ́рролл- английский писатель, математик, логик, философ и фотограф. Наиболее известное его произведение — «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», Слайд 19



Ведущий 2 Отрывок из произведения «Алиса в Зазеркалье» читает Пичугина Варвара,

ученица 7-го класса. Слайд 20


Ведущий 1: На этом наша конкурсная программа закончена. Мы просим у вас ещё немного внимания, и просим жюри подвести итоги конкурса.



Ведущий 2 Пока жюри подводит итоги я предлагаю послушать стихотворение В. В. Радина « Дети и книга»

В. В. Радин

Дети и книга
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
Книги им помогают
Красоту постигать,
Как прекрасное видеть,
Как его передать,
Как его передать,
И как в малом увидеть
Большое значенье,
И как в жизни найти
Золотое сеченье.
Мудрость книжных страниц –
Это жизни уроки
О дне предстоящем,
И о наших истоках.
Они их побуждают
Мечтать о высоком,
О будущем думать –
О потомках далеких.
В книгах знания, свет,
В книгах память веков,
В книгах мудрость людей –
Наших дедов, отцов.
Нам без книг, как без хлеба,
Даже дня не прожить.
Так давайте же будем
Их беречь и любить.



Ведущий 2:. Для подведения итогов и вручения дипломов победителям и лауреатам школьного конкурса юных чтецов прозы «Живая классика» слово предоставляется председателю жюри конкурса А.П. Манушкиной (вручение дипломов и призов)

Ведущий 2 Наше время — время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А. М. Горький считал книгу. В книге заключен огром-ный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универ-сальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единст-венной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешест-вия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее… Книга — вер-ный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из кото-рого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть од-ной страницы из новой книги!» Слайд 21































Приложение


Михаил Андреевич Осоргин

"Земля"

1

Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку карельской березы, наполненную землей.

Я принадлежу к людям, любящим вещи, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. Было и давно прошло время, когда эти усмешки меня смущали. В молодости это простительно и понятно: в молодости мы хотим быть самоуверенными, разумными и жестокими - резко отвечать на обиду, владеть своим лицом, сдерживать дрожь сердечную. Но тягость лет побеждает, и строгая выдержанность чувств уже не кажется лучшим и главнейшим. Вот сейчас, таков, как я есть, я готов и могу преклонить колени перед коробочкой с русской землей и сказать вслух, не боясь чужих ушей:

- Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней.

И никакая скептическая философия, никакой умный космополитизм не заставят меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчету.

Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю ее заботливо и осторожно, чтобы не распылить зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля всегда была самой любимой и близкой:

"Ибо прах ты - и в прах обратишься".



Л.С. Петрушевская

Котёнок Господа Бога


Так вот, мальчик схватил котенка на руки и стал его гладить и осторожно прижимать к себе.

А за левым локтем его стоял бес, которого тоже очень заинтересовал котенок и масса возможностей, связанных с этим именно котенком.
Ангел-хранитель забеспокоился и стал рисовать волшебные картины: вот котик спит на подушке мальчика, вот играет бумажкой, вот идет гулять, как собачка, у ноги...
А бес толкнул мальчика под левый локоть и предложил: хорошо бы привязать котенку на хвост консервную банку! Хорошо бы бросить его в пруд и смотреть, умирая со смеху, как он будет стараться выплыть! Эти выпученные глаза!
И много других разных предложений внес бес в горячую голову выгнанного мальчика, пока тот шел с котенком на руках домой.



Ю.М.Нагибин

Непобедимый Арсенов

Сомнений не оставалось: меня ждет суровое возмездие. Я поднял дерзновенную руку не просто на слабосильного верзилу Соломатина, а на нечто высшее, затрагивающее всю дворовую аристократию, и мне не уйти от расплаты. И когда во время игры в ножички задиристый щуплый Курица, стоявший в табели на ступень выше Борьки Соломатина, без всякого повода кинулся на меня и повалил, я пересилил искушение выбить дух из его хилого тела. С удивлением, близким печали, я обнаружил, что Курица, хоть и пожилистее и покрепче Борьки Соломатина, тоже слабак, но голос высшего смирения произнес внутри меня: покорись! Курица сплясал победный танец на моих костях и, оглядываясь на своих сверстников, молчаливо наблюдавших экзекуцию, спросил: «Получил? Хватит с тебя?» Он приметно дрейфил. «Хватит», — сказал я и увидел, как потеплели лица окружающих. Порядок был восстановлен, слава порядку!..



М.Зощенко

Находка 
     Однажды мы с Лелей взяли коробку от конфет и положили туда лягушку и паука. 
     Потом мы завернули эту коробку в чистую бумагу, перевязали ее шикарной голубой ленточкой и положили этот пакет на панель против нашего сада. Как будто бы кто-то шел и потерял свою покупку. 
     Положив этот пакет возле тумбы, мы с Лелей спрятались в кустах нашего сада и, давясь от смеха, стали ждать, что будет. 
     И вот идет прохожий. 
     Увидев наш пакет, он, конечно, останавливается, радуется и даже от удовольствия потирает себе руки. Еще бы: он нашел коробку конфет - это не так-то часто бывает в этом мире. 
     Затаив дыхание, мы с Лелей смотрим, что будет дальше. 
     Прохожий нагнулся, взял пакет, быстро развязал его и, увидев красивую коробку, еще того более обрадовался. 
     И вот крышка открыта. И наша лягушка, соскучившись сидеть в темноте, выскакивает из коробки прямо на руку прохожего. 
     Тот ахает от удивления и швыряет коробку подальше от себя. 
     Тут мы с Лелей стали так смеяться, что повалились на траву. 
     И мы смеялись до того громко, что прохожий обернулся в нашу сторону и, увидев нас за забором, тотчас все понял. 
     В одно мгновенье он ринулся к забору, одним махом перепрыгнул его и бросился к нам, чтобы нас проучить. 
     Мы с Лелей задали стрекача. 




Радий Петрович ПОГДИН

ТИШИНА

Дом стоял на отшибе, у самого леса. Домишко маленький, без крыльца. Стены срублены из толстых, серых от времени брёвен. Из пазов торчал голубоватый мох. В домике одна комната. Если загородить её мебелью, она покажется не больше спичечного коробка. А сейчас хорошо - комната пустая. Только в углу лежат друг на друге два жарко-красных матраца.

- Тишина, - сказал Анатолий.

- Благодать, - сказал Кирилл. - Для ушей здесь курорт...

В пяти шагах от домишки лес: ели, укутанные в колючий мех, мускулистые сосны, берёзы в бело-розовом шёлке. Простодушный родник выбивался из-под земли и тут же прятался в междутравье, ослеплённый солнцем.

Кирилл привёз с собой краски, холсты и картоны. У Анатолия - чемодан толстых и тонких научных книжек. Вот и весь багаж, если не считать рюкзака, набитого съестным припасом.

Кирилл и Анатолий бродили вокруг дома, жевали траву - все дачники жуют траву, - мочили волосы родниковой водой, лежали под деревьями.

Тишина вокруг была мягкая, ласковая; она будто гладила по ушам тёплой пуховкой.

Анатолий поднял руку, сжал пальцы в кулак, словно поймал мотылька, и поднёс кулак к уху Кирилла.

- Слышишь?

- А что?

- Тишина. Её даже в руку взять можно, - Анатолий улыбнулся и разжал кулак.

- Я есть хочу, - сказал Кирилл. Он подумал, поглядел на старые брёвна, на крышу из чёрной дранки. - Слушай, в нашем доме чего-то недостаёт.

- Чего?

- Пойдём посмотрим...

Они вошли в дом. Тёплые половицы блестели, словно залитые лаком. Толстый шмель кружился вокруг рюкзака.

- Знаю, - сказал Кирилл. - У нас нету печки.

















И С Тургенев .СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ

Собака

      Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
      Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
      И я тоже гляжу ей в глаза.
      Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.
      Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
      Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
      И конец!
      Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
      Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
      Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
      И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой



И.С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы ...»



Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы...

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот...
Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...
Как хороши, как свежи были розы...

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли...
Как хороши, как свежи были розы...

М.Шолохов

Коловерть

Сарай для военнопленных, как паучье гнездо паутиной, опутан колючей проволокой. По ту сторону Игнат и Пахомыч, с лицами чугунными, опухшими; с улицы сынишка Игнатов в картузе отцовском и старуха Пахомычева руками окаменевшими к проволоке тоскливо пристыла; моргает веками кровяными, рот кривит, а слез нет — все выплакала.

Пахомыч тяжело ворочает разбитым языком:

— Пшеницу нехай Лукич скосит, заплатишь ему, отдашь телушку-летошницу.

Губами пожевал, сухо закашлялся:

— По нас же не горюй, старуха!.. Пожили… Все там будем. Посля панихидку отслужи. Поминать будешь, не пиши: «красногвардейца Петра», а прямо — «воинов убиенных Петра, Игната, Григория»… А то поп не примет… Ну, затем прощай, старуха!.. Живи… Внука береги. Прости, коль обидел когда…

Сынишку Игнат на руки взял; часовой, как будто не видит, отвернулся. Пальцами прыгающими из камыша мельницу мастерит сыну Игнат.

— Папаня, а чего у тебя кровь на голове?

— Это я ушибся, сынок.

— А начто тебе вон энтот дядя ружьем вдарил, как ты из сарая выходил?

— Чудак ты какой!.. Он нарочно вдарил, шутейно…

Молчат. Камышовые былки под ногтями у Игната перезванивают.

— Пойдем домой, папаня? Ты мне мельницу дома сделаешь.

— Ты с бабуней иди, сынушка… — Губы у Игната жалко дрогнули, покривились. — А я потом приду…

Ходит Игнат по двору, будто волк на привязи, ногу, прикладом перебитую, волочит и тельце маленькое, щуплое к груди жмет, жмет, жмет.

— Папанька, начто у тебя глаза мокрые?

Молчит Игнат.

Потухли сумерки. С луга, с болот урёмистых, из зарослей ольхи и мочажинника туман на сады свалился росой — проседью серебряной. Траву притолок к земле, захолодевшей и влажной.

Из сарая вышли кучкой. Офицер с погонами подъесаула, в папахе каракулевой, высокий, узенький, сказал тихо, вполголоса, самогонным перегаром дыша:

— Далеко не водить!.. За хутор, в хворост!..

В тишине настороженной шаги гулкие и лязг винтовочных затворов.

Ночь свалилась беззвездная, волчья. За Доном померкла лиловая степь. На бугре — за буйными всходами пшеницы, в яру, промытом вешней водой, в буреломе, в запахе пьяном листьев лежалых — ночью щенилась волчица: стонала, как женщина в родах, грызла под собой песок, кровью пропитанный, и, облизывая первого мокрого шершавого волчонка, услышала неподалеку — из лощины, из зарослей хвороста — два сиповатых винтовочных выстрела и человеческий крик.

Прислушалась настороженно и в ответ короткому стонущему крику завыла волчица хрипло и надрывно.















« Алиса в Зазеркалье»

Алиса подошла к обрыву и посмотрела на море.

Море было гладким, словно не море, а голубое желе. Недалеко от берега был виден небольшой остров. Почти плоский, если не считать скалы, что пальцем поднималась у берега, да полуразрушенной хижины. Рядом со скалой в берег уткнулась баржа. Какие-то маленькие фигурки медленно двигались по берегу возле баржи. Движения их были странными, замедленными и какими-то нечеловеческими. Может, специальные роботы что-то там делают? Чистят дно? Строят причал?

Алиса пошла дальше по берегу. Она попала в посадки. Вокруг тянулись рядами сосенки ростом чуть повыше Алисы. Когда Алиса станет взрослой, они тоже вырастут и превратятся в могучие деревья. Надо будет обязательно вернуться сюда и поглядеть на этот лес…

Вдруг впереди Алиса услышала громкий, возбужденный голос.

Она сделала еще несколько шагов вперед и остановилась. Кто-то ссорился. Неловко как-то выскакивать из-за деревьев и мешать людям. И Алиса осторожно выглянула из-за сосны.

На поляне она увидела странное существо.

Это был человек. Но какой человек — мужчина или женщина, мальчик или старик — не догадаешься. Потому что существо было одето в меховую шубу до пят, на голове у него была меховая шапка с длинными ушами, а лицо прикрывали большие темные очки.

Существо сидело на чемодане, держало в руке видеорацию и говорило:

— Никитин, ты куда меня прислал? Нет, ты признайся, куда ты меня прислал?

— Я тебя никуда не присылал, — отвечал голос из видео. — Куда ты летела, там ты и есть.

— А куда я летела?

— Ты летела на Карское море, на остров Уединение.

— Значит, к Северному полюсу?

— Вот именно.

— А скажи, пожалуйста, то, что ты видишь вокруг, похоже на Северный полюс?

Существо в шубе подняло руку в варежке и обвело окрестности видеорацией, чтобы тот, кто разговаривал с ним, убедился, что окрестности и в самом деле не похожи на Северный полюс.

Ситуация была такая необычная, что Алиса еле удерживалась от смеха.



Виньеамин Каверин «Два капитана»

«До первого тёплого дня», — иначе я и не думал. Спадут морозы — и до свиданья, только меня и видели в детском доме! Но вышло иначе. Я никуда не удрал. Меня удержали чтения…

С утра мы ездили в пекарню за хлебом, потом занимались. Считалось, что мы в первой группе, хотя по возрасту кое-кому пора уже было учиться в шестом.

Старенькая преподавательница Серафима Петровна, приходившая в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила.

Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка: какие у неё крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живёт и где её нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать «у-т-к-а» и читала что-нибудь об утках из Брема. Мимоходом она сообщала нам, что по-немецки утка так-то, а по-французски так-то. Кажется, это называлось тогда комплексным методом. В общем, всё выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе. Она была старенькая и носила на груди перламутровые часики, приколотые булавкой, так что мы, отвечая, всегда смотрели, который час.

Зато по вечерам она нам читала. От неё я впервые услышал сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке.

Солнце высоко,

Колодец далеко.

Жар донимает,

Пот выступает

Стоит козлиное копытце,

Полное водицы.

«Али-Баба и сорок разбойников» в особенности поразили меня. «Сезам, отворись!» Я был очень огорчён, прочтя через много лет в новом переводе «Тысячи одной ночи», что нужно читать не Сезам, а Сим-Сим, и что это какое-то растение, кажется конопля. Сезам — это было чудо, заколдованное слово. Как я был разочарован, узнав, что это просто конопля!

Без преувеличения можно сказать, что я был потрясён этими сказками. Больше всего на свете мне хотелось теперь научиться читать, как Серафима Петровна.

В общем, мне понравилось в детском доме.