СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий школьного этапа конкурса юных чтецов "Живая классика"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий предназначен  для проведения школьного этапа юных чтецов "Живая классика".

Просмотр содержимого документа
«Сценарий школьного этапа конкурса юных чтецов "Живая классика"»



















СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ЮНЫХ ЧТЕЦОВ «ЖИВАЯ КЛАССИКА»

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА





Подготовила: Нечахина Ж.А.



















СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ЮНЫХ ЧТЕЦОВ «ЖИВАЯ КЛАССИКА»

(Школьный этап)

Ведущий . Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости. Мы рады приветствовать Вас на школьном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».  

У Татьяны Щепкиной-Куперник есть замечательное стихотворение

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет –

Это – книга. Да здравствует книга!

Неустанных исканий залог,

Радость каждого нового сдвига,

Указанье грядущих дорог –

Это-книга. Да здравствует книга!

Чистых радостей светлый исток,

Закрепленье счастливого мига,

Лучший друг, если ты одинок,-

Это –книга. Да здравствует книга!

Ведущий . Сегодня на школьном этапе всероссийского конкурса «Живая классика» мы с вами будем читать произведения наших любимых писателей и окунемся в огромный мир литературы. Ведь книга — это самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее…

Но сначала я хотела бы рассказать об истории этого замечательного конкурса.





2011 год

Конкурс юных чтецов «Живая классика» был учрежден в 2011 году Некоммерческим партнерством «Живая классика».

В пилотном проекте приняло участие 20 000 шестиклассников из 7 городов России (Санкт-Петербург, Москва, Ярославль, Тверь, Томск, Киров, Гаврилов-Ям).

В жюри конкурса вошли известные русские писатели М. Веллер, А. Королев, В. Попов и др.

2012 год

В 2012 году конкурс стал всероссийским. В общей сложности в нем приняло участие 2 млн. подростков из 83 регионов РФ.

I Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» получил патронат Министерства культуры Российской ФедерацииМинистерства образования и науки Российской ФедерацииФедерального агентства по печати и массовым коммуникациям и был поддержан главами всех регионов Российской Федерации.

2013 год

В 2013 году конкурс стал международным. Помимо России в проекте принимало участие 9 стран (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Молдова, Киргизия, Казахстан, Украина, Турция, Польша).

2014 год

В 2014 году в конкурсе принимали участие школьники из 85 регионов Российской Федерации и 25 стран (США, Китай, Австрия, Азербайджан, Великобритания, Армения, Белоруссия, Болгария, Германия, Испания, Казахстан, Киргизия, Латвия, Молдова, Нидерланды, Польша, Сербия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Швеция, Эстония).

Конкурс получил поддержку Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и Агентства стратегических инициатив.



А об истории нашего школьного конкурса «Живая классика» расскажет нам Асташкина Елена Николаевна



Сегодня на сцену выйдут 9 юных чтецов. Оценивать наших участников будет жюри в составе:



По следующим критериям:          

выбор текста произведения;
грамотная речь;
артистизм исполнения;
глубина проникновения в образную систему    и смысловую структуру текста.

А теперь настало время конкурса. И прежде чем выйдут на сцену его первые участники мне хотелось бы, чтобы вы послушали обращение актера Олега Табакова к участникам конкурса «Живая классика». А я хочу пожелать всем конкурсантам удачи, минимум волнения!

Ведущий. Первым выступать всегда тяжело, тем более если это еще и дебют. Давайте поприветствуем самых юных участников – учащихся 4 класса.

Анна Атякшина прочтет нам стихотворение в прозе «Лебеди» великого классика русской литературы Л.Н.Толстого

Ведущий. Алина Байкова прочитает нам рассказ детского писателя Сергея Куцко «Волки».

Ведущий. Великая Отечественная война – для нас история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. Книги о народном подвиге стали выдающимся литературным памятником тем, кто добыл в жестокой борьбе Победу. Книги о тех огненных годах оставили миру на века память о великом мужестве великого народа. Книги эти - не только реквием по павшим , в них заветы и ныне живущим.

"В списках не значился". - замечательная книга известного писателя Бориса васильева, рассказывающая о подвиге защитников Брестской крепости.

Свежеиспеченный выпускник военного училища, девятнадцатилетний лейтенант Коля Плужников попадает в ночь на 22 июня 1941 года в расположение Брестской крепости для прохождения службы. Внезапное нападение немецких частей разрушает все планы, и Плужников, не успев даже попасть в назначенную ему часть, оказывается в самом пекле обороны крепости. Наивный и незнающий жизни молодой лейтенант за несколько дней войны превращается в матерого бойца, испытав и горечь проявленной трусости и предательства и узнав цену долгу, чести и боевому братству.

Борис Васильев пишет просто, и от этого его произведения только выигрывают, потому что получается очень пронзительно и живо. Эта книга из тех, что должны быть прочитаны каждым, неравнодушным к трагичным страницам истории собственной страны. Чтобы помнили и не забывали, через что люди проходили ради жизни будущих поколений.

Гудкова Анастасия – отрывок из романа Бориса Васильева «В списках не значился».

Ведущий. Писательский призыв – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных – стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями. Писателем ведется серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в повседневной жизни. 
Широко известная повесть его повесть «Чучело» , которая рассказывает о жизни современных школьников, о нравственном конфликте, когда девочка взяла на себя чужую вину и, застенчивая, нерешительная, в момент испытаний проявила стойкость и мужество. 

Суханова Софья – отрывок из повести «Чучело».


Ведущий. На протяжении всего своего творчества И.С. Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливая равновесие между ними. Он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность, логичность мысли со сложностью поэтического настроя, словом, стремился, в конечном счёте, к стихотворениям в прозе. Стихотворения в прозе И. С. Тургенева — это лирические миниатюры, в которых отразились самые сокровенные мысли и чувства автора. Написаны эти художественные произведения в форме философских рассуждений, воспоминаний, снов, житейских историй на самые разнообразные темы: о любви, о жизни и смерти, о добре и зле, о подвиге и трусости.

Послушайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Голуби» в исполнении Гришина Захара.



Ведущий. Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека.

Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд» писал: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои — жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь — тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали в последние 20 лет».

О своем жизненном и творческом пути Екимов  говорит так:

«Всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку. Литература  должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше… Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно…»

Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. 

Крюков Кирилл – «Ночь исцелений»

Когда я готовилась к конкурсу «Живая классика», я прочитала произведения, которые участвуют в конкурсе. Прочитав рассказ «Говори, мама, говори» на меня повеяло чем-то родным, близким и до боли знакомым. Образ старой матери, который возник у меня при чтении, долго не отпускал меня.  Такие простые, понятные строки, такие очевидные вещи так замечательно раскрыл мне автор.

Давайте послушаем Лизу Буданову с произведением «Говори, мама, говори».

Ведущий. Женщина и война… Эти два понятия априори не совместимы и несут в себе явную противоположность. Но военные годы диктовали другие правила, в которых дыхание фронта не щадило ни кого, а женщину – тем более. Еще вчера девочки-выпускницы кружились в вальсе, а сегодня их хрупкие плечи обнимает военная форма. Осталось совсем немного, кто сегодня может рассказать о женщинах войны. Те девочки не успели мамами стать , а учились выполнять неженскую работу. Не каждая из них дошла до Берлина, не у каждой на груди сверкали высшие воинские награды. Рассказа Пономаренко Елена Геннадьевна, 1961 года рождения, уроженка города Караганды, детского писателя, о безграничном героизме, стойкости и отваге. Каждый рассказ – это отдельно прожитая женская жизнь на войне.

 Карчева Карина представит на суд жюри отрывок из рассказа Е. Пономаренко «Леночка». Это трек «Поиск раненых» из фильма «Звезда».

Ведущий. О. Генри (псевдоним; настоящее имя - Уильям Сидней Портер - американский писатель, автор более 280 рассказов, скетчей, юморесок. 
Он был поэтом нью-йоркского дна и нижних ступенек социальной лестницы, мечтатель и фантазёр кирпичных закоулков.

История появления на свет всемирно известного псевдонима такова. Аудиторская проверка в банке, где работал Уильям Портер, обнаружила недостачу. Его обвинили в растрате, и Уильям должен был предстать перед судом. Зять Портера внес залог, чтобы освободить того от суда, но тот, зная не понаслышке нравы местной фемиды, предпочел бежать от тюрьмы. Через Новый Орлеан он добрался до Гондураса. Узнав о смертельной болезни жены, Уильям Портер вернулся в феврале 1897 в Остин и был немедленно арестован. Суд отложили до смерти его жены , после чего Портера судили и приговорили к 5 годам с содержанием в Федеральной тюрьме Колумбуса, штат Огайо. В тюрьме Уильяму Портеру повезло — его назначил тюремным аптекарем, отвели комнату, где он получил некую свободу и возможность писать. За первые 2 года срока в журналах Нью-Йорка появилось 14 рассказов, опубликованных под различными псевдонимами и когда Портера за примерное поведение освободили досрочно , из тюрьмы вышел уже писатель О. Генри.

Перебравшись в 1902 году в Нью-Йорк, О.Генри до своей смерти в 1910 году  он написал там 387 рассказов, объединив их в книги: «Короли и капуста» (1904), «Четыре миллиона» (1906), «Горящий светильник» и «Сердце запада» в 1907, «Голос города» и «Благородный жулик» в 1908, «Пути судьбы» и «Избранное» в 1909 и др.

Похороны писателя вылились в настоящий «огенриевский» сюжет. Во время панихиды в церковь ввалилась весёлая свадебная компания и не сразу поняла, что придётся подождать на паперти.

А Гусятникова Юлия завершает наш конкурс рассказом О.Генри «Последний лист».

Ведущий. Наша конкурсная программа подошла к завершению.

Но огонь звучащего Слова – не погас.

Слово предоставляется жюри.

А закончить наш конкурс хочется всем известным стихотворением В.Берестова

Как хорошо уметь читать! 
 
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Берите в руки книги и - читайте, читайте!