СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по русскому языку во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по русскомй языку по теме "Способ выделения окончаний в словах-названиях, в словах- признаках, в словах-действиях" Система Эльконина-Давыдова РО.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по русскому языку во 2 классе»

─Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 с углублённым изучением английского языка»

Ново-Савиновского района города Казани









Сценарий урока по русскому языку

во 2 классе.


Тема: Способ выделения окончаний

в словах-названиях, словах-признаках, словах-действиях.







Автор-исполнитель: Смирнова С.А.

учитель начальных классов

высшей категории

средней школы № 9














Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: Способ выделения окончаний в словах-названиях, словах-признаках, словах-действиях.


Тип урока: Урок решения частных задач по применению открытого способа.


Цель урока: 1. Отработка способов выделения в словах окончания и основы.

2. Уточнение общего способа проверки орфограмм слабых позиций.

3.Отработка средств общения в учебной деятельности. Отработка взаимодействия в малых группах (4 человека).


Средства обучения: интерактивная доска, программа SMART, раздаточный материал (карточки для индивидуальной и групповой работы).

План урока.

  1. Организационный момент. Создание ситуации успеха.

  2. Ситуация использования открытого способа в решении частных задач.

  3. Физкульт минутка.

  4. Организация парной работы.

  5. Рефлексивный контроль. Взаимодействие в малых группах.

  6. Домашнее задание.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Создание ситуации успеха.


  1. Ситуация использования открытого способа в решении частных задач.

На интерактивной доске нарисованы грамматические модели слов.


У первой модели нарисованы грамматические значения числа, падежа и постоянного рода.


У второй модели написаны грамматические значения числа, падежа, рода.


У третьей модели нарисованы грамматические значения времени, лица и числа.

У: Можем ли мы по грамматическим значениям сказать, что называет слово (предмет, признак или действие)?

Д: У первой модели есть грамматические значения падежа, числа и постоянного рода, значит это модель слова-предмета.

Д: У второй модели есть грамматические значения падежа, числа и переменного рода, значит это модель слова-признака.

Д: У третьей модели есть грамматические значения времени, числа, лица, значит это грамматическая модель слова-действия.

У: Есть ещё какие-то дополнения по моделям?

Д: Мы знаем, что у слов-действий в прошедшем времени нет значения лица, но есть значение рода.

Д: Ещё мы знаем, что у слов-действий есть особая форма – неопределённая форма (инфинитив). У таких слов-действий нет значения лица, времени, числа, поэтому их и называют – неопределённая форма.

У: Молодцы! А можете вы соотнести слова карандаш, ручка, рисует, идём, свежий, лепить, прозрачная, хорошо с этими моделями? (привязать каждое слово к его грамматической модели).

Д: Да, мы можем это сделать.

У: Тогда открываем тетради, записываем дату и выполняем самостоятельно задание.


На интерактивной доске ученик выполняет это же задание, чтобы потом учащиеся могли проверить, обсудить, оценить выполненную работу.


У: Давайте проверим выполнение задания.

Д: К первой грамматической модели относятся слова-предметы: карандаш, ручка.

Учащиеся показывают знаками согласие-несогласие.

Д: Ко второй грамматической модели относятся слова-признаки: свежий, прозрачный.

Д: К третьей грамматической модели относятся слова-действия: идём, рисует, лепить. Слово хорошо не подошло ни к одной модели, потому что это слово нельзя изменить ни по падежам, ни по времени, ни по числам, ни по лицам.

Д: Нам эти модели помогут при выделении значимых частей в слове – окончания и основы.

У: А что такое окончание слова?

Д: Часть, которая сообщает о количестве предметов, изменяется при изменении слова по числу. Такая изменяемая часть слова называется окончанием.

У: Молодцы! А что такое основа слова?

Д: Часть слова, которая остаётся, если отбросить окончание, называют основой слова. По основе мы узнаём, что называет слово.

Д: Основа – это обязательная часть любого слова. Если в слове нет окончания, то оно состоит только из основы.

У: Давайте выделим в записанных в тетради словах основы и окончания.

Один ученик работает на доске. После выполнения идёт рефлексивный контроль. Оценивание правильности выполнения задания. Ученик проговаривает вслух каждое слово и комментирует выделение окончания и основы.


  1. Физкульт минутка. Проводят дежурные по классу.


  1. Организация парной работы.

У: Теперь вам предлагается задание, которое вы по своему усмотрению можете выполнить индивидуально или в парах.


Дан текст:

У нас под крыльцом жил ёж. Однажды он вылез из своей норы и смешно затопал ножками по двору. Вдруг он увидел кота.

В этом тексте в словах надо выделить окончания и основы.

Дети работают в парах. На партах у каждой пары лежит карточка с этим текстом. Учащиеся работают по карточке.

После выполнения задания пара учеников выходит к доске, и выполняют это задание с комментариями. Идёт рефлексивный контроль. Учащиеся оценивают знаками согласие-несогласие. Учащиеся оценивают выполненную работу по шкале оценок.


  1. Рефлексивный контроль. Взаимодействие в малых группах.

У: Сейчас вам предлагается выполнить задание, которое состоит из трёх групп слов. В каждой группе есть слово, лишнее по какому-то признаку. Вам надо найти это слово.

Д: Для этого нам необходимо выделить в словах окончания и основы.

У: Молодцы! Вы можете работать по 4 человека.

В каждой группе карточка с заданием. Учащиеся обсуждают задание. Выслушивают мнение каждого участника группы. При едином мнении выполняют задание.


Текст задания:

  1. Лиса, лисы. Лисой, лисёнок, лис.

  2. Вода, сестра, весна, солнце, река, рука.

  3. Кенгуру, пальто, метро, ножницы, кофе.


Далее идёт проверка выполнения задания. По желанию одна группа выходит к доске и по очереди комментируют выполнение задания.

Д: В первой группе лишнее слово – лисёнок, потому что у этого слова другая основа в отличие от других слов, где основа лис.

Д: Во второй группе лишнее слово – солнце, потому что это слово среднего рода, а все слова женского рода. На это указывает окончание.

Д: В третьей группе лишнее слово – ножницы, потому что у этого слова есть окончание (оно не изменяется по числам, но изменяется по падежам), а у остальных слов нет окончания (эти слова не изменяются по падежам).

У: Молодцы! У меня в процессе урока возник вопрос «А что на ваш взгляд важнее – окончание или основа слова?»

Дети задумываются.


  1. Домашнее задание.

Подумайте и попробуйте устно или письменно ответить на вопрос «Что важнее в слове – окончание или его основа?»

Это задание носит творческий характер. То как учащиеся справятся с заданием можно судить о понятийном уровне усвоения способа выделения значимых частей в слове.


На протяжении всего урока учащиеся проводили самооценку по шкале. Результаты оценивания и выполнения заданий учитель просматривает после урока и заносит в технологическую карту знаний к этому уроку.
























Дидактический материал

к уроку.

Дан текст:


У нас под крыльцом жил ёж. Однажды он вылез из своей норы и смешно затопал ножками по двору. Вдруг он увидел кота.


В этом тексте в словах надо выделить окончания и основы.




Текст задания:


Сейчас вам предлагается выполнить задание, которое состоит из трёх групп слов. В каждой группе есть слово, лишнее по какому-то признаку. Вам надо найти это слово.


  1. Лиса, лисы. Лисой, лисёнок, лис.

  2. Вода, сестра, весна, солнце, река, рука.

  3. Кенгуру, пальто, метро, ножницы, кофе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!