─Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 с углублённым изучением английского языка»
Ново-Савиновского района города Казани
Сценарий урока по русскому языку
во 2 классе.
Тема: Способ выделения окончаний
в словах-названиях, словах-признаках, словах-действиях.
Автор-исполнитель: Смирнова С.А.
учитель начальных классов
высшей категории
средней школы № 9
Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: Способ выделения окончаний в словах-названиях, словах-признаках, словах-действиях.
Тип урока: Урок решения частных задач по применению открытого способа.
Цель урока: 1. Отработка способов выделения в словах окончания и основы.
2. Уточнение общего способа проверки орфограмм слабых позиций.
3.Отработка средств общения в учебной деятельности. Отработка взаимодействия в малых группах (4 человека).
Средства обучения: интерактивная доска, программа SMART, раздаточный материал (карточки для индивидуальной и групповой работы).
План урока.
Организационный момент. Создание ситуации успеха.
Ситуация использования открытого способа в решении частных задач.
Физкульт минутка.
Организация парной работы.
Рефлексивный контроль. Взаимодействие в малых группах.
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент. Создание ситуации успеха.
Ситуация использования открытого способа в решении частных задач.
На интерактивной доске нарисованы грамматические модели слов.
У первой модели нарисованы грамматические значения числа, падежа и постоянного рода.
У второй модели написаны грамматические значения числа, падежа, рода.
У третьей модели нарисованы грамматические значения времени, лица и числа.
У: Можем ли мы по грамматическим значениям сказать, что называет слово (предмет, признак или действие)?
Д: У первой модели есть грамматические значения падежа, числа и постоянного рода, значит это модель слова-предмета.
Д: У второй модели есть грамматические значения падежа, числа и переменного рода, значит это модель слова-признака.
Д: У третьей модели есть грамматические значения времени, числа, лица, значит это грамматическая модель слова-действия.
У: Есть ещё какие-то дополнения по моделям?
Д: Мы знаем, что у слов-действий в прошедшем времени нет значения лица, но есть значение рода.
Д: Ещё мы знаем, что у слов-действий есть особая форма – неопределённая форма (инфинитив). У таких слов-действий нет значения лица, времени, числа, поэтому их и называют – неопределённая форма.
У: Молодцы! А можете вы соотнести слова карандаш, ручка, рисует, идём, свежий, лепить, прозрачная, хорошо с этими моделями? (привязать каждое слово к его грамматической модели).
Д: Да, мы можем это сделать.
У: Тогда открываем тетради, записываем дату и выполняем самостоятельно задание.
На интерактивной доске ученик выполняет это же задание, чтобы потом учащиеся могли проверить, обсудить, оценить выполненную работу.
У: Давайте проверим выполнение задания.
Д: К первой грамматической модели относятся слова-предметы: карандаш, ручка.
Учащиеся показывают знаками согласие-несогласие.
Д: Ко второй грамматической модели относятся слова-признаки: свежий, прозрачный.
Д: К третьей грамматической модели относятся слова-действия: идём, рисует, лепить. Слово хорошо не подошло ни к одной модели, потому что это слово нельзя изменить ни по падежам, ни по времени, ни по числам, ни по лицам.
Д: Нам эти модели помогут при выделении значимых частей в слове – окончания и основы.
У: А что такое окончание слова?
Д: Часть, которая сообщает о количестве предметов, изменяется при изменении слова по числу. Такая изменяемая часть слова называется окончанием.
У: Молодцы! А что такое основа слова?
Д: Часть слова, которая остаётся, если отбросить окончание, называют основой слова. По основе мы узнаём, что называет слово.
Д: Основа – это обязательная часть любого слова. Если в слове нет окончания, то оно состоит только из основы.
У: Давайте выделим в записанных в тетради словах основы и окончания.
Один ученик работает на доске. После выполнения идёт рефлексивный контроль. Оценивание правильности выполнения задания. Ученик проговаривает вслух каждое слово и комментирует выделение окончания и основы.
Физкульт минутка. Проводят дежурные по классу.
Организация парной работы.
У: Теперь вам предлагается задание, которое вы по своему усмотрению можете выполнить индивидуально или в парах.
Дан текст:
У нас под крыльцом жил ёж. Однажды он вылез из своей норы и смешно затопал ножками по двору. Вдруг он увидел кота.
В этом тексте в словах надо выделить окончания и основы.
Дети работают в парах. На партах у каждой пары лежит карточка с этим текстом. Учащиеся работают по карточке.
После выполнения задания пара учеников выходит к доске, и выполняют это задание с комментариями. Идёт рефлексивный контроль. Учащиеся оценивают знаками согласие-несогласие. Учащиеся оценивают выполненную работу по шкале оценок.
Рефлексивный контроль. Взаимодействие в малых группах.
У: Сейчас вам предлагается выполнить задание, которое состоит из трёх групп слов. В каждой группе есть слово, лишнее по какому-то признаку. Вам надо найти это слово.
Д: Для этого нам необходимо выделить в словах окончания и основы.
У: Молодцы! Вы можете работать по 4 человека.
В каждой группе карточка с заданием. Учащиеся обсуждают задание. Выслушивают мнение каждого участника группы. При едином мнении выполняют задание.
Текст задания:
Лиса, лисы. Лисой, лисёнок, лис.
Вода, сестра, весна, солнце, река, рука.
Кенгуру, пальто, метро, ножницы, кофе.
Далее идёт проверка выполнения задания. По желанию одна группа выходит к доске и по очереди комментируют выполнение задания.
Д: В первой группе лишнее слово – лисёнок, потому что у этого слова другая основа в отличие от других слов, где основа лис.
Д: Во второй группе лишнее слово – солнце, потому что это слово среднего рода, а все слова женского рода. На это указывает окончание.
Д: В третьей группе лишнее слово – ножницы, потому что у этого слова есть окончание (оно не изменяется по числам, но изменяется по падежам), а у остальных слов нет окончания (эти слова не изменяются по падежам).
У: Молодцы! У меня в процессе урока возник вопрос «А что на ваш взгляд важнее – окончание или основа слова?»
Дети задумываются.
Домашнее задание.
Подумайте и попробуйте устно или письменно ответить на вопрос «Что важнее в слове – окончание или его основа?»
Это задание носит творческий характер. То как учащиеся справятся с заданием можно судить о понятийном уровне усвоения способа выделения значимых частей в слове.
На протяжении всего урока учащиеся проводили самооценку по шкале. Результаты оценивания и выполнения заданий учитель просматривает после урока и заносит в технологическую карту знаний к этому уроку.
Дидактический материал
к уроку.
Дан текст:
У нас под крыльцом жил ёж. Однажды он вылез из своей норы и смешно затопал ножками по двору. Вдруг он увидел кота.
В этом тексте в словах надо выделить окончания и основы.
Текст задания:
Сейчас вам предлагается выполнить задание, которое состоит из трёх групп слов. В каждой группе есть слово, лишнее по какому-то признаку. Вам надо найти это слово.
Лиса, лисы. Лисой, лисёнок, лис.
Вода, сестра, весна, солнце, река, рука.
Кенгуру, пальто, метро, ножницы, кофе.