Сценарий урока русского языка в 5 классе
Тема урока: Имя существительное как часть речи
Тип урока: «открытие» нового знания
Цели урока:
Деятельностная: сформировать способность опознавать существительные в речи. Развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи.
Содержательная: расширить имеющиеся знания об имени существительном.
Оборудование: раздаточный материал, карточки с ключевыми словами.
1.Этап мотивации.
Да здравствует радость рассветного часа!
Вхожу в тишину приумолкшего класса,
Открою журнал на заветной странице,
Здесь дата и тема. Давайте учиться?
Давайте учиться свободно и строго
Владению словом. Пора нам в дорогу!
Тому, что случилось и может случиться.
Давайте учиться? Давайте учиться!
2. Этап актуализации знаний.
1.Работа со стихотворением А.Шибаева «Слова, слова, слова».
Ребята, прочитайте стихотворение.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
- О чем это стихотворение? ( о словах)
-Прочитайте выделенные слова в стихотворении
- К какой части речи относятся эти слова? (Они относятся к имени существительному)
(записать ключевое слово в кластер – имя существительное)
- Что обозначает имя существительное?
(предмет)- запись в кластер
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
(Кто? Что?) – запись в кластер
-Что такое имя существительное?
-Какова тема урока?
(Имя существительное как часть речи)
-Запишите тему урока в тетради.
2. Сообщение об этимологии слова имя существительное.
- А сейчас нам (ученик 5 класса) расскажет, историю возникновения термина имя существительное? (выходит к доске)
Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным (субстанциа), которое значило: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали, не без основания, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира. Слово оказалось удобным, и было заимствовано всеми теми языками, которые принадлежали народам, связанным с древнеримской культурой.
Многие народы Европы сочли более подходящим для себя перевести слово (субстантивум) на свой язык. У русских получилось существительное – родственное, как у римлян, словам, означающим «сущность» и существо
- Что означает существительное? (сущность, существо)
3. На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы.
1. Прочитайте слова: пожар, спектакль, беседа, ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
1 группа название действий
2 группа названия фактов, событий, явлений
3 группа названия признаков
4. Проверка выполнения задания по образцу : например, белизна – имя существительное, так как отвечает на вопрос что? И обозначает предмет. ( см стр.64)
5.Работа со словами стихотворения
- Какие морфологические признаки имени существительного знаете? ключевые слова в кластер(морфологические признаки: постоянные, непостоянные
род, склонение, число, падеж
- Выпишите выделенные слова из стихотворения и определите число, род, падеж.
(Зверю, предмету, глаз, памяти, словами)
6.Динамическая пауза.
-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.
Весна, утро, урок, море, ночь,
7. Посмотрите, нам прислали письмо, но что в нем написано? Прочтите!
Я живу в ... Это недалеко от ... Вместе со мною живет крохотный ..., которого зовут .... И я, и мои ... и ...- мы все очень любим его….. – наш любимый ….. Да и как же, скажите, не любить…!
- О ком или о чем идет речь в тексте?
- Дети, скажите слов какой части речи нет в тексте? (имен существительных)
- А теперь прочтите текст со всеми словами.
-Для чего в речи нужны имена существительные? ( без имен существительных невозможно понять текст, речь человека. Это действительно значимая часть речи.)
-Каким членом предложения является слово котенок?
Определите падеж?
Задаем вопрос от слова не любить кого? Котенка
-каким членом предложения является? (дополнением)
-какой частью речи выражено?
Определите падеж?
Задаем вопрос от слова котенок. Котенок кто такой? –
Ребята, это сказуемое. Какая часть речи? Определите падеж. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным ставится тире.
О какой роли существительных в предложении мы говорили? (синтаксической- запись в кластер)
6.Этап первичного закрепления
тест “Имя существительное”
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Определить род существительных: честность, правда, книги.
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
(Самопроверка. Ответы1. Б 2. А 3. Б 4. женский 5. неодушевленные
«5» — 5 правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа
7.Этап самостоятельной работы
Выполнение упр.739
8. этап включения нового УУД в систему деятельности
Творческое задание.
- Ребята, послушайте текст.
- Что такое мир? – спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок.
- Это очень, очень много воды,- ответила рыба –мать.
- Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними,- сказала медведица.
- Это много песку, немного глины, немного травы,- пояснила верблюдица. Мальчик прочитал это и сказал:
- Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя ещё мало, где побывал.
- Как бы вы ответили на вопрос животных? Что такое мир?
- Я даю вам начало предложения, а вы его продолжите.
Для меня мир – это…
- Запишите ответ, найдите имена существительные в своем предложении.
Проверка творческого задания.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
9. Рефлексия
- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня интересного узнали об имени существительном.
- Посмотрите на кластер
- А теперь посмотрим, что нам расскажет об этом учебник на странице 63.
- Прочитаем правило вслух 1,2,3.
- давайте подумаем, что-то новое мы узнали из правила? (нет)
- Значит, мы молодцы! Новое знание открыли сами.
10. домашнее задание: Сочинить о имени существительном сказку, стихотворение, загадку, синквейн (по выбору).