СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока   русского языка в 5 классе

Тема урока: Имя существительное как часть речи

Тип урока: «открытие» нового знания

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока русского языка в 5 классе»

Сценарий урока русского языка в 5 классе

Тема урока: Имя существительное как часть речи

Тип урока: «открытие» нового знания

Цели урока:

Деятельностная: сформировать способность опознавать существительные в речи. Развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи.

Содержательная: расширить имеющиеся знания об имени существительном.

Оборудование: раздаточный материал, карточки с ключевыми словами.

1.Этап мотивации.

Да здравствует радость рассветного часа!

Вхожу в тишину приумолкшего класса,

Открою журнал на заветной странице,

Здесь дата и тема. Давайте учиться?

Давайте учиться свободно и строго

Владению словом. Пора нам в дорогу!

Тому, что случилось и может случиться.

Давайте учиться? Давайте учиться!

2. Этап актуализации знаний.

1.Работа со стихотворением А.Шибаева «Слова, слова, слова».

Ребята, прочитайте стихотворение.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!

И все, что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

- О чем это стихотворение? ( о словах)

-Прочитайте выделенные слова в стихотворении

- К какой части речи относятся эти слова? (Они относятся к имени существительному)

(записать ключевое слово в кластер – имя существительное)

- Что обозначает имя существительное?

(предмет)- запись в кластер

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

(Кто? Что?) – запись в кластер

-Что такое имя существительное?

-Какова тема урока?

(Имя существительное как часть речи)

-Запишите тему урока в тетради.

2. Сообщение об этимологии слова имя существительное.

- А сейчас нам (ученик 5 класса) расскажет, историю возникновения термина имя существительное? (выходит к доске)

Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным (субстанциа), которое значило: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали, не без основания, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира. Слово оказалось удобным, и было заимствовано всеми теми языками, которые принадлежали народам, связанным с древнеримской культурой.

Многие народы Европы сочли более подходящим для себя перевести слово (субстантивум) на свой язык. У русских получилось существительное – родственное, как у римлян, словам, означающим «сущность» и существо



- Что означает существительное? (сущность, существо)

3. На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы.

1. Прочитайте слова: пожар, спектакль, беседа, ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка

2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

1 группа название действий

2 группа названия фактов, событий, явлений

3 группа названия признаков

4. Проверка выполнения задания по образцу : например, белизна – имя существительное, так как отвечает на вопрос что? И обозначает предмет. ( см стр.64)

5.Работа со словами стихотворения

- Какие морфологические признаки имени существительного знаете? ключевые слова в кластер(морфологические признаки: постоянные, непостоянные

род, склонение, число, падеж

- Выпишите выделенные слова из стихотворения и определите число, род, падеж.

(Зверю, предмету, глаз, памяти, словами)

6.Динамическая пауза.

-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.

Весна, утро, урок, море, ночь,

7. Посмотрите, нам прислали письмо, но что в нем написано? Прочтите!

Я живу в ... Это недалеко от ... Вместе со мною живет крохотный ..., которого зовут .... И я, и мои ... и ...- мы все очень любим его….. – наш любимый ….. Да и как же, скажите, не любить…!

- О ком или о чем идет речь в тексте?

- Дети, скажите слов какой части речи нет в тексте? (имен существительных)

- А теперь прочтите текст со всеми словами.

-Для чего в речи нужны имена существительные? ( без имен существительных невозможно понять текст, речь человека. Это действительно значимая часть речи.)

-Каким членом предложения является слово котенок?

Определите падеж?

Задаем вопрос от слова не любить кого? Котенка

-каким членом предложения является? (дополнением)

-какой частью речи выражено?

Определите падеж?

Задаем вопрос от слова котенок. Котенок кто такой? –

Ребята, это сказуемое. Какая часть речи? Определите падеж. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным ставится тире.

О какой роли существительных в предложении мы говорили? (синтаксической- запись в кластер)

6.Этап первичного закрепления

тест “Имя существительное”

1. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б. Имена существительные изменяются по родам.

В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Укажите имя существительное

А. смелость Б. смело В. смелый

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

“Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.

4. Определить род существительных: честность, правда, книги.

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

(Самопроверка. Ответы1. Б 2. А 3. Б 4. женский 5. неодушевленные

«5» — 5 правильных ответов;

«4» — 4 правильных ответа;

«3» — 3 правильных ответа

7.Этап самостоятельной работы

Выполнение упр.739

8. этап включения нового УУД в систему деятельности

Творческое задание.

- Ребята, послушайте текст.

- Что такое мир? – спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок.

- Это очень, очень много воды,- ответила рыба –мать.

- Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними,- сказала медведица.

- Это много песку, немного глины, немного травы,- пояснила верблюдица. Мальчик прочитал это и сказал:

- Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя ещё мало, где побывал.

- Как бы вы ответили на вопрос животных? Что такое мир?

- Я даю вам начало предложения, а вы его продолжите.

Для меня мир – это…

- Запишите ответ, найдите имена существительные в своем предложении.

Проверка творческого задания.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

9. Рефлексия

- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня интересного узнали об имени существительном.

- Посмотрите на кластер

- А теперь посмотрим, что нам расскажет об этом учебник на странице 63.

- Прочитаем правило вслух 1,2,3.

- давайте подумаем, что-то новое мы узнали из правила? (нет)

- Значит, мы молодцы! Новое знание открыли сами.

10. домашнее задание: Сочинить о имени существительном сказку, стихотворение, загадку, синквейн (по выбору).