СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суд над Тарасом Бульбой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное внеклассное мероприятие будет интересным для учащихся. В форме урока-суда учащиеся знакомятся с произведением, участвуют в роли героев произведения, что помогает им точнее оценивать поступки героев.

Просмотр содержимого документа
«Суд над Тарасом Бульбой»

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 7 классе

Тема: Суд над Тарасом Бульбой

Цели:

Познавательные:

1.Разбудить в детях живой интерес к произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» через использование игровой формы судебного заседания;

2. Раскрыть образы главных героев, проанализировать их поступки посредством столкновения в судебном заседании противоположных мнений;

Развивающие:

3. Развивать речь учащихся, формировать умение выступать на публике;

4. Способствовать формированию активной личности, умеющей грамотно отстаивать свою точку зрения;

Воспитательные:

5. Способствовать развитию патриотических чувств через анализ поступков Андрия и Тараса.

Тип урока: урок-игра.

Оформление: кабинет оформляется как зал судебного заседания, соответствующе расставляется мебель, устанавливается трибуна для свидетелей, на столе судьи красная скатерть, молоток. На доске портреты Н.В. Гоголя

Ход урока:

Секретарь: Встать, суд идёт!

Судья: В данном процессе слушается дело по обвинению Тараса Бульбы, героя одноимённого произведения Н.В. Гоголя, в убийстве собственного сына. Дело слушается под председательством федерального судьи – **************, прокурор – ***********, ***************, секретарь судебного заседания – *********. Нам предстоит разобраться в непростом деле, а помогут нам независимые присяжные заседатели.

( перечисляются имена тех, кто придёт оценивать открытый урок). Для оглашения материалов дела слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд, уважаемые господа присяжные заседатели. Страшное убийство совершено Тарасом Бульбой – это убийство собственного сына. Имеет ли право один человек лишать жизни другого человека? Нет, не имеет. На странице 247 есть фраза, высказанная обвиняемым непосредственно перед убийством: Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. Тарас Бульба лишил жизни собственного сына, но сын – не собственность отца. Тарас – убийца. Этот человек не заслуживает снисхождения. Он виновен, что сегодня мы и будем доказывать в суде.

Судья: У адвоката есть реплика?

Адвокат: Ваша честь, литературный герой, который сегодня находится на скамье подсудимых, совершил убийство, это факт. Но это тот случай, который заслуживает особого подхода. Ведь Тарас убил не сына, он убил предателя! В ходе судебного заседания мы это докажем.

Судья: Переходим к заслушиванию свидетельских показаний.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель обвинения ________________________________________________________________________

Прокурор: _______________ что Вам известно об отношениях Тараса Бульбы и его сына Андрия?



Свидетель1 (____________________) В самом начале повествования перед нами предстаёт картина: Остап и Андрий, возвратившись домой, встречаются с отцом. Вид семинаристов настроил отца на весёлый лад, он начал насмехаться над ними. Остап, старший сын, пригрозил поколотить отца за насмешки. Между ними завязался бой на кулаках, отцу было лестно, что он вырастил такого сына, который может за себя постоять. «Добрый будет казак!» - решил Тарас. А вот Андрия, который не стал лезть в драку с ним, он назвал балбесом: « А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? - говорил он, обращаясь к младшему, - что ж ты, собачий сын, неколотишь меня?»кроме того назвал его мазунчиком. То есть уже в самом начале произведения мы видим разницу в отношении отца к своим сыновьям. А именно отрицательное отношение к Андрию.

Прокурор: Ваша честь, а теперь давайте пригласим свидетеля обвинения, который представит нам картину этого страшного преступления:

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается __________________________-___.

Свидетель 2 (_________________): Ваша честь, непосредственное событие преступления предстаёт перед нами в 9 главе. Позвольте представить Вам факты: Отворились ворота, и вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных полков. (…) Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. (…) Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий.

Давайте посмотрим наглядно этот эпизод.

(Видеофрагмент убийство Андрия из к/ф «Тарас Бульба» (2009, реж.В.Бортко)

Это убийство видел Остап, старший сын Тараса, он предложил отцу предать Андрия земле. Но тот не согласился.

- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

- Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и утешницы!

Адвокат: Ваша честь, позвольте теперь выслушать свидетелей защиты Тараса Бульбы. Потому что прокурор, по-моему, забыл главное – убит не сын – убит предатель!

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается ___________________________.

Свидетель 3 (____________________): Ваша честь, из этого произведения я почерпнул для себя следующее: Тарас – истинный казак, он дома-то был два три раза в год, всё остальное время проводя на поле битвы. Такой же он представлял и жизнь своих детей. И он воспитал прекрасных воинов. Позвольте, я представлю вам момент из повести.

Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:

- И это добрый - враг бы не взял его! - вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!

Но никак не ожидал Тарас, что Андрий станет предателем.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель – _________________

Свидетель 4(__________________.): В самом начале повествования, в сцене встречи Тарас предупреждает Андрия, что слушать баб – не достойно казака! Даже если баба эта твоя мать: - Не слушай, сынку, матери: она - баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Вашанежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!

Зная Андрия, Тарас предупреждает его. Вспомните сцену, коглаАндрий пробирается по лагерю с татаркой, Тарас в полусне говорит сыну:

С тобою баба! Ей, отдеру тебя, вставши, на все бока! Не доведут тебя бабы к добру!

Адвокат: Ваша честь, позвольте пригласить следующего свидетеля, который представит нам самое начало этой истории – истории любви, доведшей до предательства.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель защиты – _______________________.

Свидетель 5 (_________________-.): С самого начала обучения в Бурсе Андрий показал себя, он легко мог возглавить опасное предприятие, но, проявляя изобретательность, избегал наказания, ну а главной его слабостью был женский пол. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Во время обучения он знакомится с молодой полячкой и влюбляется в неё. Позвольте прочитать момент. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ееослепительной красоте. Он оторопел.

И даже когда они с отцом и братом ехали в Запорожскую Сечь, голова Андрия была занята мыслями о прекрасной девушке. Тогда как мы знаем суровые законы Сечи, женщин в Сечи не было, там не было места женщинам!

И в итоге, эта любовь губит казака. В желании помочь полячке, он становится предателем. Вот какими словами сопровождает автор сцену встречи Андрия и измученной голодом полячки:

И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель – ___________________________________.

Свидетель 6 (__________________________-.): Ваша честь, позвольте, я представлю сцену, в которой Тарас узнаёт о предательстве сына. Когда в Сечи появляется Янкель, который побывал в осаждённом городе, Тарас начинает расспрашивать его о том, кого видел Янкель в городе.

Давайте посмотрим это фрагмент.

(Видеофрагмент Тарас и Янкель из к/ф «Тарас Бульба» (2009, реж.В.Бортко)

Янкель объяснил, что всё это Андрий сделал из- за любви.

Он для нее и сделал все и перешел. Коли человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни - она и согнется.

Судья:Есть ли дополнения к процессу? Переходим к прению сторон.

Прокурор:(Попробовать доказать, что Тарас убил сына, и просто человека, а это уже преступление, а за это полагается его осудить по всей строгости закона современного и законов 16 века. ).

Адвокат:(Попробовать доказать, что Тарас убил предателя, защищая свою родину, что устои 16 века были не такими как сейчас и что если бы Тарас совершил преступление в нашем 21 в, то его следовало бы судить по современному законодательству, но так кА убийство совершено в 16 веке, и Тарас убил хоть и сына, но все-таки предателя, то по законам Запорожской Сечи его не следует винить, он защищал Родину. Прошу Тараса оправдать)

Судья просит секретаря раздать присяжным листочки с вопросами, присяжные отвечают. Затем судья зачитывает ответы и выносит решение.

Судья: (произносит приговор). Заседание суда объявляю закрытым!

Итог урока: Сегодня у нас был непростой урок. Благодаря необыкновенному таланту Н.В.Гоголя, мы сегодня попытались обвинить или оправдать одного из его героев. Наверняка, вы увидели параллели с нашей современностью?! Проблемы, поднятые автором повести, актуальны и сейчас. Проблемы отцов и детей… несмотря на то, что каждое поколение выбирает свою позицию, вечные ценности всегда остаются неизменными…

Спасибо за внимание.

Бланк присяжного заседателя

КРИТЕРИИ ДОКАЗАТЕЛЬСЬВА

ДА

НЕТ

Доказано ли, что в отношении героя Андрия было совершено умышленное убийство?



Доказано ли, что убийство совершил отец пострадавшего, запорожский казак Тарас Бульба?



Считать ли Тараса Бульбу виновным в убийстве Андрия?



Заслуживает ли Тарас Бульба снисхождения?



Доказано ли, что в отношении героя Андрия было совершено умышленное убийство?

Доказано ли, что убийство совершил отец пострадавшего, запорожский казак Тарас Бульба?

Считать ли Тараса Бульбу виновным в убийстве Андрия?

Заслуживает ли Тарас Бульба снисхождения?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!