СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суффикс. Образование слов с помощью суффикса. Урок 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Суффикс. Образование слов с помощью суффикса. Урок 4 класс.»



Тема урока

Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.



Цели


Обучающие:

- Систематизировать и закрепить знания о значимой части слова – суффиксе (вспомнить, что такое суффикс), закрепить представление о единообразном написании морфем; формировать устойчивый познавательный интерес к предмету через формирование информационной компетентности.

- Формировать умение образовывать однокоренные слова с помощью данных суффиксов.

-Уточнить представления о суффиксе как части слова, который может придавать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением

Развивающие:

- развивать устную и письменную речь учащихся при образовании слов посредством суффиксов;

- способствовать развитию умения работать в группах, умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, развивать желание больше узнавать по предмету.

- развивать внимание, мышление, умение осуществлять сопоставительный анализ путем использования элементов “критического мышления”.

Воспитатывающие:

- способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.


Тип урока

урок получения новых знаний с применением технологии развития критического мышления


Время проведения

09.12.2021г.

Участники

Учащиеся 4 класса


Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

• Проявлять интерес к изучению темы;

• Творчески относиться к

процессу работы над составом слова и словообразованием.

• Осознавать собственные

достижения при освоении

учебной темы

Познавательные умения:

— определять способы словообразования с помощью суффикса и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

- выделять суффикс в словах, знание семантики ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя правило;

— выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров;

— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности;

• Образовывать новые слова, используя суффиксальный способ словообразования.

• Писать слова, вставляя пропущенную орфограмму.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы


Информационный материал:

Учебник, ч. 1, , методическое пособие для учителя


Демонстрационный материал:

— таблица

-- карточки с учебными заданиями.

Интерактивный материал:

- проектор , презентация

Фронтальная

индивидуальная

парная




































Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа


Формирование УУД

Прило жение

1 этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.


Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, Создавать ситуацию, мобилизующую на работу.

- Сегодня я хочу начать урок словами великого русского поэта А.С.Пушкина:

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…


- Сегодня нам с вами предстоит сделать новые открытия.


Регулятивные УУД (умение  контролировать  свою  готовность  к  уроку)

 

Личностные УУД (чувство  необходимости  учения)

Слайд1








2 . Актуализация знаний

Цель - систематизировать знания, определить цели урока

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.


Организовать работу по повторению имеющихся знаний, нацеливать на поиск путей решения проблемы

- Посмотрите внимательно на доску.

- На какие две группы можно разделить эти слова?

Цв.тущий, улы.ка, под.рить, зв.нок, сосе.ка, пр.мой, ука.ка, сла.кий.

- Запишите слова в два столбика, вставьте пропущенные буквы.

( Один ученик выполняет работу на закрытой части доски.)

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа и оцените её.

Найдите и подчеркните имена существительные.

- Как образовались эти имена существительные? (С помощью суффикса.)

(На доске записаны три группы слов.)

гора лето кора

пригорок лётчик корка

гореть полёт покорить

- Какое слово в каждой группе лишнее? Почему? (Гореть, лето, покорить. Это не родственные слова, они не подходят по смыслу.)

- Какие слова мы называем родственными?

- Что такое корень?

- Найдите в первом столбике слово с приставкой. Назовите её.

- Для чего служат приставки?

- Найдите во втором столбике слово с суффиксом. Назовите суффикс.

- Для чего служит эта часть слова?

- Какой оттенок придаёт словам суффикс –чик-?

- Сформулируйте тему урока.

- Что вы знаете о суффиксе? (1 столбик таблицы)

- Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (2 столбик таблицы)

Приём таблица «ЗХУ» / Приём «Корзина идей»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Часть слова

- Стоит после корня

- Служит для образования новых слов

- Верно писать суффиксы

- Понимать значение, которое суффикс добавляет в слово.



Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы; Познавательные умения: — соотносить слово и схему и обосновывать своё мнение

Слайд2







Слайд3



Слайд4














Слайд 5

Слайд6

3 этап. Работа над новым материалом.



Цель – Познакомить учащихся со способами образования новых слов.













Цель- учить образовывать новые слова с заданными морфемами.

Цель: учить детей самоорганизации в решении проблемной ситуации









Определять тему урока.

 













Работать с информацией

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в подвижных группах).







Оценивать правильность выполнения заданий.







Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока







Включить детей в практическую деятельность.



Организовать фронтальную работу







Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов



Организовать работу по нахождению способов образования новых слов



















- С помощью суффикса образуются новые слова, значит, у новых слов появляется новое лексическое значение. Вам интересно узнать, какое значение добавляет суффикс в слово? Этим мы и займёмся.

- Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит значение слова.



2. При проверке используется приём «Кластер»







Уменьшительно - ласкат




увеличительное

пренебрежительное




Названия профессий




- Суффиксов в русском языке много. Каждый из суффиксов обладает волшебной силой.

- Под крышей этого домика живут суффиксы (- к; -ик-, -инк-, -ок-, очк, ошк, -ушк -, -онк-, чик) , которые вносят в слово уменьшительно-ласкательное значение.

Коснутся эти суффиксы предметов и явлений, и предметы станут поменьше, а характером добрее и ласковее. Давайте подберем эти слова.

- Вот здесь под крышей этого домика живут суффиксы (– ищ, -ин), которые придают словам увеличительное значение.

- Стоит им дотронуться до предметов и явлений, как они становятся большими и могущественными, и мы их называем не дом, а домище, не ветер, а ветрище.

Упр.184

- Под крышей этого домика живут суффиксы, которые больших животных могут сделать маленькими (– онок, - ёнок).

-Для названия лица по профессии могут быть использованы разные суффиксы (-щик, -ач, -чик, ник, -ист, -тель, -щик) , но все они придают словам одинаковый оттенок значения.

Упр. 186.


Устная работа с доской.

Регулятивные УУД.

  • формировать умение самостоятельно ставить учебные задачи, планировать работу

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;



  • определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;

  • раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение;





Коммуникативные УУД

умение  работать в группе,слушать  и  слышать  друг  друга



Регулятивные УУД:

умение контролировать свою работу и работу товарища. Коммуникативные УУД

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;















Слайд 7







































Слайд 8, 9

4 этап. Закрепление изученного.



Цель –в практической деятельности определять способ образования слов





















Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.





Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.
































Весь класс работает по листочкам.

- Спишите предложения, вставляя в слова суффиксы с уменьшительно- ласкательным значением. Выделите их.

Цыплята нашли в саду бел…ий шар… . Он им очень понравился. Каждый хотел покатать шар… .


Задание на карточках.

-Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова, выделите корень и суффикс.

Учи.ру.

























Давайте заполним нашу таблицу до конца.

- Что же мы узнали сегодня на уроке?

Коммуникативные УУД

- умение взаимодействовать с любым партнером;
- навыки делового партнерского общения;


Познавательные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;



5 этап. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Организовать фронтальной работы по систематизации знаний.

Создать ситуацию для осмысления всей работы на уроке. 



З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Часть слова

- Стоит после корня

- Служит для образования новых слов

- Верно писать суффиксы

- Понимать значение, которое суффикс добавляет в слово.

Суффикс

- служит для образования слов с новым значением

-придаёт слову различные оттенки

значения:

- уменьшительно – ласкательный

-увеличительный

-пренебрежительный

- суффиксы профессий, принадлежность к чему-либо- ист, щик,чик

Суффиксы могут быть синонимами и иметь антонимич.значение

- Как вы думаете, полезной была наша работа на уроке? Почему так считаете?

- Каким был наш урок?




Регулятивные УУД:

Рефлексивные умения:

умение отвечать на вопрос

(контроль, коррекция, оценка),

Слайд 10























Слайд 11

6 этап.

Домашнее задание






Упр. 185 (разобрать).






























В лес позвал друзей Антон, В лес позвал друзей Антон,

Там лесник построил дом. Там лесник построил дом.

На лесной в цветах опушке На лесной в цветах опушке

Новая с резьбой избушка. Новая с резьбой избушка.

Лесоруб спилил для дома Лесоруб спилил для дома

Крепких лиственничных брёвен. Крепких лиственничных брёвен.

Лесовоз доставил к месту. Лесовоз доставил к месту.

Мы смотрели с интересом. Мы смотрели с интересом.

Показал лесник лесок, Показал лесник лесок,

Что подходит для досок, Что подходит для досок,

Где растут тетрадки, книжки Где растут тетрадки, книжки

И игрушки ребятишкам И игрушки ребятишкам

Под травинкой пел сверчок, Под травинкой пел сверчок,

Прыгал с ним лесовичок. Прыгал с ним лесовичок.

Подружились с ним мы в чаще. Подружились с ним мы в чаще.

Пригласил ходить почаще. Пригласил ходить почаще.

Возвращались перелеском, Возвращались перелеском,

Лес будили песен всплеском. Лес будили песен всплеском.

- Спишите предложения, вставляя в слова суффиксы с уменьшительно- ласкательным значением. Выделите их.


Цыплята нашли в саду бел…ий шар… . Он им очень понравился. Каждый хотел покатать шар… .

- Спишите предложения, вставляя в слова суффиксы с уменьшительно- ласкательным значением. Выделите их.


Цыплята нашли в саду бел…ий шар… . Он им очень понравился. Каждый хотел покатать шар… .


- Спишите предложения, вставляя в слова суффиксы с уменьшительно- ласкательным значением. Выделите их.


Цыплята нашли в саду бел…ий шар… . Он им очень понравился. Каждый хотел покатать шар… .


- Спишите предложения, вставляя в слова суффиксы с уменьшительно- ласкательным значением. Выделите их.


Цыплята нашли в саду бел…ий шар… . Он им очень понравился. Каждый хотел покатать шар… .


- Спишите предложения, вставляя в слова суффиксы с уменьшительно- ласкательным значением. Выделите их.


Цыплята нашли в саду бел…ий шар… . Он им очень понравился. Каждый хотел покатать шар… .

- Спишите предложения, вставляя в слова суффиксы с уменьшительно- ласкательным значением. Выделите их.


Цыплята нашли в саду бел…ий шар… . Он им очень понравился. Каждый хотел покатать шар… .





-Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова в строчку с заглавной буквы через запятую, выделите корень и суффикс (если слова повторяются ещё раз их писать не надо).



В лес позвал друзей Антон,

Там лесник построил дом.

На лесной в цветах опушке

Новая с резьбой избушка.

Лесоруб спилил для дома

Крепких лиственничных брёвен.

Лесовоз доставил к месту.

Мы смотрели с интересом.

Показал лесник лесок,

Что подходит для досок,

Где растут тетрадки, книжки

И игрушки ребятишкам

Под травинкой пел сверчок,

Прыгал с ним лесовичок.

Подружились с ним мы в чаще.

Пригласил ходить почаще.

Возвращались перелеском,

Лес будили песен всплеском.

- Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова в строчку с заглавной буквы через запятую, выделите корень и суффикс (если слова повторяются ещё раз их писать не надо).



В лес позвал друзей Антон,

Там лесник построил дом.

На лесной в цветах опушке

Новая с резьбой избушка.

Лесоруб спилил для дома

Крепких лиственничных брёвен.

Лесовоз доставил к месту.

Мы смотрели с интересом.

Показал лесник лесок,

Что подходит для досок,

Где растут тетрадки, книжки

И игрушки ребятишкам

Под травинкой пел сверчок,

Прыгал с ним лесовичок.

Подружились с ним мы в чаще.

Пригласил ходить почаще.

Возвращались перелеском,

Лес будили песен всплеском.











































YIII. Работа в группах

Белизна, краснота, синева, темнота, красота, чернота, голубизна.

Первая группа:

  1. Найдите на рабочем столе файл «Русский язык 3 класс»

  2. Откройте его.

  3. Образуйте от имён существительных имена прилагательные.











Вторая группа:

1Найдите на рабочем столе файл «Русский язык 3 класс»

2Откройте его.

3Найдите имена существительные, которые образованы при помощи суффикса - ость.

4Остальные удалите.


сердечность, холод, честность, мудрость, половодье, заморозки, ловкость, правдивость, ручка, звездопад.