1 этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, Создавать ситуацию, мобилизующую на работу. | - Сегодня я хочу начать урок словами великого русского поэта А.С.Пушкина: О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг… - Сегодня нам с вами предстоит сделать новые открытия. | Регулятивные УУД (умение контролировать свою готовность к уроку) Личностные УУД (чувство необходимости учения) | Слайд1 |
2 . Актуализация знаний Цель - систематизировать знания, определить цели урока | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу по повторению имеющихся знаний, нацеливать на поиск путей решения проблемы | - Посмотрите внимательно на доску. - На какие две группы можно разделить эти слова? Цв.тущий, улы.ка, под.рить, зв.нок, сосе.ка, пр.мой, ука.ка, сла.кий. - Запишите слова в два столбика, вставьте пропущенные буквы. ( Один ученик выполняет работу на закрытой части доски.) - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа и оцените её. Найдите и подчеркните имена существительные. - Как образовались эти имена существительные? (С помощью суффикса.) (На доске записаны три группы слов.) гора лето кора пригорок лётчик корка гореть полёт покорить - Какое слово в каждой группе лишнее? Почему? (Гореть, лето, покорить. Это не родственные слова, они не подходят по смыслу.) - Какие слова мы называем родственными? - Что такое корень? - Найдите в первом столбике слово с приставкой. Назовите её. - Для чего служат приставки? - Найдите во втором столбике слово с суффиксом. Назовите суффикс. - Для чего служит эта часть слова? - Какой оттенок придаёт словам суффикс –чик-? - Сформулируйте тему урока. - Что вы знаете о суффиксе? (1 столбик таблицы) - Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (2 столбик таблицы) Приём таблица «ЗХУ» / Приём «Корзина идей» З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. | - Часть слова - Стоит после корня - Служит для образования новых слов | - Верно писать суффиксы - Понимать значение, которое суффикс добавляет в слово. | | | Личностные умения: — проявлять интерес к изучению темы; Познавательные умения: — соотносить слово и схему и обосновывать своё мнение | Слайд2 Слайд3 Слайд4 Слайд 5 Слайд6 |
3 этап. Работа над новым материалом. Цель – Познакомить учащихся со способами образования новых слов. Цель- учить образовывать новые слова с заданными морфемами. Цель: учить детей самоорганизации в решении проблемной ситуации | Определять тему урока. Работать с информацией Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в подвижных группах). Оценивать правильность выполнения заданий. | Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока Включить детей в практическую деятельность. Организовать фронтальную работу Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов Организовать работу по нахождению способов образования новых слов | - С помощью суффикса образуются новые слова, значит, у новых слов появляется новое лексическое значение. Вам интересно узнать, какое значение добавляет суффикс в слово? Этим мы и займёмся. - Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит значение слова. 2. При проверке используется приём «Кластер» Уменьшительно - ласкат увеличительное пренебрежительное Названия профессий - Суффиксов в русском языке много. Каждый из суффиксов обладает волшебной силой. - Под крышей этого домика живут суффиксы (- к; -ик-, -инк-, -ок-, очк, ошк, -ушк -, -онк-, чик) , которые вносят в слово уменьшительно-ласкательное значение. Коснутся эти суффиксы предметов и явлений, и предметы станут поменьше, а характером добрее и ласковее. Давайте подберем эти слова. - Вот здесь под крышей этого домика живут суффиксы (– ищ, -ин), которые придают словам увеличительное значение. - Стоит им дотронуться до предметов и явлений, как они становятся большими и могущественными, и мы их называем не дом, а домище, не ветер, а ветрище. Упр.184 - Под крышей этого домика живут суффиксы, которые больших животных могут сделать маленькими (– онок, - ёнок). -Для названия лица по профессии могут быть использованы разные суффиксы (-щик, -ач, -чик, ник, -ист, -тель, -щик) , но все они придают словам одинаковый оттенок значения. Упр. 186. Устная работа с доской. | Регулятивные УУД. формировать умение самостоятельно ставить учебные задачи, планировать работу проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение; раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение; Коммуникативные УУД умение работать в группе,слушать и слышать друг друга Регулятивные УУД: умение контролировать свою работу и работу товарища. Коммуникативные УУД Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них; | Слайд 7 Слайд 8, 9 |
4 этап. Закрепление изученного. Цель –в практической деятельности определять способ образования слов | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. | Весь класс работает по листочкам. - Спишите предложения, вставляя в слова суффиксы с уменьшительно- ласкательным значением. Выделите их. Цыплята нашли в саду бел…ий шар… . Он им очень понравился. Каждый хотел покатать шар… . Задание на карточках. -Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова, выделите корень и суффикс. Учи.ру. Давайте заполним нашу таблицу до конца. - Что же мы узнали сегодня на уроке? | Коммуникативные УУД - умение взаимодействовать с любым партнером; - навыки делового партнерского общения; Познавательные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | |
5 этап. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. | Организовать фронтальной работы по систематизации знаний. Создать ситуацию для осмысления всей работы на уроке. | З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. | - Часть слова - Стоит после корня - Служит для образования новых слов | - Верно писать суффиксы - Понимать значение, которое суффикс добавляет в слово. | Суффикс - служит для образования слов с новым значением -придаёт слову различные оттенки значения: - уменьшительно – ласкательный -увеличительный -пренебрежительный - суффиксы профессий, принадлежность к чему-либо- ист, щик,чик Суффиксы могут быть синонимами и иметь антонимич.значение | - Как вы думаете, полезной была наша работа на уроке? Почему так считаете? - Каким был наш урок? | Регулятивные УУД: Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос (контроль, коррекция, оценка), | Слайд 10 Слайд 11 |