Урок русского языка в 5 классе
Тема урока «Суффикс – значимая часть слова»
Цели урока:
Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.
Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности, развивать самостоятельность мышления через познавательный интерес, самостоятельную деятельность, способствовать воспитанию навыков самообразования.
Ход урока.
I. Организационный этап
Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке.
Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь
И внимательно вникайте,
А спрошу вас, отвечайте
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно
Путешествие зовет
Пятиклашек на урок!
А куда лежит наш путь?
2. Этап целеполагания:
- Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Лингвиния”. И отправимся мы сегодня столицу Морфемику в гости к королю Грамматики.
Но чтобы туда попасть, мы должны отгадать кроссворд. Слайд
- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема?
- Запишите число, классная работа и тему урока.
-Ребята, в этой стране царит волшебство. Вот расскажу вам одну историю. Король Грамматики очень любил книжку «Приключения Гулливера». А поскольку он был человек очень занятой и самому побывать в Лилипутии не представлялось возможным, он решил пригласить лилипутов к себе в гости. Они с радостью приняли приглашение и приехали и гости так быстро, что король даже не успел приготовиться к их приезду. А ведь обычный дом для лилипута - целый домище! Но король не растерялся, и в мгновенье ока ДОМ превратился в ДОМИК, СТОЛ - в СТОЛИК, СТУЛ - в СТУЛЬЧИК, КРОВАТЬ - в КРОВАТКУ. Король побежал на кухню. Ужас! Суп для гостей пересолили! Но прежде чем его успели подать к столу, СОЛЕНЫЙ суп стал СОЛОНОВАТЫМ, КИСЛЫЙ сок - чуть-чуть КИСЛОВАТЫМ, и даже старый повар из ЛЫСОГО превратился в ЛЫСОВАТОГО.
ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: дом ■ домище - домик
стол - столик стул – стульчик
кровать - кроватка
соленый - солоноватый
кислый - кисловатый лысый -лысоватый
- Какая часть слова пришла на помощь королю?
-Что же такое суффикс?
-Молодцы, вы уже многое знаете об этой морфеме?
-Ребята, а вы хотите узнать, как суффиксы творят свое волшебство?
Давайте посмотрим видео. Видеофрагмент
- Какой вывод мы можем сделать?
- Ребята, я предлагаю вам сегодня поработать исследователями и узнать, какие же значения есть еще суффиксов.
Мы должны понять :
Что образуют суффиксы?
Какую роль играет суффикс в слове?
Почему суффикс - значимая часть слова.
На какие группы по значению делятся суффиксы?
Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?
И для этого нам надо заполнить таблицу.
-Хотим узнать, какие значения бывают у суффиксов? Конечно, хотим.
Игра «Я – учитель»
Об этом нам расскажут ребята. Они провели целое исследование, проанализировали много слов с суффиксами. (Проанализировать слова с точки зрения их состава и определить значения суффиксов – ЗАДАНИЕ ГРУППЕ РЕБЯТ) (Учитель помогает создать презентацию выступающим)
Выступление учащихся, демонстрация слайдов, запись слов, составление таблицы
(такая таблица получается по мере выступления).
| | |
СУФФИКСЫ | ЗНАЧЕНИЯ | Примеры слов |
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк- | уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки | Упр.49 |
- чик-,-щик-,-ист-,-тель- | | а.Строитель, учитель, журналист, каменщик, летчик б. упр. 48 |
-оват-,-еват- | признак предмета | |
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск- | | Англичанин, немец, русский, тамбовчанин |
-ец- | принадлежность действия лицу | |
-ищ- | | Домище, городище |
-ищ- | | Убежище |
4. Этап подведения итогов. Рефлексия
Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи.
А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов. Знакомство с этими морфемами мы продолжим на следующих уроках.
А СЕГОДНЯ
- Что узнали нового?
- Полезен ли был урок?
- Что понравилось на уроке?
- Какие трудности в изучении языка сегодня преодолели?
- Я сегодня на уроке узнал и научился….
Что же мы сегодня повторили? Что вам понравилось на уроке?
5. Домашнее задание: