СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Суффикс – значимая часть слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Суффикс – значимая часть слова»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Суффикс – значимая часть слова»»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Суффикс – значимая часть слова»

1.ФИО: Хараева М.Х.

2.Место работы: МКОУ «СОШ№1 с.п. Псыгансу»

3.Должность:учитель

4.Предмет: русский язык

5.Класс: 5

6.Тип урока: Урок открытия новых знаний.

7. Вид урока: комбинированный

8.Базовый учебник: Русский язык 5 класс. Авторы: Т.А.Ладыженская и другие.

9. Планируеуемые результаты:

Предметные:

Развивать навыки морфемного анализа слова.

Личностные:

Формирование умения осуществлять самооценку.

Регулятивные УУД:

- формирование способности формулировать тему урока, ставить учебные цели и задачи,,

Коммуникативные УУД

Работать в коллективе.

.Познавательные УУД:

- совершенствование навыков работы с лингвистическим и художественным текстами;

- находить ответы на вопросы в результате совместной работы класса.

10.Оборудование:

компьютер; маршрутные листы; карточки для самооценки; проектор; учебник для пятого класса.


11.Структура и ход урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Прозвенел звонок. Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь

А еще и улыбнитесь,

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте пожелаем друг другу хорошего дня, удачи и начнём наш урок.

.

2 Фронтальный опрос -Какой раздел языкознания мы изучили?

-Какие значимые части слова вы знаете?

-Без какой морфемы не может быть слова? Почему?

-Вспомните, пожалуйста, какой цифрой обозначается морфемный разбор?



3. Работа с маршрутным листом

На ваших столах лежат маршрутные листы. Посмотрите на задание №1. Что вы должны сделать? Домик, стульчик, столик, кроватка, ёжик, домище.

4 На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью. Почернели улочки города. Но все встали на защиту Родины. Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки

-Выписать слова с разными суффиксами и определить их значение.

- Найдите слово со значением «житель какой – либо страны, города, края».

5. Давайте вспомним, что мы знаем о них. А для этого обратимся к заданию №2 маршрутного листа.

Составить и записать предложение из выбранных ответов.

Проверка Давайте послушаем, что у вас получилось.

Суффикс – это нерусское слово и обозначает «приколоченный, прикрепленный» к корню. Почему? (стоит после корня)

· 


Приставка, корень, суффикс, окончание

Корень, в нем заключено лексическое значение слова

2


Работа с МЛ задание №1

Морфемный разбор. Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой. Оценивают +/-










Задание №2

Найти верные ответы на вопросы из предложенных вариантов, составьте и запишите предложение из ответов, которые вы выбрали.

Суффикс – это: а)часть речи,

б)часть слова;

Стоит: а) перед корнем,

б) после корня;

Служит для: а)образования формы слова,

б)новых слов

Конструируют и записывают предложение.

Зачитывают получившиеся предложения.



6. А теперь давайте посмотрим, какое определение суффиксу дают авторы учебника.

Откройте учебник на стр 17, найдите и прочитайте определение суффикса

Совпадает ли определение учебника с вашим?

Какое слово появилось в определении?

Как вы понимаете значение этого слова? Какие ассоциации возникают?

Сформулируйте цель урока.

7. А какие задачи мы сегодня будем решать? Путём чего мы познакомимся со значением суффиксов?

8. Определяет план достижения цели урока. 1

По ходу урока мы будем заполнять таблицу значений суффиксов, а вы будете приводить свои примеры

Работают с учебником.






Формулируют цель урока:

Познакомиться со значениями суффиксов

Формулируют задачи урока:

Образовывать слова с помощью суффиксов.

Выделять суффиксы в словах

Определять их значение.

2. Обратимся к маршрутному листу и найдем задание №3.

Вывод: какие суффиксы вы выделили? Что они обозначают? Занесите их в таблицу и приведите свои примеры.

3.Игра в слова.

Какие суффиксы, указывающие на лица, проживающие в той или иной местности, появились в вашей таблице?



4 Работа с учебником (задание №4 в маршрутном листе)



Что отличает суффиксы –ть, -л от других суффиксов?



Разобрать по составу слова: пианино, машинист, маленький, рыбный, сибирский.


10. Физминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их разведём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай. хлопай веселей!

А теперь все дружно сели

И работать захотели.

Обратитесь к заданию № 5 ваших маршрутных листов.


- По каким признакам мы можем утверждать, что это текст?

- Какой частью речи являются выписанные вами слова? (глаголами)

- Значит какой мы можем сделать вывод? В словах какой части речи используются формообразовательные суффиксы?

- Какова их функция? (образуют формы глаголов прош.вр. и неопр.формы глаголов)



































Задание №6 маршрутного листа

От данных слов образовать новые слова с помощью суффиксов –Онок/-енок, -ат/ят.

Медведь, лиса, слон, кукушка

Записать суффиксы и их значения в таблицу.

Самопроверка


5.Давайте закрепим наши знания, выполнив задание №7 маршрутного листа


Взаимопроверка

Какими суффиксами вы дополнили таблицу?



Ребята, вообще в русском языке более 500 суффиксов, и у них еще много значений, мы сегодня вспомнили и познакомились лишь с несколькими из них, самыми распространёнными. Давайте еще раз проговорим, с какими значениями суффиксов мы сегодня познакомились?

Во время урока вы оценивали сами себя, заполняя лист самооценки. Если справились со всеми заданиями, вклейте зеленый квадрат, если допустили не более 2 ошибок – синий, если совсем ничего не сделали – красный. В ващих маршрутных листах есть вопросы, на которые я предлагаю вам ответить




Задание №7 Найти соответствия, соединив линиями

Тель, щик, ник преувеличение

Як, анин, ец уменьш-ласкат

Ик, чик, оньк,еньк житель населен.пункта

Ищ профессия, род занятий

Оват, еват формообразующие

Ть,л неполный признак

Онок, енок детеныши животных

Записать в таблицу те суффиксы и значения, которых в ней нет.


-Удалось ли сделать, то что намечали?

а)Рефлексия «Закончи фразу»

б)Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание)

в)Тест по теме: «Суффикс» (слайды 30 -35)

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. (слайд 10-16)

Д. з. упр.109 (зад. 1-2)

Высказывают свои суждения.

Оценивают свою работу за урок в оценочных листах.

Еще раз повторяют правило о суффиксе, отгадывая зашифрованное слово.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!