2 Фронтальный опрос -Какой раздел языкознания мы изучили? -Какие значимые части слова вы знаете? -Без какой морфемы не может быть слова? Почему? -Вспомните, пожалуйста, какой цифрой обозначается морфемный разбор? 3. Работа с маршрутным листом На ваших столах лежат маршрутные листы. Посмотрите на задание №1. Что вы должны сделать? Домик, стульчик, столик, кроватка, ёжик, домище. 4 На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью. Почернели улочки города. Но все встали на защиту Родины. Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки -Выписать слова с разными суффиксами и определить их значение. - Найдите слово со значением «житель какой – либо страны, города, края». 5. Давайте вспомним, что мы знаем о них. А для этого обратимся к заданию №2 маршрутного листа. Составить и записать предложение из выбранных ответов. Проверка Давайте послушаем, что у вас получилось. Суффикс – это нерусское слово и обозначает «приколоченный, прикрепленный» к корню. Почему? (стоит после корня) · | Приставка, корень, суффикс, окончание Корень, в нем заключено лексическое значение слова 2 Работа с МЛ задание №1 Морфемный разбор. Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой. Оценивают +/- Задание №2 Найти верные ответы на вопросы из предложенных вариантов, составьте и запишите предложение из ответов, которые вы выбрали. Суффикс – это: а)часть речи, б)часть слова; Стоит: а) перед корнем, б) после корня; Служит для: а)образования формы слова, б)новых слов Конструируют и записывают предложение. Зачитывают получившиеся предложения. |
6. А теперь давайте посмотрим, какое определение суффиксу дают авторы учебника. Откройте учебник на стр 17, найдите и прочитайте определение суффикса Совпадает ли определение учебника с вашим? Какое слово появилось в определении? Как вы понимаете значение этого слова? Какие ассоциации возникают? Сформулируйте цель урока. 7. А какие задачи мы сегодня будем решать? Путём чего мы познакомимся со значением суффиксов? 8. Определяет план достижения цели урока. 1 По ходу урока мы будем заполнять таблицу значений суффиксов, а вы будете приводить свои примеры | Работают с учебником. Формулируют цель урока: Познакомиться со значениями суффиксов Формулируют задачи урока: Образовывать слова с помощью суффиксов. Выделять суффиксы в словах Определять их значение. |
2. Обратимся к маршрутному листу и найдем задание №3. Вывод: какие суффиксы вы выделили? Что они обозначают? Занесите их в таблицу и приведите свои примеры. 3.Игра в слова. Какие суффиксы, указывающие на лица, проживающие в той или иной местности, появились в вашей таблице? 4 Работа с учебником (задание №4 в маршрутном листе) Что отличает суффиксы –ть, -л от других суффиксов? Разобрать по составу слова: пианино, машинист, маленький, рыбный, сибирский. 10. Физминутка Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их разведём И к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей Хлопай. хлопай веселей! А теперь все дружно сели И работать захотели. Обратитесь к заданию № 5 ваших маршрутных листов. - По каким признакам мы можем утверждать, что это текст? - Какой частью речи являются выписанные вами слова? (глаголами) - Значит какой мы можем сделать вывод? В словах какой части речи используются формообразовательные суффиксы? - Какова их функция? (образуют формы глаголов прош.вр. и неопр.формы глаголов) | Задание №6 маршрутного листа От данных слов образовать новые слова с помощью суффиксов –Онок/-енок, -ат/ят. Медведь, лиса, слон, кукушка Записать суффиксы и их значения в таблицу. Самопроверка |
5.Давайте закрепим наши знания, выполнив задание №7 маршрутного листа Взаимопроверка Какими суффиксами вы дополнили таблицу? Ребята, вообще в русском языке более 500 суффиксов, и у них еще много значений, мы сегодня вспомнили и познакомились лишь с несколькими из них, самыми распространёнными. Давайте еще раз проговорим, с какими значениями суффиксов мы сегодня познакомились? Во время урока вы оценивали сами себя, заполняя лист самооценки. Если справились со всеми заданиями, вклейте зеленый квадрат, если допустили не более 2 ошибок – синий, если совсем ничего не сделали – красный. В ващих маршрутных листах есть вопросы, на которые я предлагаю вам ответить | Задание №7 Найти соответствия, соединив линиями Тель, щик, ник преувеличение Як, анин, ец уменьш-ласкат Ик, чик, оньк,еньк житель населен.пункта Ищ профессия, род занятий Оват, еват формообразующие Ть,л неполный признак Онок, енок детеныши животных Записать в таблицу те суффиксы и значения, которых в ней нет. |
-Удалось ли сделать, то что намечали? а)Рефлексия «Закончи фразу» б)Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание) в)Тест по теме: «Суффикс» (слайды 30 -35) Суффикс – это О – часть речи, М – часть слова. Суффикс служит М – для связи слов в предложении, О – для образования новых слов. Суффикс стоит О – перед корнем, Л – после корня. Суффикс – это О – изменяемая часть слова, М – неизменяемая часть слова. Чтобы найти суффикс в слове надо: О – изменить форму слова, Д – подобрать однокоренные слова. В каких из этих слов есть суффикс: О – книга, Е – книжный, Ц – книжечка. (слайд 10-16) Д. з. упр.109 (зад. 1-2) | Высказывают свои суждения. Оценивают свою работу за урок в оценочных листах. Еще раз повторяют правило о суффиксе, отгадывая зашифрованное слово. |