СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суффикс – значимая часть слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • познакомить учащихся с правописанием суффиксов  существительных;

Просмотр содержимого документа
«Суффикс – значимая часть слова»

Русский язык, 5 класс



Суффикс – значимая часть слова

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Познавательные: повторить известные сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами

  • Практические: определить уровень умений видеть суффиксы и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.

  • Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.

Задачи:

  • образовательная: познакомить учащихся с правописанием суффиксов существительных;

  • развивающая: развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать; расширять кругозор детей;

  • воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к слову, к родному языку.

Методы обучения: словесно – наглядный

Методические приемы: работа с учебником, фронтальный опрос, практические упражнения.

Методы формирования понятий и контроля знаний

  • Решение учащимися учебных задач.

  • Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.

  • Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.


Методы формирования умений

  • Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.


Оборудование:

  • Компьютер; мультимедийный проектор; презентация, выполненная в Power Point.



Этапы урока.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап.

Организация рабочего настроения.





2 этап.

Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос.



















































3 этап.

Изучение нового материала

.






























































4 этап.

Закрепление и обобщение материала.












































Это интересно.
























5 этап.

Подведения итогов




Домашнее задание.










Приветствие.

Подготовьтесь к уроку, откройте тетради, запишите число, «Классная работа».




Вопрос:

Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?


Вопрос:

Напомните, что называется суффиксом?






Вопрос:

Вчера мы познакомились с тремя группами суффиксов. Назовите их?








Вопрос:

С каким значением образуются слова с их помощью? Приведите примеры, выделите суффиксы.






























Сегодня мы будем говорить о суффиксах с другим значением. Прочитайте текст, написанный на доске.

Однажды охотник встретил в лесу маленькую девчушку, дочку лесника, собиравшую в корзинку еловые шишки. У нее были золотистые волосы и большие зеленоватые глаза, в которых словно отражалось сияние осенних листьев. Она проводила охотника к домику лесника.


Вопросы:

Как вы думаете, как автор относится к героине текста?


Как автор ее называет?




Выделите суффикс в слове «девчушка».

Какой оттенок он вносит в слово?

Есть еще слова с таким суффиксом в тексте?






А если это будет большой дом?

Запишите название рядом и обозначьте суффикс.



Вывод:

С помощью суффикса - ищ - образуются слова, которые указывают, что предметы большие. Такие слова противоположны по значению словам, образованным с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые указывают, что предметы маленькие.



Как называются слова с противоположным значением?





Какие слова использует автор для ее описания.

Вывод:

Значит, суффиксы могут придавать словам

противоположное лексическое значение.


Задание:

Теперь рассмотрим слова зеленоватые, золотистые

Какое значение этим словам придают суффиксы? Выделите их.


Задание:

Одним словом ответьте на вопросы и запишите ответы:

1.Допустим, суп немного посолили. Каким он будет?

Соленым или солоноватым?


2.В чай положили одну ложечку сахара. Каким он будет?


3.Вы чуть – чуть лизнули лимон, каким он вам показался?



Задание:

1. составить слова по схемам, записанным на доске.


- щик


- оват ый


- ик

еньк ий


Назовите слова, которые у вас получились.



А теперь будьте внимательны!

Задание:

От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных.

Запишите их, обозначьте суффиксы.


Усложним задание.

От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных.

Запишите их, обозначьте суффиксы.


А каких животных называют словами с суффиксами – ат (а),

- ят (я)?

Коты - ?

Ежи - ?

Подумайте, запишите и обозначьте суффиксы.


А от слова попугай ?

Вывод:

От слова попугай не образуется название детеныша, т.к. оно обозначает взрослую птицу: волнистые попугайчики.


-Итак, ребята, что интересного, нового вы сегодня узнали на уроке? Какие испытали трудности?

Подведём итоги.


упр. 396

Готовятся к работе.







Ответ:

Мы говорили о суффиксах.



Ответ:

Суффиксом называется значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.



Ответ:

1 группа – это слова, обозначающие людей по роду их занятий.

2 группа – это название жителей населенных мест.

3 группа – это уменьшительно – ласкательные суффиксы.


3 ученика работают у доски. Записывают суффиксы и приводят примеры. ( У каждого ученика своя группа ).


1 ученик.

Суффикс Примеры

Профессии, род занятий.

-ист- машинист

-ник- ученик

-чик- летчик

-щик- настройщик

-тель- водитель

-ач- трубач


2 ученик

Названия жителей населенных мест.

-ец- петербуржец

-ич- москвич

-як- сибиряк


3 ученик

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

-ик- гвоздик

-ек- цветочек

-ок- снежок

-к- дверка

-чик- пальчик

-еньк- доченька




















Ответы:

Он хочет показать, что она самая прекрасная на свете.


Маленькая девчушка. (Записывают словосочетание в тетрадь).


маленькая девчушка (-ушк-) Ответ:

Это уменьшительно – ласкательный суффикс. Он указывает, что предмет маленький, а еще его используют, если надо кого-то приласкать.

У нее золотистые волосы и зеленоватые глаза.


Ответ:

Домик – ик - (значит маленький)

Домище – ищ -













Ответ:

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.


Ответ: (Записывают словосочетание в тетрадь).

Зеленоватые ( - оват -) глаза;

золотистые ( - ист-) волосы. Волосы не из золота, а отливаются золотом, глаза не зеленые, а чуть – чуть зеленоватые, с тайной.

Суффиксы показывают признак предмета, что предмет не яркого цвета, а имеет лишь оттенок. С помощью таких суффиксов образуются слова с недостаточностью признака, т.е. со значение «чуть – чуть».


(Записывают словосочетание в тетрадь


Солоноватым



Сладковатым



Кисловатым




Самостоятельная индивидуальная работа в тетрадях.


Барабан - щик, оцен – щик;


Желт - оват - ый,

зелен – оват – ый;

стол - ик, дом – ик;


мал – еньк - ий,






Самостоятельная индивидуальная работа в тетрадях.


Медведь – медвежонок;

заяц – зайчонок;

волк - волчонок




Овца – ягненок;

кукушка – кукушонок;

корова – теленок;

лошадь – жеребенок;






Коты – котята;

ежи - ежата.




попугай - ?




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!