1 этап. Организация рабочего настроения. 2 этап. Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос. 3 этап. Изучение нового материала . 4 этап. Закрепление и обобщение материала. Это интересно. 5 этап. Подведения итогов
Домашнее задание. | Приветствие. Подготовьтесь к уроку, откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Вопрос: Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Вопрос: Напомните, что называется суффиксом? Вопрос: Вчера мы познакомились с тремя группами суффиксов. Назовите их? Вопрос: С каким значением образуются слова с их помощью? Приведите примеры, выделите суффиксы. Сегодня мы будем говорить о суффиксах с другим значением. Прочитайте текст, написанный на доске. Однажды охотник встретил в лесу маленькую девчушку, дочку лесника, собиравшую в корзинку еловые шишки. У нее были золотистые волосы и большие зеленоватые глаза, в которых словно отражалось сияние осенних листьев. Она проводила охотника к домику лесника. Вопросы: Как вы думаете, как автор относится к героине текста? Как автор ее называет? Выделите суффикс в слове «девчушка». Какой оттенок он вносит в слово? Есть еще слова с таким суффиксом в тексте? А если это будет большой дом? Запишите название рядом и обозначьте суффикс. Вывод: С помощью суффикса - ищ - образуются слова, которые указывают, что предметы большие. Такие слова противоположны по значению словам, образованным с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые указывают, что предметы маленькие. Как называются слова с противоположным значением? Какие слова использует автор для ее описания. Вывод: Значит, суффиксы могут придавать словам противоположное лексическое значение. Задание: Теперь рассмотрим слова зеленоватые, золотистые Какое значение этим словам придают суффиксы? Выделите их. Задание: Одним словом ответьте на вопросы и запишите ответы: 1.Допустим, суп немного посолили. Каким он будет? Соленым или солоноватым? 2.В чай положили одну ложечку сахара. Каким он будет? 3.Вы чуть – чуть лизнули лимон, каким он вам показался? Задание: 1. составить слова по схемам, записанным на доске. - щик - оват ый - ик еньк ий Назовите слова, которые у вас получились. А теперь будьте внимательны! Задание: От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных. Запишите их, обозначьте суффиксы. Усложним задание. От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных. Запишите их, обозначьте суффиксы. А каких животных называют словами с суффиксами – ат (а), - ят (я)? Коты - ? Ежи - ? Подумайте, запишите и обозначьте суффиксы. А от слова попугай ? Вывод: От слова попугай не образуется название детеныша, т.к. оно обозначает взрослую птицу: волнистые попугайчики. -Итак, ребята, что интересного, нового вы сегодня узнали на уроке? Какие испытали трудности? Подведём итоги. упр. 396 | Готовятся к работе. Ответ: Мы говорили о суффиксах. Ответ: Суффиксом называется значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Ответ: 1 группа – это слова, обозначающие людей по роду их занятий. 2 группа – это название жителей населенных мест. 3 группа – это уменьшительно – ласкательные суффиксы. 3 ученика работают у доски. Записывают суффиксы и приводят примеры. ( У каждого ученика своя группа ). 1 ученик. Суффикс Примеры Профессии, род занятий. -ист- машинист -ник- ученик -чик- летчик -щик- настройщик -тель- водитель -ач- трубач 2 ученик Названия жителей населенных мест. -ец- петербуржец -ич- москвич -як- сибиряк 3 ученик Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ик- гвоздик -ек- цветочек -ок- снежок -к- дверка -чик- пальчик -еньк- доченька Ответы: Он хочет показать, что она самая прекрасная на свете. Маленькая девчушка. (Записывают словосочетание в тетрадь). маленькая девчушка (-ушк-) Ответ: Это уменьшительно – ласкательный суффикс. Он указывает, что предмет маленький, а еще его используют, если надо кого-то приласкать. У нее золотистые волосы и зеленоватые глаза. Ответ: Домик – ик - (значит маленький) Домище – ищ - Ответ: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Ответ: (Записывают словосочетание в тетрадь). Зеленоватые ( - оват -) глаза; золотистые ( - ист-) волосы. Волосы не из золота, а отливаются золотом, глаза не зеленые, а чуть – чуть зеленоватые, с тайной. Суффиксы показывают признак предмета, что предмет не яркого цвета, а имеет лишь оттенок. С помощью таких суффиксов образуются слова с недостаточностью признака, т.е. со значение «чуть – чуть». (Записывают словосочетание в тетрадь Солоноватым Сладковатым Кисловатым Самостоятельная индивидуальная работа в тетрадях. Барабан - щик, оцен – щик; Желт - оват - ый, зелен – оват – ый; стол - ик, дом – ик; мал – еньк - ий, Самостоятельная индивидуальная работа в тетрадях. Медведь – медвежонок; заяц – зайчонок; волк - волчонок Овца – ягненок; кукушка – кукушонок; корова – теленок; лошадь – жеребенок; Коты – котята; ежи - ежата. попугай - ? |