2 класс Математика
Тема: «Сумма и разность отрезков»
Цели: актуализировать знания о таких понятиях как ломаная линия, прямая, кривая линия, луч, отрезок; создать условия для формирования умения выполнять сложение и вычитание длин отрезков. Развивать вычислительные навыки и умение логически мыслить. Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость, культуру поведения и общения на уроке, а также уважительное отношение друг к другу.
Наглядность: кассы цифр, счетный материал, чертежи с геометрическим материалом, линейки.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний
1.Устный счет:
- Какое число лишнее?
2,7,9,12,8,6
35,98,65,90,3,12
-замените число суммой разрядных слагаемых: 54, 73, 86, 23, 99.
-напишите число: 8 десятков и 6 единиц, 5 десятков, 6 десятков и 1 единица, 3 десятка и 5 единиц.
- Вычислите
7+8-2+5-4+3=17
2.Минутка чистописания 17
3. Логическая задача (устно)
5 орешков мама-свинка.
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал,
И ещё 4 дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
5 + 4 =9 (ор.)
Ответ: 9 орехов
Постановка цели урока
-Ребята, в чем удобно измерить ширину класса?
- А что измеряют в миллиметрах?
-А вы на уроках пользуетесь единицей измерения сантиметр, когда?
-Откройте учебник на стр.27 и посмотрите на № 1 задание 1
-Сколько отрезков изображено?
-Можем ли мы узнать длину самого большого отрезка? Как?
6 + 2 = 8 (см) - длина самого большого отрезка.
Ответ: общая длина отрезка составляет 8 см.
Вывод: общая длина - это и есть сумма отрезков.
-Давайте поставим цели на урок.
Работа по теме урока
1. № 1 задание 2.
- Выполните его в тетради самостоятельно?
- Сколько у вас получилось отрезков? (Три)
- Из чего состоит длина большого отрезка (Из длин двух маленьких отрезков)
- Какой длины большой отрезок? (10 см)
- Какой длины первый маленький отрезок? (4 см)
- Как узнать, какой длины второй маленький отрезок? (Вычитанием)
- Запишите решение: 10 см- 4 см =6 см
Ответ: длина второго отрезка 6 см.
Вывод: разница между длинным и коротким отрезком называется «разностью отрезков».
2. Решение задачи 2
- Прочитайте задачу.
- Выделите условие, вопрос.
-О чем задача?
- Запишите задачу кратко. (Один ученик работает у доски)
Решение задачи:
Сначала узнаем: сколько лет маме, сколько ей лет нам неизвестно, но сказано что она на 20 лет старше (можно заменить словом больше), чем Маша, значит надо к 20 прибавить 8:
20+ 8=28 (лет) - маме;
Вторым действием мы узнаем сколько лет папе, нам тоже неизвестно сколько ему лет, но мы знаем что он на 1 год старше мамы:
28 +1=29(лет)
Ответ: 29 лет папе.
Физкультминутка.
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
Закрепление изученного материала
1.Выполнение № 3 (устно)
1) 70 + 8 – 1 = 77 2) 10 – 8 + 20 = 22
70 + 8 – 70 = 8 10 – 8 + 10 = 12
70 + 8 – 8 = 70 10 – 8 + 90 = 92
2. №5
- Как называются эти фигуры? (многоугольники, четырехугольники.)
- Какая из сторон первой фигуры самая большая? Самая маленькая?
-Какой они длины?
-Как узнать, на сколько большая сторона длиннее? (вычитанием)
-Какая из сторон второй фигуры большая? Меньшая?
-Какой они длины?
1.Синий четырехугольник:
Длина большей стороны: 4 см, а меньшей: 2 см.
4 – 2 = 2 (см)
2 см = 20 мм
Ответ: большая сторона длиннее на 20 мм.
2.Красный четырехугольник:
Длина большей стороны: 5 см, а меньшей: 2 см.
5 – 2 = 3 (см)
3 см = 30 мм
Ответ: большая сторона длиннее на 30 мм.
3. Задача № 6
-О чем задача?
-Где они лежат?
-Каких они цветов?
-Что нам известно?
-Что нужно найти?
-Как найдём: сколько в коробке синих карандашей?
-Записываем решение: 13-7=6 (к.)
-Кто решил? Сколько в коробке синих карандашей?
-Записываем ответ: 6 синих карандашей.
Рефлексия
- Какая была тема урока?
- Как определить длину отрезка состоящего из частей?
- Как найти часть длины отрезка, если известны длины другой части и всего отрезка?
- Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание: выполнить № 4, 7, стр.27
Итог урока
- Как найти длину всего отрезка, если известны длины его частей?
- Как найти длину части отрезка, если известны длины другой части и всего отрезка?