Конспект урока №89
Разработчик: Шейхаметова С.Э.
Учебный предмет: алгебра
Класс: 9
Тема: Сумма n- первых членов геометрической прогрессии.
Цели урока:
Образовательные:
1.Способствовать дальнейшему освоению теоретических знаний по теме «Геометрическая прогрессия»; продолжить формирование у учащихся умения применять формулу суммы n-первых членов геометрической прогрессии;
2.Формированию навыков решения практических задач;
3.Совершенствованию умения применять полученные знания для решения стандартных задач.
Развивающие:
1.Способствоватьразвитию положительной мотивации к изучению предмета;
2.Обогащению словарного запаса учащихся, развитию монологической речи;
3.Дальнейшему развитию логического мышления (умения анализировать, выделять, сравнивать и т.д.); переносить знания в новую ситуацию;
4.Развитию информационной культуры обучающихся.
Воспитывающие:
1.Способствовать формированию научного мировоззрения через целостное восприятие окружающего мира; развитию коммуникативных навыков; побуждать учащихся к преодолению трудностей; дальнейшему развитию ответственного отношения к Родине, её природным богатствам; уважительному отношению к коллективу, результатам совместного труда.
Тип урока: урок применения знаний на практике
Методы обучения: практический, дедуктивный, наглядный, поисковый,репродуктивный самостоятельная и групповая работа.
Ход урока
1. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что после нашего общения оно станет ещё лучше! Желаю вам успехов на уроке! Девизом сегодняшнего урока будут слова: «Творческим считается любое действие которое… вызывает удивление». (ДЖ. Брунер)(на доске) и не забывайте, что «Прогрессио - движение вперед».
Не забывайте себя оценивать в листах самооценки.
2.Задачи урока. (0,5 мин)
Мы с вами уже не первый урок изучаем данную тему.(Какую?) Какие вопросы вы хотели бы рассмотреть на уроке ?( пишу план на доске)
Например: -повторить формулы и их применение
-узнать , где применяются в жизни полученные на уроке знания
-готовиться к ГИА
3.Проверка домашнего задания (Какие задачи вызвали затруднения?)(не более 5 мин). Отразите это в оценочных листах.
Проверка инд. задания : «Исторические сведения о геом. прогрессии»
4.Актуализация знаний.
Задайте друг-другу вопросы по теме «Геометрическая прогрессия»:
Например:
1)Какую последовательность чисел можно назвать геометрической прогрессией. (Ответ: ГП называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число.)
2) Приведите пример возрастающей геометрической прогрессии. (Ответ: 2;6;18;…)
3)Является ли последовательность нечётных чисел геометрической прогрессией? (Ответ: Нет) и т.п.
А теперь вспомним формулы геометрической прогрессии. Внимание, у вас на столе карточка с заданием №1 по записи формулы определите её назначение и соедините стрелками по смыслу. (в парах)
1.Формула знаменателя геометрической прогрессии.
2.Формула n – го члена геометрической прогрессии
3.Формула первый член геометрической прогрессии,зная n – ый член и знаменатель?
4.Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии для случая,
когда известны первый член и знаменатель прогрессии.
5.Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии, если известны первый
и n – ый члены прогрессии?
6.Свойство геометрической прогрессии.
1.Квадрат любого члена геометрической прогрессии, начиная со второго, через предыдущий и последующий члены : b2n=bn-1* bn+1
Sn=b1(qn - 1)/q – 1, где q не равно нулю.
bn=b1qn-1
4.Sn=bnq-b1/q-1, где q не равно нулю
5. b1=bn/qn-1
6.Необходимо какой-нибудь член прогрессии разделить на предыдущий q=bn+1/bn)
Ответы: (работа в парах); проверка с места на смарт доске:
В каких областях можно применять формулы геометрической прогрессии для решения практических задач?(экономика, физика, биология, исторические и логические задачи)
5.Решение практических задач
Учитель: (работа в парах)
В раздаточном материале найдите задачу №2. Читаем задание вслух.
Задача:
Андрей и Борис, готовясь к зачёту по английскому языку, каждый день с понедельника по пятницу выписывали слова из словаря . Андрей ежедневно увеличивал число слов в арифметической прогрессии, а Борис - в геометрической.
а) Завершите заполнение таблицы, кроме последней графы.
День недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | За 5 дней (S5) |
Андрей | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 160 |
Борис | 16 | 24 | 36 | 54 | 81 | 210 |
б) Сколько всего слов выписал каждый из ребят за 5 дней?
Существует рациональный способ решения? (2 ученика выполняют у доски), остальные в тетради.
6.Домашнее задание:
Обратите внимание, на этих листах записано домашнее задание(на выбор).В понедельник мы обсудим ваши решения.
1) Найти или придумать задачи на использование геометрической прогрессии в практической деятельности человека;
2) Решить задачи:
В жилом микрорайоне открылся новый салон красоты , который в первый день посетило всего три клиентки . Каждая из них рассказала о салоне трём своим приятельницам, и те на другой день тоже посетили салон. В свою очередь , каждая из них рассказала о салоне трём своим знакомым , и те пришли на третий день . Если такая тенденция сохранилась в течении недели , то сколько человек посетило бы салон за неделю?
2) Некто приехал на 5 дней в столицу и в первый день потратил на покупки некоторую сумму денег. В каждый следующий день он тратил денег в два раза больше , чем в предыдущий . Всего он истратил 15500 рублей. Сколько денег он истатил в первый день?
7. Закрепление изученного .
(подготовленные учащиеся)
Решим задачи на применение формул геометрической прогрессии.
1) Бактерия за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через пять секунд?
Ученик: Запишем последовательность: 1;3;9; 27; 81;…
Учитель: Как получили второй, третий член посл-ти? Как наз-ся это число?(знаменатель)
Вопрос к классу: Сколько бактерий будет в пробирке через 10 секунд?
( 19683)- только ответ
2) (жизненная).Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: «Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по100 000 р. А ты мне в первый день за 100 000 р. Дашь 1 копейку ,во второй день-2 копейки ,и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число денег в два раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем» Купец обрадовался такой удаче. Он подсчитал, что за 30 дней получит от незнакомца 3 000 000 р. На следующий день пошли к нотариусу и заключили сделку.
Вопрос. Кто в этой сделке проиграл: купец или незнакомец?
7.Гимнастика для глаз
8.Индивидуальная работа.
Выполнение тестовой работы по вариантам. Взаимопроверка.
9. Итог урока. Рефлексия
И мне хочется ещё раз обратиться к нашему лозунгу «Прогрессио – движение вперед»
1.Как вы думаете, а мы сегодня добились прогресса?
2. А в чём заключается наш прогресс?
3. Скажите, что у нас не получилась из запланированного?
Заполните оценочные листы. Обратите внимание на графу настроение
10. Домашнее задание:
Стр. 209 -213, выучить определение арифметической прогрессии,
способы задания.
№593 (б)
№596 (а)
№ 590