Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 7 г.Феодосии Республики Крым»
Разработка урока алгебры
по теме
«Сумма первых n членов арифметической прогрессии»
9 класс
Учитель: Акимова Е.И.
Феодосия
2023г.
ПЛАН УРОКА
| Этап урока | Приемы и методы | Время |
I | Организационный этап | Приемы и методы | 1 минута |
II | Проверка домашнего задания | Отвечают на вопросы (слайд1) | 2 минуты |
III | Актуализация знаний учащихся. Математический диктант с последующей самопроверкой | Отвечают на вопросы (слайд 2,3) | 5 минут (самооценивание) |
IV | Определение темы урока | Учащиеся определяют цели (слайд 4) (самостоятельно) | 3 минуты |
V | Обобщение и систематизация знаний | Решение упражнений на доске под руководством учителя (слайд 5) | 3 минуты |
| Физкультминутка | | 2 минуты |
VI | Применение знаний в стандартных условиях | Решение упражнений по учебнику № № | 10 минут |
VII | Контроль и коррекция знаний. Самостоятельная работа | С последующей проверкой ( слайд 6,7) | 8 минут |
VIII | Рефлексия | Вопросы для самопроверки. (cлайд 8) | 3 минуты |
IX | Итоги урока. Объявление оценок. Домашнее задание | Изучить п.26 решить № 612, № 613 | |
Дата:
учитель: Акимова Е.И.
Предмет Алгебра
Класс: 9-А
Тема урока: Сумма первых n членов арифметической прогрессии.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок с применением ИКТ.
Цели урока:
Образовательные: создать условия учащихся:
для изучения нового материала;
для формирования умений применять знания при решении задач;
для формирования вычислительных навыков.
Развивающие: развивать умение ставить перед собой цель, умение работать коллективно.
Воспитательные: воспитывать ответственность, создать условия для формирования добрых отношений между учащимися;
Планируемые результаты: знать формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии; уметь применять новые знания при решении задач.
Дидактический материал: слайды с заданиями.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Формы работы учащихся: устная работа, работа с учебником, самостоятельная работа.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Обсуждение темы урока с учащимися, мотивация к учебной деятельности,целепологание.
II. Проверка домашнего задания.
Отвечают на вопросы.
III. Актуализация знаний
Проведение математического диктанта.
Задания для математического диктанта:
1. Если 6; 4;
;
…. арифметическая прогрессия, то
=…,
=…
2. Если 6; в; 14- последовательные члены арифметической прогрессии, то в =…..
3. В арифметической прогрессии
;
; 3
; ….
=….
4. Если в арифметической прогрессии
=17, d=2, то
=…
5. Число 100- член арифметической прогрессии, в которой
=5; d=5, поскольку…,
6.Если (
) арифметическая прогрессия, в которой
=5;
=25 ;
=150, то n= …
7. Из формулы
=
;
=…
IV. Формирование навыков решения упражнений на применение формул арифметической прогрессии.
Решение упражнений на доске под руководством учителя.
Задача 1.
В арифметической прогрессии
=7 и
= 27. Найдем сумму первых сорока членов арифметической прогрессии.
Образец рассуждений:
Сначала найдем первый член
и разность d прогрессии. Запишем условия задачи:
Из этой линейной системы уравнений находим :
=-1, d=4.
Теперь найдем сумму первых сорока членов прогрессии:
×40=154×20=3080.
Задача 2.
Найти сумму всех трехзначных чисел, которые при делении на 4 дают остаток 3.
Первое число легко угадать:
=103. Легко также угадать несколько последующих таких чисел:
=107;
=111;
=115. Видно, что искомые числа образуют арифметическую прогрессию с
=103 и разностью d=4.
Общий член этой прогрессии можно записать в виде
=103 +4 (n-1)= 99+4n
Далее определим число членов в сумме (225). Найдем сумму 225 членов арифметической прогрессии с первым членом 103 и разностью 4 (123975).
V. Контроль и коррекция знаний.
Самостоятельная работа.
Вариант 1.
1. Арифметическая прогрессия задана двумя первыми членами:
-2,5; -1,3;….
Найти последующие два члена.
2. В арифметической прогрессии
=2,3
d =-0,35
Найти
.
3.Решить № 610 по учебнику.
Вариант 2.
1. Арифметическая прогрессия задана двумя первыми членами:
4,8; 3,5; …
Найти последующие два члена
2. В арифметической прогрессии
=-8,6
d=0.12
Найти
3 . Решить № 611 по учебнику.
Задание 4 (для сильных учащихся)
Найти сумму членов арифметической прогрессии с пятнадцатого по тридцатый включительно, если первый член равен 10 и разность равна 3.
Учащиеся выполняют работу на местах, используя копировальную бумагу. Первый экземпляр работы сдают учителю, а второй оставляют для самопроверки. Образец решения записан на слайдах. Каждое задание оценивается в 1 балл, 4-е задание оценивается в 2 балла.
VI. Рефлексия.
- насколько я самостоятельно работал на уроке?
- какие свои недостатки я увидел на уроке?
- есть ли у меня чувство удовлетворения от работы на уроке?
Домашнее задание : изучить п.26; решить № 612, № 613
VII. Итоги урока. Объявление оценок. Домашнее задание. Учитель отвечает на вопросы учащихся. Анализирует задание № 4 самостоятельной работы.