Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ»
Цели обучения:
7.1.3.1. Объяснять значение транспорта питательных веществ в живых организмах.
7.1.3.4. Описывать взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями.
7.1.3.5. Сравнивать строение элементов ксилемы и флоэмы.
Уровень мыслительных навыков: Навыки высокого порядка
Критерии оценивания: Обучающийся
• Доказывает на примерах значение транспорта питательных веществ в живых организмах;
• Показывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями;
• Описывает, сравнивая строение элементов ксилемы и флоэмы.
Время выполнения: 20 мин
I вариант
Задания
(а) Опиши особенности и значение транспорта веществ у растений.
Н
азовите органы, участвующие в передвижении веществ: _________________________________
Укажите их на рисунке. [1]
Покажите на рисунке стрелками восходящий ток веществ. [1]
Назовите вещества, которые передвигаются в этом направлении _________________________________________________. [1]
Как называется проводящая ткань, осуществляющая этот ток веществ -__________________________. [1]
(б) На рисунках изображена кровеносная система представителей разных классов. Определите животных с замкнутой и незамкнутой кровеносной системой. Номера ответов запишите в соответствующий столбик таблицы
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Замкнутая | Тип кровеносной системы | Не замкнутая |
| |
[2]
(в) Определите, каким животным соответствует следующее описание строения кровеносной системы: Сердце двухкамерное, имеется один круг крообращения ________________________________
Серде – пятиугольный (пятикамерный) мешочек, расположенный в головогруди ___________________
[2]
2. Рассмотрите изображение.
(
а) Назовите зоны корня, обозначенные цифрами 1 и 3. Ответ запишите в таблицу. [1]
(б) Опишите особенности строения зон корня под цифрой 1 и 3. Ответ запишите в таблицу.
[2]
(в) Перечислите функции указанных зон корня. Ответ запишите в таблицу. [2]
Зона корня | Особенности строения | Функция |
1 | | |
3 | | |
3. (а) Выберите признаки проводящей ткани ксилемы. Обозначьте их знаком «+»
Признаки проводящей ткани | Ксилема |
1. Находится в древесине | |
2. Находится в лубе (части коры) | |
3. Имеет клетки – сосуды | |
4. Имеет клетки – ситовидные трубки | |
5. Осуществляет восходящий ток веществ | |
6. Осуществляет нисходящий ток веществ | |
7. Переносит воду с растворенными минеральными веществами | |
8. Переносит органические вещества | |
9. Клетки ткани вытянутые, мертвые | |
10. Клетки ткани вытянутые, живые | |
[2]
(б) Определи на рисунке и запиши на указателях ксилему
[1]
Критерий оценивания | Задание № | Дескриптор | Балл |
Обучающийся |
Доказывает на примерах значение транспорта питательных веществ в живых организмах. | 1 | Называет органы, участвующие в передвижении веществ | 1 |
Показывает на рисунке ток веществ | 1 |
Называет вещества, которые передвигаются в растении | 1 |
Называет типы проводящей ткани | 1 |
Определяет животных с замкнутой кровеносной системой. | 1 |
Определяет животных с незамкнутой кровеносной системой. | 1 |
Определяет по описанию строения кровеносной системы, каким животным она соответствует | 2 |
Показывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями. | 2 | Называет зоны корня, обозначенные цифрами 1 и 3 | 1 |
Называет особенности строения зоны корня под цифрой 1, 3; | 2 |
Указывает выполняемую функцию зоны корня под цифрой 1, 3; | 2 |
Описывает, сравнивая строение элементов ксилемы и флоэмы. | 3 | Указывает в соответствующих ячейках расположение ксилемы стебле растения; | 1 |
Выбирает признаки проводящей ткани ксилемы | 1 |
Всего | | | 16 |
Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ»
Цели обучения:
7.1.3.1. Объяснять значение транспорта питательных веществ в живых организмах.
7.1.3.4. Описывать взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями.
7.1.3.5. Сравнивать строение элементов ксилемы и флоэмы.
Уровень мыслительных навыков: Навыки высокого порядка
Критерии оценивания: Обучающийся
• Доказывает на примерах значение транспорта питательных веществ в живых организмах;
• Показывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями;
• Описывает, сравнивая строение элементов ксилемы и флоэмы.
Время выполнения: 20 мин
II вариант
Задания
1.(а) Опиши особенности и значение транспорта веществ у растений.
Н
азовите органы, участвующие в передвижении веществ: _________________________________
Укажите их на рисунке. [1]
Покажите на рисунке стрелками нисходящий ток веществ. [1]
Назовите вещества, которые передвигаются в этом направлении _________________________________. [1]
Как называется проводящая ткань, осуществляющая этот ток веществ -__________________________. [1]
(б) На рисунках изображена кровеносная система представителей разных классов. Определите животных с замкнутой и незамкнутой кровеносной системой. Номера ответов запишите в соответствующий столбик таблицы
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Замкнутая | Тип кровеносной системы | Не замкнутая |
| |
[2]
(в) Определите, каким животным соответствует следующее описание строения кровеносной системы: Сердце состоит из двух предсердий и двух желудочков и имеет 2 круга крообращения ________________________________________________________________________________________
Состоит из спинного, брюшного продольных и кольцевых сосудов. Роль сердца выполняют 5 кольцевых сосудов ________________________________________________________________________
[
2]
2. Рассмотрите изображение.
(а) Назовите зоны корня, обозначенные цифрами 2 и 4. Ответ запишите в таблицу. [2]
(б) Опишите особенности строения зон корня под цифрой 2 и 4. Ответ запишите в таблицу.
[2]
(в) Перечислите функции указанных зон корня. Ответ запишите в таблицу. [2]
Зона корня | Особенности строения | Функция |
2 | | |
4 | | |
3. (а) Выберите признаки проводящей ткани флоэмы. Обозначьте их знаком «+»
Признаки проводящей ткани | Флоэма |
1. Находится в древесине | |
2. Находится в лубе (части коры) | |
3. Имеет клетки – сосуды | |
4. Имеет клетки – ситовидные трубки | |
5. Осуществляет восходящий ток веществ | |
6. Осуществляет нисходящий ток веществ | |
7. Переносит воду с растворенными минеральными веществами | |
8. Переносит органические вещества | |
9. Клетки ткани вытянутые, мертвые | |
10. Клетки ткани вытянутые, живые | |
[2]
(б) Определите на рисунке и запишите на указателях флоэму
[
1]
Критерий оценивания | Задание № | Дескриптор | Балл |
Обучающийся |
Доказывает на примерах значение транспорта питательных веществ в живых организмах. | 1 | Называет органы, участвующие в передвижении веществ | 1 |
Показывает на рисунке ток веществ | 1 |
Называет вещества, которые передвигаются в растении | 1 |
Называет типы проводящей ткани | 1 |
Определяет животных с замкнутой кровеносной системой. | 1 |
Определяет животных с незамкнутой кровеносной системой. | 1 |
Определяет по описанию строения кровеносной системы, каким животным она соответствует | 2 |
Показывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями. | 2 | Называет зоны корня, обозначенные цифрами 2 и 4 | 1 |
Называет особенности строения зоны корня под цифрой 2, 4; | 2 |
Указывает выполняемую функцию зоны корня под цифрой 2, 4; | 2 |
Описывает, сравнивая строение элементов ксилемы и флоэмы. | 3 | Указывает в соответствующих ячейках расположение флоэмы стебле растения; | 1 |
Выбирает признаки проводящей ткани флоэмы | 1 |
Всего | | | 16 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Транспорт веществ»
Критерий оценивания | ФИО обучающегося ____________________ max 16 баллов; Результат: _____ балла(ов) % выполнения ___ оценка - ____ |
| Уровень учебных достижений | |
Низкий | Средний | Высокий |
Доказывает на примерах значение транспорта питательных веществ в живых организмах. | Затрудняется в объяснении значения транспорта питательных веществ в живых организмах (у растений /животных). | Допускает ошибки в описании значения транспорта питательных веществ в живых организмах (у растений /животных). | Объясняет значение транспорта питательных веществ в живых организмах (у растений /животных). |
Показывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями. | Затрудняется в описании взаимосвязи строения зон корня с выполняемой функцией. | Допускает ошибки в описании взаимосвязи строения зон корня с выполняемой функцией. | Описывает взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями |
Описывает, сравнивая строение элементов ксилемы и флоэмы. | Затрудняется в сравнении строения элементов ксилемы и флоэмы. | Допускает ошибки в указании расположения ксилемы и флоэмы в стебле растения/ в названии отличия в строении между ксилемы и флоэмы. | Сравнивает строение элементов ксилемы и флоэмы |