СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суммативное оценивание за раздел содержит 4 варианта заданий с критериями оценивания, дескрипторами и рубрикой для родителей

Просмотр содержимого документа
«Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» 8 класс»

Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» I вариант

Цели обучения

8.1.3.1 - описывать состав и функции крови

8.1.3.2 - исследовать особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

8.1.3.4 - сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет

8.1.3.8 - описывать строение сердца и кровеносных сосудов у животных

8.1.3.9 - устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

8.1.3.10 - описывать типы кровеносной системы животных

8.1.3.12 - описывать причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы

Критерий оценивания Обучающийся

• Определяет состав и функции крови

• Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

• Сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет

• Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

• Описывает строение сердца и кровеносных сосудов у животных

• Определяет типы кровеносной системы животных

Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания

1. Отметьте знаком « +» признаки характерные для эритроцитов.

Признаки

Плазма

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

1. Кровяные пластинки





2. Содержит белок гемоглобин





3. Белые кровяные тельца





4. Жидкая часть крови





5. Способны к самостоятельному передвижению





6. Живут 120 суток





7. Борьба с кровопотерями





8. Состоит на 90% из воды





[1]

2 . Сравните кровь человека и лягушки. (а) Укажите, эритроциты, какого организма изображены на рисунке №1 - _____________________.

(b) Перечислите признаки, по которым вы это определили?

____________________________________________________________________________________________________________________________

(с) Опишите, как строение эритроцитов взаимосвязано с выполняемыми функциями_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________[2]

3. Заполните таблицу, установив соответствие:

Врожденный иммунитет -

а) есть у всех людей

Приобретенный иммунитет -

б) возникает при введении в организм лечебной сыворотки

Активный искусственный иммунитет -

в) осуществляется клетками В-лимфоцитами

Пассивный искусственный иммунитет -

г) формируется после прививки

[4]

4. На рисунке изображены кровеносные сосуды.

( а) Подпишите на рисунке венозный кровеносный сосуд.

(b) Укажите, в чем выражается соответствие строения этого вида сосудов с выполняемым им функциями

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[ 2]

5. (а) Определите, у каких животных имеется сердце, изображенное на рисунке ___________________________________________________________________________

(b) Опишите особенности строения сердца данного животного ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[2]

6. Cравните типы кровеносных систем животных, представленных на рисунке и заполните диаграмму Венна:







[3]



Критерий оценивания Обучающийся

Задание №

Дескриптор

Балл

Определяет состав и функции крови

1

Определяет состав и функции крови

1

Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

2

Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

2

Сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет

3

Правильно сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет

4

Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

4

Правильно объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

2

Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

5

Характеризует взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

2

Определяет типы кровеносной системы животных

6

Правильно определяет типы кровеносной системы животных

3

Всего

14

Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» II вариант

Цели обучения

8.1.3.1 - описывать состав и функции крови

8.1.3.2 - исследовать особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

8.1.3.4 - сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет

8.1.3.8 - описывать строение сердца и кровеносных сосудов у животных

8.1.3.9 - устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

8.1.3.10 - описывать типы кровеносной системы животных

Критерий оценивания Обучающийся

• Определяет состав и функции крови

• Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

• Сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет

• Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

• Описывает строение сердца и кровеносных сосудов у животных

• Определяет типы кровеносной системы животных

Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания

1. Отметьте знаком « +» признаки характерные для лейкоцитов.

Признаки

Плазма

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

1. Кровяные пластинки





2. Содержит белок гемоглобин





3. Белые кровяные тельца





4. Жидкая часть крови





5. Способны к самостоятельному передвижению





6. Живут 120 суток





7. Борьба с кровопотерями





8. Состоит на 90% из воды





[1]

2 . Сравните кровь человека и лягушки.

(а) Укажите, эритроциты, какого организма изображены на рисунке №1 -____________.

(b) Перечислите признаки, по которым вы это определили?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(с) Опишите, как строение эритроцитов взаимосвязано с выполняемыми функциями________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]

3. Заполните таблицу, установив соответствие:

Врожденный иммунитет -

а) вырабатывается при введении в организм вакцины

Приобретенный иммунитет -

б) Возникает при введении в организм заболевшему готовых антител

Активный искусственный иммунитет -

в) антитела в организме образуются после перенесенного заболевания

Пассивный искусственный иммунитет -

г) генетический

[4]

4. На рисунке изображены кровеносные сосуды.

( а) Подпишите на рисунке артериальный кровеносный сосуд.

(b) Укажите, в чем выражается соответствие строения этого вида сосудов с выполняемым им функциями

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[2]






5 . (а) Определите, у каких животных имеется сердце, изображенное на рисунке ______________________________________________________________________

(b) Опишите особенности строения сердца данного животного

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

[2]



6. Сравните типы кровеносной системы животных, представленных на рисунке и заполните диаграмму Венна:







[3]




Критерий оценивания Обучающийся

Задание №

Дескриптор

Балл

Определяет состав и функции крови

1

Определяет состав и функции крови

1

Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

2

Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

2

Сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет

3

Правильно сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет

4

Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

4

Правильно объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

2

Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

5

Характеризует взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

2

Определяет типы кровеносной системы животных

6

Правильно определяет типы кровеносной системы животных

3

Всего


14

Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» III вариант


Цели обучения

8.1.3.1 - описывать состав и функции крови

8.1.3.2 - исследовать особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

8.1.3.4 - сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет

8.1.3.8 - описывать строение сердца и кровеносных сосудов у животных

8.1.3.9 - устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

8.1.3.10 - описывать типы кровеносной системы животных

8.1.3.12 - описывать причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы

Критерий оценивания Обучающийся

• Определяет состав и функции крови

• Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

• Сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет

• Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

• Описывает строение сердца и кровеносных сосудов у животных

• Определяет типы кровеносной системы животных

Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания

1. Отметьте знаком « +» признаки характерные для плазмы крови.

Признаки

Плазма

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

1. Кровяные пластинки





2. Содержит белок гемоглобин





3. Белые кровяные тельца





4. Жидкая часть крови





5. Способны к самостоятельному передвижению





6. Живут 120 суток





7. Борьба с кровопотерями





8. Состоит на 90% из воды





[1]

2. Определите, в какой строке представлена характеристика эритроцитов человека. Подпишите строку.

Эритроциты

Диаметр клетки, мкм

Форма клетки

Наличие ядра

Окраска цитоплазмы


7 – 8

двояковогнутая

нет

Светло – розовая


21 – 24

овальная

есть

Ярко – красная

Опишите, как строение эритроцитов взаимосвязано с выполняемыми функциями _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]

3.

Врожденный иммунитет -

а) возникает, когда больному вводят сыворотку

Приобретенный иммунитет -

б) получен в результате вакцинации

Активный искусственный иммунитет -

в) наследуется организмом от родителей

Пассивный искусственный иммунитет -

г) осуществляется за счет наличия в крови клеток иммунной памяти антител к возбудителю

[4]

4. На рисунке изображены кровеносные сосуды.

( а) Подпишите на рисунке капилляр.

(b) Укажите, в чем выражается соответствие строения этого вида сосудов с выполняемым им функциями

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]

5 . (а) Определите, у каких животных имеется сердце, изображенное на рисунке _______________________________________________________________

(b) Опишите особенности строения сердца данного животного

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

[2]

6. Сравните типы кровеносной системы животных, представленных на рисунке и заполните диаграмму Венна:







[3]




Критерий оценивания Обучающийся

Задание №

Дескриптор

Балл

Определяет состав и функции крови

1

Определяет состав и функции крови

1

Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

2

Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

2

Сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет

3

Правильно сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет

4

Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

4

Правильно объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

2

Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

5

Характеризует взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

2

Определяет типы кровеносной системы животных

6

Правильно определяет типы кровеносной системы животных

3

Всего


14

Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» IV вариант

Цели обучения

8.1.3.1 - описывать состав и функции крови

8.1.3.2 - исследовать особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

8.1.3.4 - сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет

8.1.3.8 - описывать строение сердца и кровеносных сосудов у животных

8.1.3.9 - устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

8.1.3.10 - описывать типы кровеносной системы животных

8.1.3.12 - описывать причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы

Критерий оценивания Обучающийся

• Определяет состав и функции крови

• Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

• Сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет

• Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

• Описывает строение сердца и кровеносных сосудов у животных

• Определяет типы кровеносной системы животных

Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка

Время выполнения 20 минут

Задания

1. Отметьте знаком « +» признаки характерные для тромбоцитов.

Признаки

Плазма

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

1. Кровяные пластинки





2. Содержит белок гемоглобин





3. Белые кровяные тельца





4. Жидкая часть крови





5. Способны к самостоятельному передвижению





6. Живут 120 суток





7. Борьба с кровопотерями





8. Состоит на 90% из воды





[1]


2. Сравните кровь человека и лягушки.

Эритроциты

Диаметр клетки, мкм

Форма клетки

Наличие ядра

Окраска цитоплазмы


7 – 8

двояковогнутая

нет

Светло – розовая


21 – 24

овальная

есть

Ярко – красная

Определите, в какой строке представлена характеристика эритроцитов лягушки. Подпишите строку.

Опишите, как строение эритроцитов взаимосвязано с выполняемыми функциями _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]

3.

Врожденный иммунитет -

а) возникает к ветряной оспе, краснухе, паротиту и др. заболеваниям

Приобретенный иммунитет -

б) одинаков у всех людей

Активный искусственный иммунитет -

в) возникает после введения в организм убитых возбудителей болезней

Пассивный искусственный иммунитет -

г) возникает после введения в организм особых белков

[ 4]

4. На рисунке изображена стенка сердца.

(а) Подпишите на рисунке миокард – мышечный слой сердца.

(b) Укажите, в чем выражается соответствие строения стенки сердца с выполняемым им функциям

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________

[2]

5 . (а) Определите, у каких животных имеется сердце, изображенное на рисунке ____________________________

(b) Опишите особенности строения сердца данного животного

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

[2]

6. Сравните типы кровеносной системы животных, представленных на рисунке и заполните диаграмму Венна:







[3]




Критерий оценивания Обучающийся

Задание №

Дескриптор

Балл

Определяет состав и функции крови

1

Определяет состав и функции крови

1

Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

2

Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

2

Сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет

3

Правильно сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет

4

Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

4

Правильно объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

2

Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

5

Характеризует взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

2

Определяет типы кровеносной системы животных

6

Правильно определяет типы кровеносной системы животных

3

Всего


14



Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Транспорт веществ»

Критерий оценивания

Уровень учебных достижений учащегося _______________________

Max балл _______; % выполнения ______; Оценка ______

Низкий

Средний

Высокий

Определяет состав и функции крови

Затрудняется в определении состав и функции крови

Допускает ошибки в определении состав и функции крови

Определяет состав и функции крови

Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

Затрудняется в исследовании особенностей строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

Допускает ошибки в исследовании особенностей строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам

Сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет

Затрудняется в сравнении гуморального и клеточного иммунитета

Допускает ошибки в сравнении гуморального и клеточного иммунитета

Сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет

Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

Затрудняется в объяснении строение сердца и кровеносных сосудов у животных

Допускает ошибки строение сердца и кровеносных сосудов у животных

Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных

Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок

сосудов и их функциями

Затрудняется в установлении

взаимосвязь

между структурами стенок

сосудов и их функциями

Допускает ошибки в установлении

взаимосвязь

между структурами стенок

сосудов и их функциями

Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями

Определяет типы кровеносной системы животных

Затрудняется в определении типов кровеносной системы животных

Допускает ошибки в определении типов кровеносной системы животных

Определяет типы кровеносной системы животных