Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» I вариант
Цели обучения
8.1.3.1 - описывать состав и функции крови
8.1.3.2 - исследовать особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам
8.1.3.4 - сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет
8.1.3.8 - описывать строение сердца и кровеносных сосудов у животных
8.1.3.9 - устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями
8.1.3.10 - описывать типы кровеносной системы животных
8.1.3.12 - описывать причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет состав и функции крови
• Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам
• Сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет
• Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных
• Описывает строение сердца и кровеносных сосудов у животных
• Определяет типы кровеносной системы животных
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Отметьте знаком « +» признаки характерные для эритроцитов.
Признаки | Плазма | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
1. Кровяные пластинки | | | | |
2. Содержит белок гемоглобин | | | | |
3. Белые кровяные тельца | | | | |
4. Жидкая часть крови | | | | |
5. Способны к самостоятельному передвижению | | | | |
6. Живут 120 суток | | | | |
7. Борьба с кровопотерями | | | | |
8. Состоит на 90% из воды | | | | |
[1]
2
. Сравните кровь человека и лягушки. (а) Укажите, эритроциты, какого организма изображены на рисунке №1 - _____________________.
(b) Перечислите признаки, по которым вы это определили?
____________________________________________________________________________________________________________________________
(с) Опишите, как строение эритроцитов взаимосвязано с выполняемыми функциями_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________[2]
3. Заполните таблицу, установив соответствие:
Врожденный иммунитет - | а) есть у всех людей |
Приобретенный иммунитет - | б) возникает при введении в организм лечебной сыворотки |
Активный искусственный иммунитет - | в) осуществляется клетками В-лимфоцитами |
Пассивный искусственный иммунитет - | г) формируется после прививки |
[4]
4. На рисунке изображены кровеносные сосуды.
(
а) Подпишите на рисунке венозный кровеносный сосуд.
(b) Укажите, в чем выражается соответствие строения этого вида сосудов с выполняемым им функциями
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[
2]
5. (а) Определите, у каких животных имеется сердце, изображенное на рисунке ___________________________________________________________________________
(b) Опишите особенности строения сердца данного животного ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[2]
6. Cравните типы кровеносных систем животных, представленных на рисунке и заполните диаграмму Венна:
[3]
Критерий оценивания Обучающийся | Задание № | Дескриптор | Балл |
Определяет состав и функции крови | 1 | Определяет состав и функции крови | 1 |
Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | 2 | Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | 2 |
Сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет | 3 | Правильно сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет | 4 |
Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных | 4 | Правильно объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных | 2 |
Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями | 5 | Характеризует взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями | 2 |
Определяет типы кровеносной системы животных | 6 | Правильно определяет типы кровеносной системы животных | 3 |
Всего | 14 |
Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» II вариант
Цели обучения
8.1.3.1 - описывать состав и функции крови
8.1.3.2 - исследовать особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам
8.1.3.4 - сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет
8.1.3.8 - описывать строение сердца и кровеносных сосудов у животных
8.1.3.9 - устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями
8.1.3.10 - описывать типы кровеносной системы животных
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет состав и функции крови
• Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам
• Сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет
• Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных
• Описывает строение сердца и кровеносных сосудов у животных
• Определяет типы кровеносной системы животных
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Отметьте знаком « +» признаки характерные для лейкоцитов.
Признаки | Плазма | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
1. Кровяные пластинки | | | | |
2. Содержит белок гемоглобин | | | | |
3. Белые кровяные тельца | | | | |
4. Жидкая часть крови | | | | |
5. Способны к самостоятельному передвижению | | | | |
6. Живут 120 суток | | | | |
7. Борьба с кровопотерями | | | | |
8. Состоит на 90% из воды | | | | |
[1]
2
. Сравните кровь человека и лягушки.
(а) Укажите, эритроциты, какого организма изображены на рисунке №1 -____________.
(b) Перечислите признаки, по которым вы это определили?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(с) Опишите, как строение эритроцитов взаимосвязано с выполняемыми функциями________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]
3. Заполните таблицу, установив соответствие:
Врожденный иммунитет - | а) вырабатывается при введении в организм вакцины |
Приобретенный иммунитет - | б) Возникает при введении в организм заболевшему готовых антител |
Активный искусственный иммунитет - | в) антитела в организме образуются после перенесенного заболевания |
Пассивный искусственный иммунитет - | г) генетический |
[4]
4. На рисунке изображены кровеносные сосуды.
(
а) Подпишите на рисунке артериальный кровеносный сосуд.
(b) Укажите, в чем выражается соответствие строения этого вида сосудов с выполняемым им функциями
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[2]
5
. (а) Определите, у каких животных имеется сердце, изображенное на рисунке ______________________________________________________________________
(b) Опишите особенности строения сердца данного животного
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
[2]
6. Сравните типы кровеносной системы животных, представленных на рисунке и заполните диаграмму Венна:
[3]
Критерий оценивания Обучающийся | Задание № | Дескриптор | Балл |
Определяет состав и функции крови | 1 | Определяет состав и функции крови | 1 |
Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | 2 | Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | 2 |
Сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет | 3 | Правильно сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет | 4 |
Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных | 4 | Правильно объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных | 2 |
Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями | 5 | Характеризует взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями | 2 |
Определяет типы кровеносной системы животных | 6 | Правильно определяет типы кровеносной системы животных | 3 |
Всего | | | 14 |
Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» III вариант
Цели обучения
8.1.3.1 - описывать состав и функции крови
8.1.3.2 - исследовать особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам
8.1.3.4 - сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет
8.1.3.8 - описывать строение сердца и кровеносных сосудов у животных
8.1.3.9 - устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями
8.1.3.10 - описывать типы кровеносной системы животных
8.1.3.12 - описывать причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет состав и функции крови
• Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам
• Сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет
• Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных
• Описывает строение сердца и кровеносных сосудов у животных
• Определяет типы кровеносной системы животных
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Отметьте знаком « +» признаки характерные для плазмы крови.
Признаки | Плазма | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
1. Кровяные пластинки | | | | |
2. Содержит белок гемоглобин | | | | |
3. Белые кровяные тельца | | | | |
4. Жидкая часть крови | | | | |
5. Способны к самостоятельному передвижению | | | | |
6. Живут 120 суток | | | | |
7. Борьба с кровопотерями | | | | |
8. Состоит на 90% из воды | | | | |
[1]
2. Определите, в какой строке представлена характеристика эритроцитов человека. Подпишите строку.
Эритроциты | Диаметр клетки, мкм | Форма клетки | Наличие ядра | Окраска цитоплазмы |
| 7 – 8 | двояковогнутая | нет | Светло – розовая |
| 21 – 24 | овальная | есть | Ярко – красная |
Опишите, как строение эритроцитов взаимосвязано с выполняемыми функциями _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]
3.
Врожденный иммунитет - | а) возникает, когда больному вводят сыворотку |
Приобретенный иммунитет - | б) получен в результате вакцинации |
Активный искусственный иммунитет - | в) наследуется организмом от родителей |
Пассивный искусственный иммунитет - | г) осуществляется за счет наличия в крови клеток иммунной памяти антител к возбудителю |
[4]
4. На рисунке изображены кровеносные сосуды.
(
а) Подпишите на рисунке капилляр.
(b) Укажите, в чем выражается соответствие строения этого вида сосудов с выполняемым им функциями
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]
5
. (а) Определите, у каких животных имеется сердце, изображенное на рисунке _______________________________________________________________
(b) Опишите особенности строения сердца данного животного
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
[2]
6. Сравните типы кровеносной системы животных, представленных на рисунке и заполните диаграмму Венна:
[3]
Критерий оценивания Обучающийся | Задание № | Дескриптор | Балл |
Определяет состав и функции крови | 1 | Определяет состав и функции крови | 1 |
Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | 2 | Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | 2 |
Сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет | 3 | Правильно сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет | 4 |
Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных | 4 | Правильно объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных | 2 |
Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями | 5 | Характеризует взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями | 2 |
Определяет типы кровеносной системы животных | 6 | Правильно определяет типы кровеносной системы животных | 3 |
Всего | | | 14 |
Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» IV вариант
Цели обучения
8.1.3.1 - описывать состав и функции крови
8.1.3.2 - исследовать особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам
8.1.3.4 - сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет
8.1.3.8 - описывать строение сердца и кровеносных сосудов у животных
8.1.3.9 - устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями
8.1.3.10 - описывать типы кровеносной системы животных
8.1.3.12 - описывать причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет состав и функции крови
• Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам
• Сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет
• Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных
• Описывает строение сердца и кровеносных сосудов у животных
• Определяет типы кровеносной системы животных
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Отметьте знаком « +» признаки характерные для тромбоцитов.
Признаки | Плазма | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
1. Кровяные пластинки | | | | |
2. Содержит белок гемоглобин | | | | |
3. Белые кровяные тельца | | | | |
4. Жидкая часть крови | | | | |
5. Способны к самостоятельному передвижению | | | | |
6. Живут 120 суток | | | | |
7. Борьба с кровопотерями | | | | |
8. Состоит на 90% из воды | | | | |
[1]
2. Сравните кровь человека и лягушки.
Эритроциты | Диаметр клетки, мкм | Форма клетки | Наличие ядра | Окраска цитоплазмы |
| 7 – 8 | двояковогнутая | нет | Светло – розовая |
| 21 – 24 | овальная | есть | Ярко – красная |
Определите, в какой строке представлена характеристика эритроцитов лягушки. Подпишите строку.
Опишите, как строение эритроцитов взаимосвязано с выполняемыми функциями _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [2]
3.
Врожденный иммунитет - | а) возникает к ветряной оспе, краснухе, паротиту и др. заболеваниям |
Приобретенный иммунитет - | б) одинаков у всех людей |
Активный искусственный иммунитет - | в) возникает после введения в организм убитых возбудителей болезней |
Пассивный искусственный иммунитет - | г) возникает после введения в организм особых белков |
[
4]
4. На рисунке изображена стенка сердца.
(а) Подпишите на рисунке миокард – мышечный слой сердца.
(b) Укажите, в чем выражается соответствие строения стенки сердца с выполняемым им функциям
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
[2]
5
. (а) Определите, у каких животных имеется сердце, изображенное на рисунке ____________________________
(b) Опишите особенности строения сердца данного животного
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
[2]
6. Сравните типы кровеносной системы животных, представленных на рисунке и заполните диаграмму Венна:
[3]
Критерий оценивания Обучающийся | Задание № | Дескриптор | Балл |
Определяет состав и функции крови | 1 | Определяет состав и функции крови | 1 |
Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | 2 | Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | 2 |
Сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет | 3 | Правильно сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет | 4 |
Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных | 4 | Правильно объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных | 2 |
Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями | 5 | Характеризует взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями | 2 |
Определяет типы кровеносной системы животных | 6 | Правильно определяет типы кровеносной системы животных | 3 |
Всего | | | 14 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Транспорт веществ»
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений учащегося _______________________ Max балл _______; % выполнения ______; Оценка ______ |
Низкий | Средний | Высокий |
Определяет состав и функции крови | Затрудняется в определении состав и функции крови | Допускает ошибки в определении состав и функции крови | Определяет состав и функции крови |
Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | Затрудняется в исследовании особенностей строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | Допускает ошибки в исследовании особенностей строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | Исследует особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам |
Сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет | Затрудняется в сравнении гуморального и клеточного иммунитета | Допускает ошибки в сравнении гуморального и клеточного иммунитета | Сравнивает гуморальный и клеточный иммунитет |
Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных | Затрудняется в объяснении строение сердца и кровеносных сосудов у животных | Допускает ошибки строение сердца и кровеносных сосудов у животных | Объясняет строение сердца и кровеносных сосудов у животных |
Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями | Затрудняется в установлении взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями | Допускает ошибки в установлении взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями | Устанавливает взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями |
Определяет типы кровеносной системы животных | Затрудняется в определении типов кровеносной системы животных | Допускает ошибки в определении типов кровеносной системы животных | Определяет типы кровеносной системы животных |