СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Существительные множественного числа.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Учебный предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Номер урока в тематическом планировании:  114

Класс: 5 а класс

Вид АООП: 3.2

           Тип урока: открытие нового знания.

           Цель урока: ознакомление с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Существительные множественного числа.»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Номер урока в тематическом планировании: 114

Класс: 5 а класс

Вид АООП: 3.2

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: ознакомление с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа.

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Коррекционно-развивающие

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;


-воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.


-развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать;


-развивать у учащихся познавательного способа действия, ориентированного на поиск и выделение информации;


- развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию оценивать свою деятельность, работать с материалом предварительного чтения,  выстраивать алгоритм действий;


-познакомить обучающихся с существительными, которые имеют форму только множественного числа, научить находить существительные в тексте;

- использовать в речи существительные, имеющие форму только множественного числа;

- включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.

- предупреждать речевые ошибки.


-формировать навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля,

- формировать умение правильно использовать дидактический материал ;

- развивать приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- развивать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

- развивать вербальные и невербальные средства общения.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Коррекционно-развивающие

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;


- сформирован интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.


Регулятивные УУД:

- умеют ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

- умеют оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

-обучающиеся научатся находить существительные, которые имеют форму только множественного числа;

- использовать в речи существительные, имеющие форму только множественного числа;

- включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.

- предупреждать речевые ошибки.


- используют навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля,

-сформированы умения правильно использовать дидактический материал ;

- используют приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- умеют использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности через чтение и письмо текстов;

- развивают вербальные и невербальные средства общения.

Познавательные УУД:

- умеют находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: умение осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

- умеют организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- умеют принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.



Методы и технологии обучения:

Словесный метод; практические методы, методы контроля и самоконтроля; метод стимулирования , фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальные задания.



Образовательные ресурсы (оборудование)


Рабочие тетради обучающихся, прибор для письма по Брайлю, раздаточный материал.

Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.


Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения!

Откроем рабочие тетради запишем дату, вид работы.


Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю.

2.Актуализация изученного.

Фронтальная письменная работа








Учитель проводит диктант с взаимопроверкой.

Актуализация знаний учащихся о написании гласных в суффиксах ик-ек имён существительных.


Диктант с взаимопроверкой: горошек, годик, вопросик, бантик,  дождик, мячик, нолик, орешек.

  • записывают существительные,

  • выделяют суффиксы,

  • вспоминают алгоритм написания суффиксов ИК и ЕК,

  • осуществляют взаимопроверку.

3.Создание проблемной ситуации.

Открытие нового знания.

Фронтальная устная работа.

Учитель подводит учащихся к осознанию противоречия.

1.Какой частью речи являются данные слова? (Существительные)

2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существительное? (имеют форму единственного и множественного числа)


Давайте поиграем в игру «Верни слово». Я вам буду называть слово во множественном числе, а вы мне возвращать в единственном (ученики- ученик, столы- стол, гости – гость, каникулы-…, ножницы -…, духи…, - консервы…).

4.Почему не смогли вернуть мне слова каникулы, ножницы, духи, консервы?)


5.Какое же мы можем сделать открытие?

Открытие.

  1. Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное.

  2. Есть существительные, которые имеют форму только множественного числа.


- Какова же будет тема нашего урока?


Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». На доске записывает тему ученик, который ее «открыл».


1. Осознают противоречие и делают открытие.

2. Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявляют проблему, которую надо решить.

4. Записывают тему урока: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

4. Постановка учебной задачи.

Фронтальное обсуждение.

Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.

Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.

  • находить существительные, которые имеют форму только множественного числа;

  • использовать в речи существительные, имеющие форму только множественного числа.




Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Учитель включает музыку.

Учащиеся выполняют разминку.



5. Первичное закрепление.

Работа в парах.

Учитель организует поисковую работу.

Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации.

Работа в парах.

1 задание

Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только в форме множественного числа.

Занятия, уроки-каникулы

праздник-будни

рассвет-сумерки

оттепель-заморозки


2задание

Учитель организует работу учащихся с упражнением № 509, контролирует выполнение работы.

Упражнение № 509

Запишите имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Продолжите перечисление названий: 1) орудий труда, инструментов;2) игр; 3) веществ.

  1. Грабли, плоскогубцы, …

  2. Горелки, жмурки, …

  3. Дрожжи, чернила, …


Учащиеся выполняют задание: подбирают к существительным антонимы, которые употребляются только в форме множественного числа. Корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся.









Учащиеся выполняют упражнение № 509: записывают существительные, имеющие форму только множественного числа, продолжают перечисление названий по группам.


6.Самостоятельная работа с проверкой.

Игра

Учитель организует игру «Найди четвертое лишнее»

1.Джинсы, штаны, юбки, шорты

2.Соки, супы, макароны, напитки

3. Шашки, шахматы, викторины, прятки

4. Сумерки, потёмки, сутки, дни

Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.

7.Включение новых знаний в систему.

Работа в группах.


Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Попробуйте составить кластер по теме « Число имен существительных»

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Выполнили ли мы эту цель?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


8.Рефлексия.

Устно:

  1. Сегодня на уроке я узнал, что…

  2. Урок помог мне…

  3. Урок был интересным, потому что…

  4. После урока мне захотелось…

  5. Я хочу похвалить себя за…


9. Домашнее задание.

Домашнее задание: Запишите предложения. Определите число существительных и названия групп,  к которым  они относятся. Постарайтесь вспомнить, из каких произведений эти предложения. ( на «5»)

1. И вмиг ворота на запор. 2. Пустился мой хитрец в переговоры. 3. Очки не действуют никак.

4. Он спросил себе щей с мясом.

Упражнение № 511( на «4»)

Делают выбор, записывают домашнее задание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!