Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения! Откроем рабочие тетради запишем дату, вид работы. | Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю. |
2.Актуализация изученного. Фронтальная письменная работа | Учитель проводит диктант с взаимопроверкой. Актуализация знаний учащихся о написании гласных в суффиксах ик-ек имён существительных. Диктант с взаимопроверкой: горошек, годик, вопросик, бантик, дождик, мячик, нолик, орешек. | -
записывают существительные, -
выделяют суффиксы, -
вспоминают алгоритм написания суффиксов ИК и ЕК, -
осуществляют взаимопроверку. |
3.Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания. Фронтальная устная работа. | Учитель подводит учащихся к осознанию противоречия. 1.Какой частью речи являются данные слова? (Существительные) 2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существительное? (имеют форму единственного и множественного числа) Давайте поиграем в игру «Верни слово». Я вам буду называть слово во множественном числе, а вы мне возвращать в единственном (ученики- ученик, столы- стол, гости – гость, каникулы-…, ножницы -…, духи…, - консервы…). 4.Почему не смогли вернуть мне слова каникулы, ножницы, духи, консервы?) 5.Какое же мы можем сделать открытие? Открытие. -
Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное. -
Есть существительные, которые имеют форму только множественного числа. - Какова же будет тема нашего урока? Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». На доске записывает тему ученик, который ее «открыл». | 1. Осознают противоречие и делают открытие. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Выявляют проблему, которую надо решить. 4. Записывают тему урока: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. |
4. Постановка учебной задачи. Фронтальное обсуждение. | Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока. Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе. -
находить существительные, которые имеют форму только множественного числа; -
использовать в речи существительные, имеющие форму только множественного числа. | Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. |
Динамическая пауза (этап физической разрядки). | Учитель включает музыку. | Учащиеся выполняют разминку. |
5. Первичное закрепление. Работа в парах. | Учитель организует поисковую работу. Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации. Работа в парах. 1 задание Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только в форме множественного числа. Занятия, уроки-каникулы праздник-будни рассвет-сумерки оттепель-заморозки 2задание Учитель организует работу учащихся с упражнением № 509, контролирует выполнение работы. Упражнение № 509 Запишите имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Продолжите перечисление названий: 1) орудий труда, инструментов;2) игр; 3) веществ. -
Грабли, плоскогубцы, … -
Горелки, жмурки, … -
Дрожжи, чернила, … | Учащиеся выполняют задание: подбирают к существительным антонимы, которые употребляются только в форме множественного числа. Корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся. |
Учащиеся выполняют упражнение № 509: записывают существительные, имеющие форму только множественного числа, продолжают перечисление названий по группам. |
6.Самостоятельная работа с проверкой. Игра | Учитель организует игру «Найди четвертое лишнее» 1.Джинсы, штаны, юбки, шорты 2.Соки, супы, макароны, напитки 3. Шашки, шахматы, викторины, прятки 4. Сумерки, потёмки, сутки, дни | Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности. |
7.Включение новых знаний в систему. Работа в группах. | Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Попробуйте составить кластер по теме « Число имен существительных» Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Выполнили ли мы эту цель? | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
8.Рефлексия. | Устно: -
Сегодня на уроке я узнал, что… -
Урок помог мне… -
Урок был интересным, потому что… -
После урока мне захотелось… -
Я хочу похвалить себя за… | |
9. Домашнее задание. | Домашнее задание: Запишите предложения. Определите число существительных и названия групп, к которым они относятся. Постарайтесь вспомнить, из каких произведений эти предложения. ( на «5») 1. И вмиг ворота на запор. 2. Пустился мой хитрец в переговоры. 3. Очки не действуют никак. 4. Он спросил себе щей с мясом. Упражнение № 511( на «4») | Делают выбор, записывают домашнее задание. |