СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свет и цвет Урок окружающего мира 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Свет и цвет Урок окружающего мира 4 класс»

Тема: Свет и цвет

Цель урока: Познакомить учащихся с различными источниками света, со свойствами светового луча, показать красоту физики, ее связь с другими предметами, развитие познавательного интереса к предметам и умения применять знания в незнакомых ситуациях.

Ход урока:

  • Сегодня у нас урок посвящен свету, и начну его я стихотворными строками, которые являются гимном свету.

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой.

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо, звезд сиянье,

Море в блеске голубом,

Всю природу и созданья

Мы лишь в свете познаем.

  • А откуда берется свет и для чего он нужен?

Cлайд 1 « Когда темно, мы почти не различаем окружающих предметов. Для того, чтобы увидеть их, нужен свет. Днем все освещает Солнце. С огромной скоростью несется свет от Солнца к Земле через космическое пространство. Всего за 8 минут его лучи достигают поверхности Земли».

  • На предыдущих уроках мы много говорили об этом теле неживой природы.

Давайте проведем анализ этого объекта с разных сторон.

  • Что мы можем рассказать о Солнце, с точки зрения науки - астрономии.

Слайд 2 «Солнце - большая звезда в центре Солнечной системы, оно дает свет и тепло. Возраст равен примерно пяти миллиардам лет. Внутренняя часть называется ядром, а внешняя оболочка – Солнечной короной».

  • Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения живых существ, обитающих на нашей планете и, естественно, нас самих; использование солнечной энергии.

Слайд 3 «Солнце нагревает атмосферу и поверхность Земли. Благодаря солнечной энергии растут растения, животные имеют корм».

  • Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения истории?

Слайд 4 « Для людей и всего живого на Земле Солнце - источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда понимали, насколько сильно их существование зависит от Солнца, и относились к нему с почтением, поклонялись и обожествляли его образ. В древности славяне именовали Солнце с уважением – «Ярило» и даже покланялись ему, как богу».

Слайд 5. Подведение итогов «Солнце:

  1. Тело неживой природы.

  2. Звезда – карлик, находится в центре Солнечной системы.

  3. Дает тепло и свет для всего живого на Земле.

  4. С давних времен почитается людьми и находит отражение в их творчестве»

  • Благодаря свету мы можем видеть окружающий мир, видеть красоту природы. Благодаря свету существует все живое на нашей планете. Но вопрос о том, что такое свет, не так то прост. Свет – это нечто неуловимое. Поймать его, взвесить и измерить, кажется совершенно невозможной задачей.

  • Ньютон был одним из первых, кто начал исследовать солнечный свет. В 1666 – 1667 годах И.Ньютон, наблюдая звезды в телескоп, обнаружил радужную окраску их изображений по краям. Заинтересовавшись этим, он проводит ряд опытов с пропусканием пучка света через трехгранную стеклянную призму.

Слайд 6

  • Ньютон обнаружил одно интересное явление. Давайте мы пронаблюдаем это на опыте. Демонстрация видеоролика «Разложение света в спектр»

  • Давайте и мы понаблюдаем это явление

Работа в парах (ученики с помощью лабораторного оборудования проводят опыт с пучком света и наблюдают разложение света)

  • Ньютон и мы с вами видим, что призма не только преломляет пучок света, но и разлагает его на 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Правило для заполнения цветов: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.” Радужную полоску на экране Ньютон назвал спектром.

  • Какой вывод мы можем сделать из опыта?

  • Белый свет имеет сложный состав: он состоит из семи основных цветов.

  • У Ф. И. Тютчева ест такие строки:

Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

  • О чем говорится в этих строках? Что является ее причиной? Слайд 11

  • Как еще можно получить спектр? Слайд 12

  • А можно ли из всех лучей разного цвета получить белый свет? Как?

  • Если на пути цветных лучей поставить еще одну трехгранную призму.

Продемонстрировать.

  • Вывод: Белый свет разлагается на 7 цветов. При сложении лучей 7 цветов снова получается белый свет.

  • В подтверждении второго вывода продемонстрировать еще один опыт:

Работа в парах

(Взять круг, состоящий из семи секторов разного цвета и привести его в быстрое вращение, например, на центробежной машине или с помощью волчка. Наблюдается белый цвет круга.)

  • Окружающий мир красочен. Но как объяснить, что листья растений мы видим зелеными, подсолнечник – желтым, писчую бумагу белой, классную доску – черной?

  • Проделаем опыт.

Работа в парах

(Получим на экране с помощью стеклянной трехгранной призмы спектр и закроем его лентой красного цвета. Мы увидим, что лента только в красной части выглядит ярко-красной, во всех других частях она черная. Это происходит потому, что красная лента, на которую падает свет всех спектральных цветов отражает только красный свет, а свет других цветов поглощает. Если проделать опыт с зеленой лентой, то окажется, что она только в зеленой части выглядит зеленой, в других частях она темная.)

Вывод: Цвет тела, освещаемого белым светом, зависит от того, свет какого цвета это тело отражает.

  • Г. Флобер « Цвет и Свет! Все богатство и разнообразие мира мы видим благодаря свету и нашему зрению. Именно Свет заставляет то таинственно светиться ночную гладь реки, то сверкать ослепительным светом в лучах полуденного Солнца. Зачарованно смотрим мы на языки пламени костра. И нет равнодушных, когда на небе появляется радуга. Как свету удаётся раскрашивать мир в разные цвета? Откуда он берет краски? Почему небо синее, солнце желтое, трава зеленая?»

Работа в группах

Раздаю по группам по 1 – 2 вопроса, ученики после минутного обсуждения дают свой ответ.

Вопросы:

  • Почему листья кажутся нам зелеными? (т. к. листья отражают зеленый свет, который попадает нам в глаза, остальные цветные лучи поглощаются)

  • Почему писчая бумага кажется белой (т. к. она равномерно отражает все составные части белого цвета)

  • Почему сажа или классная доска кажутся черными? (т. к. эти тела поглощают весь падающий на них свет).

  • Почему небо голубое? (т. к. в атмосфере наиболее сильно рассеиваются короткие волны, т.е. фиолетовые, синие, голубые)

  • Почему заходящее Солнце кажется нам красным?( т. к. все лучи рассеиваются, кроме красных и в глаз наблюдателя попадают красные лучи)

Работа с текстом

А. Прочитайте текст.

Б. Сформулируйте и запишите свое определение гало: гало – это…

В. Узнайте и запишите еще две народные приметы, связанные с солнцем.

Г. Найдите в тексте описание наблюдения, постановку проблемы и выдвижение гипотезы. Описано ли в тексте, как проверялась гипотеза?

В природе существует такое интересное явление, как гало. Самые простые гало может увидеть каждый. Например, в морозный зимний день с легкой дымкой, по обе стороны от солнца иногда появляются два светлых пятна. Отсюда и народная примета: «Быть морозу – солнышко в рукавицах». Бывало, что люди видели второе солнце, солнечные кресты и другие красивые гало. Почему мы видим гало? Дело в том, что дымка, которая заслоняет солнце, состоит из кристалликов льда, которые и отражают солнечный свет.

  • Благодаря свету мы можем видеть окружающий мир, ЕГО МНОГОЦВЕТИЕ, красочное богатство и красоту мира. Благодаря свету существует все живое на нашей планете. Но вопрос о том, что такое свет, не так то прост. Свет – это нечто неуловимое. Поймать его, взвесить и измерить, кажется совершенно невозможной задачей.

  • Напишите небольшой текст «Что такое свет?»

«Свободный микрофон» Учитель предлагает «микрофон» (любой предмет, похожий на микрофон, например, пенал) желающему рассказать что-то интересное по своему тексту. Ученик, взяв «микрофон», рассказывает. Те ученики, у которых сходные по смыслу тексты и им есть что добавить к выступлению, или желающие высказать свое отношение к сообщению поднимают руки. Учитель передает «микрофон» следующему и так далее.

  • Д.з. Вообразите себе, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! Существует специальная наука о цвете – цветоведение, которая полезна дизайнерам и художникам. Подберите интересные факты о свете и цвете.