Тема: Свет и цвет
Цель урока: Познакомить учащихся с различными источниками света, со свойствами светового луча, показать красоту физики, ее связь с другими предметами, развитие познавательного интереса к предметам и умения применять знания в незнакомых ситуациях.
Ход урока:
Сегодня у нас урок посвящен свету, и начну его я стихотворными строками, которые являются гимном свету.
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой.
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звезд сиянье,
Море в блеске голубом,
Всю природу и созданья
Мы лишь в свете познаем.
Cлайд 1 « Когда темно, мы почти не различаем окружающих предметов. Для того, чтобы увидеть их, нужен свет. Днем все освещает Солнце. С огромной скоростью несется свет от Солнца к Земле через космическое пространство. Всего за 8 минут его лучи достигают поверхности Земли».
Давайте проведем анализ этого объекта с разных сторон.
Что мы можем рассказать о Солнце, с точки зрения науки - астрономии.
Слайд 2 «Солнце - большая звезда в центре Солнечной системы, оно дает свет и тепло. Возраст равен примерно пяти миллиардам лет. Внутренняя часть называется ядром, а внешняя оболочка – Солнечной короной».
Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения живых существ, обитающих на нашей планете и, естественно, нас самих; использование солнечной энергии.
Слайд 3 «Солнце нагревает атмосферу и поверхность Земли. Благодаря солнечной энергии растут растения, животные имеют корм».
Что мы можем еще рассказать о Солнце, с точки зрения истории?
Слайд 4 « Для людей и всего живого на Земле Солнце - источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда понимали, насколько сильно их существование зависит от Солнца, и относились к нему с почтением, поклонялись и обожествляли его образ. В древности славяне именовали Солнце с уважением – «Ярило» и даже покланялись ему, как богу».
Слайд 5. Подведение итогов «Солнце:
Тело неживой природы.
Звезда – карлик, находится в центре Солнечной системы.
Дает тепло и свет для всего живого на Земле.
С давних времен почитается людьми и находит отражение в их творчестве»
Благодаря свету мы можем видеть окружающий мир, видеть красоту природы. Благодаря свету существует все живое на нашей планете. Но вопрос о том, что такое свет, не так то прост. Свет – это нечто неуловимое. Поймать его, взвесить и измерить, кажется совершенно невозможной задачей.
Ньютон был одним из первых, кто начал исследовать солнечный свет. В 1666 – 1667 годах И.Ньютон, наблюдая звезды в телескоп, обнаружил радужную окраску их изображений по краям. Заинтересовавшись этим, он проводит ряд опытов с пропусканием пучка света через трехгранную стеклянную призму.
Слайд 6
Ньютон обнаружил одно интересное явление. Давайте мы пронаблюдаем это на опыте. Демонстрация видеоролика «Разложение света в спектр»
Давайте и мы понаблюдаем это явление
Работа в парах (ученики с помощью лабораторного оборудования проводят опыт с пучком света и наблюдают разложение света)
Ньютон и мы с вами видим, что призма не только преломляет пучок света, но и разлагает его на 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Правило для заполнения цветов: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.” Радужную полоску на экране Ньютон назвал спектром.
Какой вывод мы можем сделать из опыта?
Белый свет имеет сложный состав: он состоит из семи основных цветов.
У Ф. И. Тютчева ест такие строки:
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О чем говорится в этих строках? Что является ее причиной? Слайд 11
Как еще можно получить спектр? Слайд 12
А можно ли из всех лучей разного цвета получить белый свет? Как?
Если на пути цветных лучей поставить еще одну трехгранную призму.
Продемонстрировать.
Вывод: Белый свет разлагается на 7 цветов. При сложении лучей 7 цветов снова получается белый свет.
В подтверждении второго вывода продемонстрировать еще один опыт:
Работа в парах
(Взять круг, состоящий из семи секторов разного цвета и привести его в быстрое вращение, например, на центробежной машине или с помощью волчка. Наблюдается белый цвет круга.)
Окружающий мир красочен. Но как объяснить, что листья растений мы видим зелеными, подсолнечник – желтым, писчую бумагу белой, классную доску – черной?
Проделаем опыт.
Работа в парах
(Получим на экране с помощью стеклянной трехгранной призмы спектр и закроем его лентой красного цвета. Мы увидим, что лента только в красной части выглядит ярко-красной, во всех других частях она черная. Это происходит потому, что красная лента, на которую падает свет всех спектральных цветов отражает только красный свет, а свет других цветов поглощает. Если проделать опыт с зеленой лентой, то окажется, что она только в зеленой части выглядит зеленой, в других частях она темная.)
Вывод: Цвет тела, освещаемого белым светом, зависит от того, свет какого цвета это тело отражает.
Г. Флобер « Цвет и Свет! Все богатство и разнообразие мира мы видим благодаря свету и нашему зрению. Именно Свет заставляет то таинственно светиться ночную гладь реки, то сверкать ослепительным светом в лучах полуденного Солнца. Зачарованно смотрим мы на языки пламени костра. И нет равнодушных, когда на небе появляется радуга. Как свету удаётся раскрашивать мир в разные цвета? Откуда он берет краски? Почему небо синее, солнце желтое, трава зеленая?»
Работа в группах
Раздаю по группам по 1 – 2 вопроса, ученики после минутного обсуждения дают свой ответ.
Вопросы:
Почему листья кажутся нам зелеными? (т. к. листья отражают зеленый свет, который попадает нам в глаза, остальные цветные лучи поглощаются)
Почему писчая бумага кажется белой (т. к. она равномерно отражает все составные части белого цвета)
Почему сажа или классная доска кажутся черными? (т. к. эти тела поглощают весь падающий на них свет).
Почему небо голубое? (т. к. в атмосфере наиболее сильно рассеиваются короткие волны, т.е. фиолетовые, синие, голубые)
Почему заходящее Солнце кажется нам красным?( т. к. все лучи рассеиваются, кроме красных и в глаз наблюдателя попадают красные лучи)
Работа с текстом
А. Прочитайте текст.
Б. Сформулируйте и запишите свое определение гало: гало – это…
В. Узнайте и запишите еще две народные приметы, связанные с солнцем.
Г. Найдите в тексте описание наблюдения, постановку проблемы и выдвижение гипотезы. Описано ли в тексте, как проверялась гипотеза?
В природе существует такое интересное явление, как гало. Самые простые гало может увидеть каждый. Например, в морозный зимний день с легкой дымкой, по обе стороны от солнца иногда появляются два светлых пятна. Отсюда и народная примета: «Быть морозу – солнышко в рукавицах». Бывало, что люди видели второе солнце, солнечные кресты и другие красивые гало. Почему мы видим гало? Дело в том, что дымка, которая заслоняет солнце, состоит из кристалликов льда, которые и отражают солнечный свет.
Благодаря свету мы можем видеть окружающий мир, ЕГО МНОГОЦВЕТИЕ, красочное богатство и красоту мира. Благодаря свету существует все живое на нашей планете. Но вопрос о том, что такое свет, не так то прост. Свет – это нечто неуловимое. Поймать его, взвесить и измерить, кажется совершенно невозможной задачей.
Напишите небольшой текст «Что такое свет?»
«Свободный микрофон» Учитель предлагает «микрофон» (любой предмет, похожий на микрофон, например, пенал) желающему рассказать что-то интересное по своему тексту. Ученик, взяв «микрофон», рассказывает. Те ученики, у которых сходные по смыслу тексты и им есть что добавить к выступлению, или желающие высказать свое отношение к сообщению поднимают руки. Учитель передает «микрофон» следующему и так далее.
Д.з. Вообразите себе, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! Существует специальная наука о цвете – цветоведение, которая полезна дизайнерам и художникам. Подберите интересные факты о свете и цвете.