Методическая разработка урока по теме: «Священные сооружения»
Учитель: Иванова В.А. Гусь-Хрустальный район МБОУ Анопинская сош
Цели деятельности:
Способствовать формированию приоритетных традиционных морально- нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
Способствовать развитию представлений о священных сооружениях религий мира;
Способствовать формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Способствовать воспитанию гражданственности, веротерпимости, толерантности.
Оборудование: тетради,
лист бумаги для оформления газеты, мультимедийное оборудование.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза.И думаю,что этот урок принесет нам радость общения друг с другом.Успехов вам и удачи!
Сегодня на уроке я предлагаю вам представить себя в роли журналистов ,редакторов, корреспондентов, корректоров и наборщиков, а еще я предлагаю издать газету «Почемучки»
2.Проверка домашнего задания.
Игра «Выборы главного редактора»
А сейчас самое время выбрать «главного редактора»,который будет контролировать нашу работу ,выбирать материалы для публикаций. Кто из вас ответит быстро и правильно на вопросы теста, тот и займет по праву это место.(Учитель раздает каждому ребенку тестовые задания с вопросами по тексту домашней работы.) Первый выполнивший работу несет лист с заданиями на проверку учителю.
3.Изучение нового материала.
На предыдущем уроке 3 ученика (корреспонденты) получили задание.
Первый ученик подготовил выступление о священных зданиях иудаизма.
Второй ученик подготовил выступление о буддийских сооружениях культового характера.
Третий ученик подготовил выступление о древнейших ритуальных сооружениях.
1.ученик Священные здания иудаизма
Синагога – («дом собрания»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.
Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, за несколько лет до разрушения Первого Храма. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.
В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания»
Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители. В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета, содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями. Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.
Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.
По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.
Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.
В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
Над ковчегом располагается нер тамид — «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано:
Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями.
Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору.
Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.
(выступление ученика сопровождается показом слайдов)
2 ученик. Пагода – («башня сокровищ») — буддийское или индуистское сооружение культового характера. В разных странах к пагодам относят разные типы сооружений.
В Таиланде, Бирме, Шри-Ланка, Лаосе, Камбодже пагодами называют буддийские ступы, зачастую являющиеся хранилищем священных предметов, либо мемориальными комплексами.
В Непале, северной Индии, в Тибете, Китае, Корее, Японии, во Вьетнаме, в Индонезии, а также в западных странах пагодами называют многоярусные башни, используемые как храмы.
Считается, что первые пагоды такого рода появились в Непале, после чего непальские архитекторы распространили пагоды по всему Дальнему Востоку. Прототипом непальской пагоды является буддийская ступа, которая в странах буддизма тхеравады до сих пор называется пагодой, в других странах пагоды и ступы отличают друг от друга. В Непале в форме пагоды строят индуистские храмы.
(выступление ученика сопровождается показом слайдов)
3 ученик . Священное сооружение – специально оборудованное место для совершения религиозных обрядов.
Древнейшие ритуальные сооружения


![]()
Двуречье
Греция
Египет
![]()
![]()
Пирамиды, храмы:
Абу-Симбел, Карнак, Луксор
Храмы акрополя
Зиккураты
.
(выступление ученика сопровождается показом слайдов)
При просмотре слайдов учитель объясняет значение слов.
Словарная работа проводится после просмотра всех слайдов
Синагога-помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.
Парохет- особый занавес.
Арон кодеш-шкаф, в котором хранятся свитки Торы.
Алмемар-возвышение с которого читается Тора.
Нер тамид- «неугасаемый светильник.»
Пагода –буддийское сооружение культового характера.
Работа в группах.
Задания для корреспондентов.
Выписать несколько предложений для рубрики в газете «Это интересно»
Задания для наборщиков. Рубрика Толковый словарь.
Установить соответствие:
Синагога шкаф, в котором хранятся свитки;
Парохет помещение, служащее местом общественного богослужения;
Арон кодеш особый занавес;
Алмемар -«неугасаемый светильник.»;
Нер тамид буддийское сооружение культового характера;
Пагода возвышение с которого читается Тора;
Задания для корректоров .Заполни таблицу.
Рубрика «Подумай!»
Древнейшие | ритуальные | сооружения |
Египет | Двуречье | Греция |
| | |
Зиккурат, Луксор, Абу- Симбел ,Пирамиды, Храмы акрополя, Карнак.
Главный редактор помогает детям, которые нуждаются в помощи.
У главного редактора на столе лежит лист бумаги с заголовками. Ребята приклеивают свои работы на лист по рубрикам. Газета вывешивается на доску.
4.Закрепление знаний.
По изображению на слайде определить тип культового сооружения.
5.Итог урока.
6.Домашнее задание.
Первая группа детей готовит выступление о пирамидах.
Вторая группа детей готовит выступление о храмах акрополя.
Третья группа детей готовит презентацию о храме Абу-Симбел.