СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Священные сооружения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ОРКСЭ ,модуль "Основы мировых  религиозных культур". В уроке используется стратегия "Зигзаг".

Просмотр содержимого документа
«Священные сооружения»

Данный урок адресован учащимся 4 класса. Урок составлен на основе программы учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения), примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

УМК

  1. Учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. – 2-е изд. – Просвещение, 2012.

  2. Электронное пособие к учебнику.

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур»

Тема урока: «Священные сооружения»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование представления о священных сооружениях религий мира.

Задачи урока:

Обучающие:

  • определить понятия: скиния, Стоунхендж, синагога, минора, катакомбы, церковь, алтарь, иконостас, икона, фреска, колокольня, мечеть, минарет, имам, ступы, пагода.

  • учить самостоятельно анализировать источники,

  • дать представление о местах проведения религиозных обрядов и о правилах поведения в них верующих;

  • учить находить нужную информацию для ответа на заданный вопрос, используя приёмы просмотрового и выборочного чтения;

  • учить интерпретировать полученную информацию и самостоятельно составлять рассказ на основе данных заполненной таблицы

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к представителям разных религиозных культур, к их священным сооружениям и правилам поведения;

Развивающие:

  • развивать умение сотрудничать в группах;

  • развивать способность к самооценке деятельности;

  • создать условия для высказывания собственного мнения

Планируемые результаты

В результате проведения урока обучающиеся смогут:

Предметные:

  • знать, что такое синагога, церковь, мечеть, ступа, пагода;

  • рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы, пагоды;

  • владеть приёмами просмотрового и выборочного чтения для составления ответа на заданный вопрос

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • определять учебные задачи на последующие уроки;

  • сравнивать памятники архитектуры разных религий, находить сходство и отличие

Личностные:

  • осознавать, что люди разных религиозных убеждений достойны уважения;

  • понимать, как необходимо себя вести в религиозных сооружениях, чтобы не оскорблять чувства верующего человека

  • высказывать своё отношение к особенностям священных сооружений и правилам поведения;

  • продуктивно выполнять работу в группах;

  • самостоятельно оценивать свою деятельность и вклад других учащихся;


Используемые методы и технологические приёмы: «Ключевые слова», «Верные и неверные утверждения», «Зигзаг».

Информационно-образовательная среда: презентация, тренажеры

Межпредметные связи: окружающий мир, тема «Правила вежливости»; литературное чтение, тема «Нравственно-этические представления в детских стихах»


Ход урока.

  1. Стадия вызова (15 мин)

Задание 1. Составьте рассказ-предположение по ключевым словам: специально, в котором, созданное, священным, совместные, называют, ритуальные, выполняют, сооружение, верующие, действия. (Священным, называют специально созданное сооружение, в котором верующие выполняют совместные ритуальные действия.)

Учащиеся по желанию озвучивают свои рассказы и формулируют тему урока.

Учитель. Сегодня на уроке вы должны выяснить особенности священных сооружений разных религиозных культур и уяснить правила поведения в них.

Задание 2. Прочитайте предложения, определите, какие из них содержат правильную информацию, а какие неправильную, поставьте значки «+» (верное утверждение), «–» (неверное утверждение).

  1. Молитва является одним из центральных действий верующего человека.(+)

  2. Менее важная часть жизни христианина – чтение Священных писаний. (-)

  3. Главное религиозное предназначение иудейского народа – это хранение Завета с Богом.(+)

  4. Одной из главных заповедей иудеев является хранение субботы.(+)

  5. Намаз – это троекратная молитва в день мусульман.(-)

  6. Закят – это воздержание от пищи в исламе. (-)

  7. Буддистская молитва называется мантрой.(+)

  8. Скиния –это переносной шатер древних евреев.(+)

  9. Синагога – это дом молитвы в буддизме. (-)

  10. Мечеть – молитвенное здание в исламе.(+)

  11. Пагода – многоярусное высокое строение.(+)

  12. Иконостас – самое священное место в христианском храме.(-)

Учащиеся делятся друг с другом своими знаниями о материале и аргументируют свой ответ.

Вопрос учителя:

- С какими трудностями Вы столкнулись, выполняя это задание?

- Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте и запишите ваши вопросы.

Учащиеся озвучивают свои вопросы.


  1. Смысловая стадия (20 мин)

Задание. Сейчас мы объединимся в группы. Каждая  группа получает тексты различного содержания по пяти основным темам «Зигзага» и жетон определенного цвета

(фиолетовый – для чего нужны священные сооружения (с. 30), синий – священные здания иудаизма (с.30-31), красный – христианские храмы (с.31-32), зеленый – мечети (с. 32-33), желтый – буддийские священные сооружения (с.33)).

Каждый из вас работает со своим текстом: выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»).

По окончании работы вы переходите в другие группы – группы экспертов (по цветам жетонов).  

Работа в группе «экспертов».

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. 

Затем вы пересаживаетесь в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

   Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы. 


  1. Стадия рефлексии (10 мин)

  1. На стадии рефлексии учащиеся объединяются в группы, обмениваются информацией, обсуждают результаты работы на смысловой стадии, вносят исправления и дополнения к предположениям, сделанным на стадии вызова, составляют на флипчарте одну общую схему и готовятся к презентации своей работы. Группы, дополняя друг друга, рассказывают о проделанной работе.

  2. Получив новую информацию по теме, учащиеся корректируют и дополняют рассказы-предположения, составленные на стадии вызова.

  3. Учитель возвращает учащихся к «верным-неверным утверждениям», предлагает поработать с ручкой другого цвета и поставить значок «+», если предположение оказалось правильным, и «–», если неправильным. Таким образом, на этой стадии учащиеся корректируют свои первоначальные знания о месте человека в религиозных культурах и о священных сооружениях.

  4. Учитель предлагает каждому ученику заполнить лист самооценки (Приложение 1.).


Задание на дом: нарисовать священное сооружение любой религиозной культуры.


Приложение 1.


Лист самооценки деятельности учащегося на уроке ОРКСЭ

по теме «Священные сооружения


Фамилия, имя _________________________________________________________________


Критерии самооценки

Баллы

Самооценка в баллах

Могу дать определение терминов: скиния, Стоунхендж, синагога, минора, катакомбы, церковь, алтарь, иконостас, икона, фреска, колокольня, мечеть, минарет, имам, ступы, пагода.

0-16


Работая с текстом, нашёл не менее 1-3 особенностей священных сооружений (количество набранных баллов по критерию соответствует количеству выявленных особенностей)

1-3


Работая с текстом, привёл не менее 1-5 правил поведения в священных сооружениях (количество набранных баллов по критерию соответствует количеству приведённых правил)

1-5


Был активным на уроке (количество баллов определяется по степени активности)

1-3


Могу высказать своё собственное суждение и отношение к священным сооружениям

0-2


Могу сделать вывод относительно особенностей священных сооружений

0-2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!