СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Связь прилагательного с именем существительным. 3 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытие новых знаний. Урок основан на путешествии по нашей стране

Просмотр содержимого документа
«Связь прилагательного с именем существительным. 3 кл»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет, класс

Русский язык, 3 класс, УМК «Школа России»

Учитель

Зинина Татьяна Борисовна

Тема урока

Связь имени прилагательного с именем существительным

Тип урока

Открытие новых знаний


Системно-деятельностный метод

Цель урока

Развивать умение устанавливать связь в словосочетаниях; познакомить со сложными именами прилагательными, и их написанием; познакомить с именами прилагательными собственными, и их написание



Задачи урока

предметные
- развивать умение устанавливать связь в словосочетаниях;

- познакомить с именами прилагательными в роли имени собственного;

- познакомить со сложными именами прилагательными и правилом написания их;

- совершенствовать умения распознавать имена прилагательные;

- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;

- повторить корневые орфограммы;

- развивать мышление, внимание.

Метапредметные

Коммуникативные:

развивать навыки сотрудничества в паре;

воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

Регулятивные:

ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность;

развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;

развивать умение аргументировать, доказывать.

Познавательные:

поиск информации, ее исследование, обработка и систематизация;

использовать предметные знания в модельной ситуации;

формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач;

использовать предметные знания в модельной ситуации;

формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Организационная структура урока

Фаза «Вызова»

Форма организации деятельности учащихся

Работа в парах и фронтально, выходят на целеполагание.

Форма – парная, фронтальная, индивидуальная

Методы – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Функции и виды деятельности учителя

Активизация внимания учащихся, эмоциональный настрой на совместную учебную работу, через проблемные вопросы подводит обучающихся к целеполаганию

Приёмы ТРКМ

«Верные и неверные утверждения»

Фаза «Осмысления»

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная, парная.

работают над выполнением своего

задания, демонстрируют свои результаты, формулируют выводы,

полученные на основе наблюдения и

исследования.

Форма – парная, фронтальная, индивидуальная

Методы – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Функции и виды деятельности учителя

Направляющая, контролирующая. Создание ситуации преодоления. Поддержка активности, интереса, усилий.

Фаза «Рефлексия»

Форма организации деятельности учащихся

Работа индивидуальная. Прием «5+5». Корректируют таблицу «Верные и неверные утверждения», выполняют задание, оценивают уровень достижения целей урока.

Форма – фронтальная

Метод – словесный

Функции и виды деятельности учителя

Направляющая.

Приёмы ТРКМ

Возвращение к «Верным и неверным утверждениям» (обобщение)



























Ход урока

Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Сегодня урок проведу я, зовут меня Наталья Геннадьевна. Пусть сегодняшний урок, ребята, принесет вам радость общения. Успехов вам и удач! Садитесь.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Урок русского языка мы начинаем,

Еще одну тайну сегодня узнаем,

Не отвлекайся, внимательным будь!

За новыми знаниями отправимся в путь!

- Какие главные слова на этом слайде? (Не отвлекайся, внимательным будь!

За новыми знаниями отправимся в путь!)

  1. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений.

- Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в Антарктиду.

- Любой путешественник берет с собой то, что ему необходимо.

- Давайте мы с вами возьмем те знания, которые сегодня вам пригодятся.

Все свои записи мы будем вести в бортовом журнале. Я вам задам 4 вопроса, а вы, обсудив их в паре, поставьте нужный знак в соответствующем столбце. Найдите строку начало урока.

Если согласны, то «+».

Если не согласны, то «-».

Если у вас возник спор, поставьте «?».

Заполняем строку на начало урока.


1

2

3

4

Начало урока





Конец урока







  1. Согласны ли вы, что имена прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

  2. Верите ли вы, что в предложении имена прилагательные связаны с именем существительным?

  3. Допускаете ли вы, что имена прилагательные могут быть именами собственными?

  4. Согласны ли вы, что имена прилагательные можно образовать из двух слов?

- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? (№3, №4)

- Почему? (Мы этого еще не знаем)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Значит, мы будем открывать, что-то новое об этой удивительной части речи.

- Проверим! То в чем вы были уверены, опускаем в рюкзак-путешественника.

№1 опустили в рюкзак

№2 опустили в рюкзак

№3не опустили в рюкзак

№4 не опустили в рюкзак

4.Построение проекта выхода из затруднения.

- В чем вы оказались не уверены?

- С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным)

- Кто догадался, какая тема урока? («Связь имени существительного с именем прилагательным)

- Какие задачи будут нашего урока, посмотрите на слайд. (Узнать, может ли имя прилагательное быть именем собственным. Узнать, может ли имя прилагательное состоять из двух слов.)

5. Реализация построенного проекта.

- Я предлагаю вам действовать по заданному плану. Озвучим его.

План

  1. Сами пробуем выполнить задание.

  2. Узнаем, новое об имени прилагательном.

  3. Сопоставим свои предположения с эталоном.

  4. Устраним затруднения.

  5. Применим новые знания.



  1. Первичное закрепление во внешней речи.

- Сейчас отправляемся в путь, в Антарктиду двигаться будем на запад. Возьмите бортовой журнал № 2.

- Перед Вами карта с указанным маршрутом. Рассмотрите ее. Двигаться будем по стрелкам. Первое, что мы должны сделать преодолеть каменный пояс России – Уральские горы. Самая высокая точка Яманту – 1640 км.

- Запишем в маршрутном листе № 2 под № 1 Уральские горы.

-Движемся дальше на пути у нас Черное море. Одна из гипотез моряков оно названо «черным» из-за сильных штормов, во время которых вода в море темнеет, а на берегу остается черный нил.

- Запишем в маршрутном листе № 2 под № 2 Черное море.

- Продолжаем свой путь на пути горы Большой Кавказ – это регион с большим оледенением. Общая численность ледников составляет 2050, занимаемая ими площадь 1400 кв. км.

Преодолев горы, мы оказались на берегу Каспийского моря. В него впадает 130 рек.

Запишем в маршрутном листе № 2 под № 4 Каспийское море

- Дальше наш путь лежит через Индийский океан. По объему водного пространства занимает третье место после Тихого и Атлантического.

Запишем в маршрутном листе № 2 под № 5 Индийский океан

- Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

(Уральские горы, Черное море, Большой Кавказ, Каспийское море, Индийский океан.)

- Найдите главное и зависимое слово, покажите стрелкой, связь слов в словосочетании, задайте устно вопрос.

- Почему в словосочетаниях одно слово записано с заглавной буквы? (Имя собственное)

- Какой часть речи оно является? (именем прилагательным)

- Давайте его озаглавим.

- С какой частью речи оно связано? ( именем существительным)

- Какой вывод сделаем. (Имена прилагательные могут быть именами собственными)

-Переплыв Индийский океан, мы попали в Антарктиду.

- Посмотрите, кто нас встречает? (пингвин)

Физминутка

- Прочитайте текс в бортовом журнале № 3. (дети читают текст)

Какие красивые пингвины! Над глазами у них золотистые хохолки, брови ярко-желтые. Клюв и глаза красные. Спинка и бока изумрудно- зеленые. Грудка гладкая и блестящая.

-Какая часть речи вам помогла представить этих замечательных животных? (имя прилагательное)

- Поработайте в паре.

-Подчеркните волнистой линией имя прилагательное.

-Назовите словосочетания сущ.+прил. (красивые пингвины; золотистые хохолки; ярко-желтые брови; клюв и глаза красные; изумрудно-зеленые спинка и бока; грудка гладкая, грудка блестящая).

- Прочитайте выделенные сложные прилагательные (ярко-желтые, изумрудно-зеленые)

- Что они обозначают? (цвет)

- Как они образовались? (от двух слов)

- Каких?

- Как они написаны? (через дефис)

- Какой сделаем вывод?

Сложные имена прилагательные, обозначают цвета и оттенки цветов, пишутся через дефис (-)

  1. Самостоятельная работа.

- Антарктида – это самый холодный район. А какие еще холодные районы вы знаете?

Найдите в бортовом журнале задание № 4.

Прочитайте. Впишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова. Укажите в выделенном предложении связь имени прилагательного с именем существительным.

Белый медведь обитает на островах побережья …. …. океана. Окрас «шубы» медведя зимой и весной …. . Когда медведь подкрадывается к …. тюленям, то прикрывает свой нос лапой, чтобы его не заметили.

С л о в а д л я с п р а в о к : Северного Ледовитого, желтовато-золотистый, темно-коричневым.

- Назовите собственное имя прилагательное.

- Назовите сложное имя прилагательное. Как вы его записали? От каких двух слов оно образовалось?

8. Рефлексия

Вернемся к нашему бортовому журналу, и проверим, остались ли у вас вопросы. Таблица, заполняем строку на конец урока.


1

2

3

4

Начало урока





Конец урока







- Кто с уверенностью может сказать, что он открыл для себя новое об имени прилагательном.

Я узнал….

Наше путешествие подошло к концу, предлагаю вернуться домой на вертолетах, заведем моторы..

  1. Рефлексия

Игра Ассоциация «5+5»

К слову вертолет подберите 5 имен прилагательных, которые подходят к этому предмету, но 1 пусть будет сложным, а теперь самое интересное – назовите 5 прилагательных, которые к нему не относятся, 1 из них должно быть сложным. Молодцы!

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Каким он был?...( запишите 1 прилагательное на вертолете и прикрепите его на карту)

Отличным, хорошим, интересным

Д/з по усмотрению учащегося.

- Найти на физической карте и выписать 10 собственных прилагательных.

- Мини-сочинение: описать любое животное, используя сложные имена прилагательные.