ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет, класс | Русский язык, 3 класс, УМК «Школа России» |
Учитель | Зинина Татьяна Борисовна |
Тема урока | Связь имени прилагательного с именем существительным |
Тип урока | Открытие новых знаний |
| Системно-деятельностный метод |
Цель урока | Развивать умение устанавливать связь в словосочетаниях; познакомить со сложными именами прилагательными, и их написанием; познакомить с именами прилагательными собственными, и их написание |
Задачи урока | предметные - развивать умение устанавливать связь в словосочетаниях; - познакомить с именами прилагательными в роли имени собственного; - познакомить со сложными именами прилагательными и правилом написания их; - совершенствовать умения распознавать имена прилагательные; - развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного; - повторить корневые орфограммы; - развивать мышление, внимание. |
Метапредметные Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества в паре; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи; Регулятивные: ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; развивать умение аргументировать, доказывать. Познавательные: поиск информации, ее исследование, обработка и систематизация; использовать предметные знания в модельной ситуации; формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач; использовать предметные знания в модельной ситуации; формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. |
Организационная структура урока |
Фаза «Вызова» |
Форма организации деятельности учащихся | Работа в парах и фронтально, выходят на целеполагание. Форма – парная, фронтальная, индивидуальная Методы – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый |
Функции и виды деятельности учителя | Активизация внимания учащихся, эмоциональный настрой на совместную учебную работу, через проблемные вопросы подводит обучающихся к целеполаганию |
Приёмы ТРКМ | «Верные и неверные утверждения» |
Фаза «Осмысления» |
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная, индивидуальная, парная. работают над выполнением своего задания, демонстрируют свои результаты, формулируют выводы, полученные на основе наблюдения и исследования. Форма – парная, фронтальная, индивидуальная Методы – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. |
Функции и виды деятельности учителя | Направляющая, контролирующая. Создание ситуации преодоления. Поддержка активности, интереса, усилий. |
Фаза «Рефлексия» |
Форма организации деятельности учащихся | Работа индивидуальная. Прием «5+5». Корректируют таблицу «Верные и неверные утверждения», выполняют задание, оценивают уровень достижения целей урока. Форма – фронтальная Метод – словесный |
Функции и виды деятельности учителя | Направляющая. |
Приёмы ТРКМ | Возвращение к «Верным и неверным утверждениям» (обобщение) |
Ход урока
Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Сегодня урок проведу я, зовут меня Наталья Геннадьевна. Пусть сегодняшний урок, ребята, принесет вам радость общения. Успехов вам и удач! Садитесь.
Мотивация к учебной деятельности.
Урок русского языка мы начинаем,
Еще одну тайну сегодня узнаем,
Не отвлекайся, внимательным будь!
За новыми знаниями отправимся в путь!
- Какие главные слова на этом слайде? (Не отвлекайся, внимательным будь!
За новыми знаниями отправимся в путь!)
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений.
- Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в Антарктиду.
- Любой путешественник берет с собой то, что ему необходимо.
- Давайте мы с вами возьмем те знания, которые сегодня вам пригодятся.
Все свои записи мы будем вести в бортовом журнале. Я вам задам 4 вопроса, а вы, обсудив их в паре, поставьте нужный знак в соответствующем столбце. Найдите строку начало урока.
Если согласны, то «+».
Если не согласны, то «-».
Если у вас возник спор, поставьте «?».
Заполняем строку на начало урока.
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Начало урока | | | | |
Конец урока | | | | |
Согласны ли вы, что имена прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Верите ли вы, что в предложении имена прилагательные связаны с именем существительным?
Допускаете ли вы, что имена прилагательные могут быть именами собственными?
Согласны ли вы, что имена прилагательные можно образовать из двух слов?
- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? (№3, №4)
- Почему? (Мы этого еще не знаем)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Значит, мы будем открывать, что-то новое об этой удивительной части речи.
- Проверим! То в чем вы были уверены, опускаем в рюкзак-путешественника.
№1 опустили в рюкзак
№2 опустили в рюкзак
№3не опустили в рюкзак
№4 не опустили в рюкзак
4.Построение проекта выхода из затруднения.
- В чем вы оказались не уверены?
- С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным)
- Кто догадался, какая тема урока? («Связь имени существительного с именем прилагательным)
- Какие задачи будут нашего урока, посмотрите на слайд. (Узнать, может ли имя прилагательное быть именем собственным. Узнать, может ли имя прилагательное состоять из двух слов.)
5. Реализация построенного проекта.
- Я предлагаю вам действовать по заданному плану. Озвучим его.
План
Сами пробуем выполнить задание.
Узнаем, новое об имени прилагательном.
Сопоставим свои предположения с эталоном.
Устраним затруднения.
Применим новые знания.
Первичное закрепление во внешней речи.
- Сейчас отправляемся в путь, в Антарктиду двигаться будем на запад. Возьмите бортовой журнал № 2.
- Перед Вами карта с указанным маршрутом. Рассмотрите ее. Двигаться будем по стрелкам. Первое, что мы должны сделать преодолеть каменный пояс России – Уральские горы. Самая высокая точка Яманту – 1640 км.
- Запишем в маршрутном листе № 2 под № 1 Уральские горы.
-Движемся дальше на пути у нас Черное море. Одна из гипотез моряков оно названо «черным» из-за сильных штормов, во время которых вода в море темнеет, а на берегу остается черный нил.
- Запишем в маршрутном листе № 2 под № 2 Черное море.
- Продолжаем свой путь на пути горы Большой Кавказ – это регион с большим оледенением. Общая численность ледников составляет 2050, занимаемая ими площадь 1400 кв. км.
Преодолев горы, мы оказались на берегу Каспийского моря. В него впадает 130 рек.
Запишем в маршрутном листе № 2 под № 4 Каспийское море
- Дальше наш путь лежит через Индийский океан. По объему водного пространства занимает третье место после Тихого и Атлантического.
Запишем в маршрутном листе № 2 под № 5 Индийский океан
- Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.
(Уральские горы, Черное море, Большой Кавказ, Каспийское море, Индийский океан.)
- Найдите главное и зависимое слово, покажите стрелкой, связь слов в словосочетании, задайте устно вопрос.
- Почему в словосочетаниях одно слово записано с заглавной буквы? (Имя собственное)
- Какой часть речи оно является? (именем прилагательным)
- Давайте его озаглавим.
- С какой частью речи оно связано? ( именем существительным)
- Какой вывод сделаем. (Имена прилагательные могут быть именами собственными)
-Переплыв Индийский океан, мы попали в Антарктиду.
- Посмотрите, кто нас встречает? (пингвин)
Физминутка
- Прочитайте текс в бортовом журнале № 3. (дети читают текст)
Какие красивые пингвины! Над глазами у них золотистые хохолки, брови ярко-желтые. Клюв и глаза красные. Спинка и бока изумрудно- зеленые. Грудка гладкая и блестящая.
-Какая часть речи вам помогла представить этих замечательных животных? (имя прилагательное)
- Поработайте в паре.
-Подчеркните волнистой линией имя прилагательное.
-Назовите словосочетания сущ.+прил. (красивые пингвины; золотистые хохолки; ярко-желтые брови; клюв и глаза красные; изумрудно-зеленые спинка и бока; грудка гладкая, грудка блестящая).
- Прочитайте выделенные сложные прилагательные (ярко-желтые, изумрудно-зеленые)
- Что они обозначают? (цвет)
- Как они образовались? (от двух слов)
- Каких?
- Как они написаны? (через дефис)
- Какой сделаем вывод?
Сложные имена прилагательные, обозначают цвета и оттенки цветов, пишутся через дефис (-)
Самостоятельная работа.
- Антарктида – это самый холодный район. А какие еще холодные районы вы знаете?
Найдите в бортовом журнале задание № 4.
Прочитайте. Впишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова. Укажите в выделенном предложении связь имени прилагательного с именем существительным.
Белый медведь обитает на островах побережья …. …. океана. Окрас «шубы» медведя зимой и весной …. . Когда медведь подкрадывается к …. тюленям, то прикрывает свой нос лапой, чтобы его не заметили.
С л о в а д л я с п р а в о к : Северного Ледовитого, желтовато-золотистый, темно-коричневым.
- Назовите собственное имя прилагательное.
- Назовите сложное имя прилагательное. Как вы его записали? От каких двух слов оно образовалось?
8. Рефлексия
Вернемся к нашему бортовому журналу, и проверим, остались ли у вас вопросы. Таблица, заполняем строку на конец урока.
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Начало урока | | | | |
Конец урока | | | | |
- Кто с уверенностью может сказать, что он открыл для себя новое об имени прилагательном.
Я узнал….
Наше путешествие подошло к концу, предлагаю вернуться домой на вертолетах, заведем моторы..
Рефлексия
Игра Ассоциация «5+5»
К слову вертолет подберите 5 имен прилагательных, которые подходят к этому предмету, но 1 пусть будет сложным, а теперь самое интересное – назовите 5 прилагательных, которые к нему не относятся, 1 из них должно быть сложным. Молодцы!
Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его вас оценить,
Но прилагательными только.
Каким он был?...( запишите 1 прилагательное на вертолете и прикрепите его на карту)
Отличным, хорошим, интересным
Д/з по усмотрению учащегося.
- Найти на физической карте и выписать 10 собственных прилагательных.
- Мини-сочинение: описать любое животное, используя сложные имена прилагательные.