Связь внеурочной деятельности с уроками русского языка
МБОУ «Выезжелогская ООШ»
Цикунова Ирина Федоровна
Виды работ по внеурочной деятельности:
- игры, олимпиады,
- пословицы, поговорки, загадки,
- рифмовки, считалки,
- ребусы, кроссворды,
- проблемные и творческие задания,
- дидактический и раздаточный материал
Проекты:
- «Семья слов»,
- «И в шутку и всерьез»,
- «Рассказ по пословице»,
- «Имена прилагательные в загадках»,
- Рассказ о слове «Осень»,
- «Составляем орфографический словарь»,
- «Зимняя страничка»,
- «В словари - за частями речи»,
- «Тайна имени» и др.
Проект «Семья слов»
садок
засадить
подсадить
садик
садовник
пересадка
палисадник
садовый
сад
посадка
Выполнил ученик 4 класса Мазур Роман
садоводческий
садовод
Проект «И в шутку и всерьез»
1.Отгадай загадки:
1)Шапочка да ножка- 2) Под крышей четыре ножки,
Вот и весь Ермошка. А на крыше – суп да ложки.
3)В нашей кухне целый год 4)Под соснами, под елками
Дед Мороз в шкафу живет. Лежит мешок с иголками.
2. Дописать слог, чтобы получилось слово из словаря.
За__, __робей, __роз, __нал, __вод, __пата, __пуста, __суда,
ме___, ал__вит, __кабрь, __льто, __милия, __радь, са__, яб__ко, учи__, __рова, __ревня.
Ответы 1. Гриб, стол, холодильник, еж.
2. Заяц, воробей, мороз, пенал, завод, лопата, капуста, посуда, месяц, алфавит, декабрь, пальто, фамилия, тетрадь, сахар, яблоко, учитель, корова, деревня.
Выполнила ученица 2 класса Соседова Ольга
Рассказ по пословице
При солнышке тепло, при матери добро.
Я очень люблю свою милую мамочку!
Когда есть мама, то и работа спорится. Утром проснёшься, увидишь мамину улыбку, и на сердце сразу становится легко.
Придёшь в школу, сядешь за парту, вспомнишь, что мама дома ждёт, и начинает всё получаться.
Мама нужна и зверям, и птицам, и людям.
Выполнила ученица 2 класса Родионова Виктория
«Слово не воробей , вылетит – не поймаешь!»
Жили-были два друга – Миша и Коля. Они всегда и везде были вместе. Они учились в одном классе и сидели за одной партой.
Но вот однажды они поссорились. Миша сгоряча наговорил много нехороших слов и этим обидел Колю. Прошло несколько дней. Мише было очень стыдно перед Колей и он попросил прощения. Но Коля не простил Мишу.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь! Думайте, что сказать, ребята, и не обижайте своих друзей.
Выполнил ученик 4 класса Заяц Алексей
Загадки
Например,
«Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит;
не лает, не кусает, а в дом не пускает».
Отгадывание загадок приучает детей к рассуждению, развивает способность к анализу, синтезу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы.
Пословицы и поговорки. 1 класс
На уроке по теме : «Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу».
Дети записывают пословицу: Жить – Родине служить.
Проводится работа над смысловым значением пословицы: «Что значит Родине служить?» На дом предлагается детям подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются слова с данными сочетаниями.
На следующем уроке заслушиваются пословицы, а некоторые из них записываются в классе: Сам погибай, а товарища выручай.
Работа с пословицами. 2 класс
1. Прочитай пословицу. Объясни, почему так говорят. «Хлеб – батюшка, вода – матушка».
2. Какие слова пропущены в пословицах? Объясни, почему так говорят.
«Семь бед - …», «Не зная броду …», «В мешке шило …».
3. Прочитай пословицы. Почему так говорят? Какие пословицы о труде ты знаешь?
«Без труда нет добра», «Делу - время, потехе – час», «Труд человека кормит, а лень – портит».
Работа с пословицами. 3 класс
1. Составь из слов пословицу и напиши. Объясни её смысл
Ученье, неученье, свет, тьма.
2. Прочитай пословицы. Напиши по памяти. Объясни смысл пословиц. Подбери ещё одну пословицу на эту же тему.
«В дружбе, правда», «Неверный друг – опасный враг», «Друг лучше старый, а платье – новое».
Работа с пословицами. 4 класс
1. Прочитайте пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Объясните смысл пословиц.
«Знай больше, а говори________ . «Умный себя винит, а_______ своего товарища.
2. Прочитай пословицы, изменяя падеж существительных, которые даны в скобках. Объясните смысл пословиц.
«У кривой (палка) не бывает прямой (тень)», «Красна весна (цветы), а осень (плоды)».
3.Составь рассказ, который можно озаглавить пословицей
«Что посеешь, то и пожнёшь».
Лото
Кто хочет много знать,
тому надо мало спать
Не на пользу книги читать,
коли только вершки в них хватать
Не стыдно не знать,
стыдно не учиться
С книгой жить -
век не тужить
Ученый водит,
а неученый следом ходит
Учись доброму -
худое на ум не пойдет
Не выучит школа,
выучит охота
День сегодняшний -
ученик вчерашний
Игры
1) Игра «Найди пару».
Подобрать словарные слова к словам с изученными орфограммами: сладкая... (ягода), бежит по... (дороге), грустно... (девочке); (заяц)... бежит, (воробей)... летит.
2) Игра «Собери предложение»
лесной, тихо, на, полянке, зимой
Задания можно усложнять: определить границы слов и предложений:
Днёмбылаоттепельснегназемлесталрыхлымночью
грянулморознаснегуобразоваласькрепкаяледяная
коркаптицамнедостатьиз - загололёдапищу.
Игры
3) Игра “Загадка в загадке”
Дети должны прочитать загадку, вставить в слова пропущенные буквы и написать отгадку.
По Полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывёт парохо__,
То наза__, то вперё__,
А за ним такая гла__ь
Что и зыби не видать.
4) Игра « Вратарь»:
1 вариант: ловят слова с разд. ь, 2 вариант: - с разд. ъ.
Соловьи, съехать, шьёт, серьёзный, съёмка, обезьянка, подъехать, платье, вьюга, подъём, пальма.
Игровые приемы
1. Найди «лишнее слово»
Можно использовать при закреплении правописаний непроверяемых гласных.
Мак ромашка роза лук Кошка собака воробей корова
Береза дуб малина осина Корова лиса волк медведь
Задания: подчеркни «лишнее» слово. Какие орфограммы встретились?
2. Составь рассказ по опорным словам: зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Игровые приемы
3. Закончи предложения: У Ромы и Жоры есть …………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго вспоминали как……..
4. Заменить словосочетания, одним словом:
- хищная рыба с острыми зубами,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Физминутки
1) На доске запись:
Сорняк, голова, спасает, борода, колючки, горбы, волосок, волчата, тропа, голоса, плита, море.
Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете 1 хлопок, если назову слово с 2 безударными, то сделайте 2 хлопка.
2) Я буду читать однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес , вы садитесь, если слово с корнем сад , встаете.
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадки
Физминутки
3) На уроке по теме: «Одушевленные и неодушевленные существительные» называю слова, если одушевленное - «хлопок в ладоши», а неодушевленное - «приседание»,
4) На уроке по теме: «Три склонения имени существительного» называю слова, если существительное 1-го склонения – «приседание», 2-го склонения – «прыжки», 3-го склонения – «хлопок в ладоши».
Спасибо за внимание