СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Связная речь и её диагностика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Связная речь и её диагностика»

Связная речь  –  это смысловое, развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.

Связная речь

это смысловое, развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.

« Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным  ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками  20 таких слов и - ребёнок усвоит их на лету»     К.Д. Ушинский.

« Учите ребёнка, каким – нибудь

неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться

над ними; но свяжите с картинками 20 таких слов и - ребёнок усвоит их на лету»

К.Д. Ушинский.

Методика обследования связной речи Глухова В.П В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:   составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;  составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;  пересказ текста;  составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;  сочинение рассказа на основе личного опыта;  составление рассказа-описания.

Методика обследования связной речи Глухова В.П

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:

  • составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
  • составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
  • пересказ текста;
  • составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
  • сочинение рассказа на основе личного опыта;
  • составление рассказа-описания.
          Задание . Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Материал: серия картинок следующего содержания: • Мальчик поливает цветы • Девочка ловит бабочку • Мальчик ловит рыбу • Девочка катается на санках • Девочка везет куклу в коляске. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция:

Задание . Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Материал: серия картинок следующего содержания:

• Мальчик поливает цветы

• Девочка ловит бабочку

• Мальчик ловит рыбу

• Девочка катается на санках

• Девочка везет куклу в коляске.

При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").

    Оценка результатов:     5 баллов (высокий уровень) – ответ на вопрос – задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание. 4 балла (средний уровень) – длительные паузы с поиском нужного слова. 3 балла (недостаточный уровень) – сочетание указанных недостатков информативности и лексико – грамматического структурирования фразы при выполнении всех вариантов задания. 2 балла (низкий уровень) – адекватная фраза – высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. 1 балл – отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.

Оценка результатов:

5 баллов (высокий уровень) – ответ на вопрос – задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание.

4 балла (средний уровень) – длительные паузы с поиском нужного слова.

3 балла (недостаточный уровень) – сочетание указанных недостатков информативности и лексико – грамматического структурирования фразы при выполнении всех вариантов задания.

2 балла (низкий уровень) – адекватная фраза – высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие.

1 балл – отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.

        Задание . Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.   Материал: знакомые детям сказки:

Задание . Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба". Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Инструкция: послушай и перескажи .

Анализ результатов. Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста - 4 балла. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста - 3 балла. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента - 2 балла. Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.  Оценка результатов:  4 балла высокий уровень;  3 балла средний уровень;  2 балла недостаточный уровень;  1 балл низкий уровень;  0 баллов задание выполнено неадекватно.

Анализ результатов. Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста - 4 балла. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста - 3 балла. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента - 2 балла. Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов:

4 балла высокий уровень;

3 балла средний уровень;

2 балла недостаточный уровень;

1 балл низкий уровень;

0 баллов задание выполнено неадекватно.

  Задание . Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.  Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например,

Задание . Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа: - что находится на площадке; чем занимаются там дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом.

Анализ результатов. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания - 4 балла. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания - 3 балла. В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна - 2 балла. Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.  Оценка результатов:  4 балла высокий уровень;  3 балла средний уровень;  2 балла недостаточный уровень;  1 балл низкий уровень;  0 баллов задание выполнено неадекватно.

Анализ результатов. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания - 4 балла. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания - 3 балла. В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна - 2 балла. Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов:

4 балла высокий уровень;

3 балла средний уровень;

2 балла недостаточный уровень;

1 балл низкий уровень;

0 баллов задание выполнено неадекватно.

  Задание. Составить описательный рассказ. Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание:

Задание. Составить описательный рассказ.

Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п.

Анализ результатов. В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета - 4 балла. Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета - 3 балла. Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета - 2 балла. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.  Оценка результатов:  4 балла высокий уровень;  3 балла средний уровень;  2 балла недостаточный уровень;  1 балл низкий уровень;  0 баллов задание выполнено неадекватно.

Анализ результатов. В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета - 4 балла. Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета - 3 балла. Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета - 2 балла. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов:

4 балла высокий уровень;

3 балла средний уровень;

2 балла недостаточный уровень;

1 балл низкий уровень;

0 баллов задание выполнено неадекватно.

Методика обследования связной речи Воробьевой В.К.  Воробьева В.К. рекомендует связную речь обследовать по четырем направлениям :   выявление репродуктивных возможностей речи детей ;  выявление продуктивных речевых возможностей детей;  выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов высказывания; выяснение состояния ориентировочной деятельности, поскольку ориентировка в правилах генерации текста предваряет создание связного монологического высказывания .

Методика обследования связной речи Воробьевой В.К. Воробьева В.К. рекомендует связную речь обследовать по четырем направлениям :

  •   выявление репродуктивных возможностей речи детей ;
  • выявление продуктивных речевых возможностей детей;
  • выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов высказывания;
  • выяснение состояния ориентировочной деятельности, поскольку ориентировка в правилах генерации текста предваряет создание связного монологического высказывания .
Методика обследования связной речи по Ушаковой О.С .   Ход обследования Взрослый предлагает ребенку описать ежа (по картинке). – Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. – Рассказывает, опуская начало (или конец). – Перечисляет отдельные качества. Взрослый предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ. – Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ – Рассказывает с помощью взрослого – Перечисляет нарисованное на картинках. Взрослый предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему – Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название – Составляет рассказ с помощью взрослого – Не справляется с заданием

Методика обследования связной речи по Ушаковой О.С .

Ход обследования

Взрослый предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

– Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.

– Рассказывает, опуская начало (или конец).

– Перечисляет отдельные качества.

Взрослый предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

– Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ

– Рассказывает с помощью взрослого

– Перечисляет нарисованное на картинках.

Взрослый предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему

– Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название

– Составляет рассказ с помощью взрослого

– Не справляется с заданием

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПО УШАКОВОЙ О. С. :

  • Содержательность ( в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие маленьких тем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; если идет перечисление признаков – 1 балл.
  • Композиция высказывания : наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла.Наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла. Отсутствие начала и конца – 1 балл.
  • Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла. Использование только простых предложений – 2 балла. Однотипные конструкции – 1 балл.
  • Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла. Использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла. Неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
  • Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла. Некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла. Однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
  • Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла. Прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла. Монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.
Покажи чем(копают, причесываются,едят и т.д.).

Покажи чем(копают, причесываются,едят и т.д.).

Назови одним словом.

Назови одним словом.

Проверка умения составлять предложения по опорным словам. Лес, дети, грибы, в, пошли. Птички, сидят, деревья, на.

Проверка умения составлять предложения по опорным словам.

  • Лес, дети, грибы, в, пошли.
  • Птички, сидят, деревья, на.
Проверка умения составлять рассказ по сюжетным картинкам.

Проверка умения составлять рассказ по сюжетным картинкам.