СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Табличка Однокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Табличка Однокоренные слова»

Подготовка фрагмента урока русского языка

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

Тема урока

Однокоренные слова

Цель урока

Создание условий для формирования умения  распознавать однокоренные  слова,  выделять в них  корень в ходе беседы и выполнения заданий.

Задачи урока

Дидактические:

познакомить с признаками однокоренных  слов,  учить выделять в однокоренных  словах  корень,  вырабатывать  умение  и  навык  единообразного написания  и  выделения  корней  в однокоренных  словах;  развивать умение  сравнивать слова, анализировать,  обобщать,  делать  выводы.

Воспитательные:

воспитывать наблюдательность,  трудолюбие,  прилежание, ответственность за  результат  совместной деятельности, интерес к изучению родного языка.

Развивающие:

развивать  внимание, память, орфографическую  зоркость, умение работать в парах, осуществлять само и взаимоконтроль.

Планируемые результаты

Предметные:

сформировать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; осмыслить взаимосвязь материала по теме с другими науками.

Метапредметные:

Познавательные УУД: формулировать проблему; осуществлять синтез; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; понимать информацию, представленную словесно и в виде схемы; поиск и выделение необходимой информации; обобщение и классификация по признакам; построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь вести устный диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; интегрироваться в группу сверстников; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД:

определять тему урока; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; формировать способность к организации своей деятельности; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, осуществлять контроль; рефлексия способов и условий действия, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый контроль.

Личностные:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Формы работы на уроке

Этап: мотивация к учебной деятельности.

Приветствие. Настрой на урок.

Я желаю вам, чтобы вы были на уроке внимательными, активными, дисциплинированными, чтобы нам всем было комфортно.

Учитель напоминает про осанку.

Этап: актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Форма: коллективно

- Прочитайте предложения. Определите части речи.

Был тёплый денёк. Светило яркое солнышко. Две девочки сидели на скамейке. Они говорили о школе.

- Дайте определение каждой части речи.

Этап: выявление места и причины затруднения.

Форма: коллективная

Чужак

Собралисьу Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом  на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Беседа.

Кто такие родственники? Как вы понимаете это слово?

Давайте прочитаем стихотворение Я. Акима «Моя родня». (Слайд)

Родственники какого слова собрались в сказке?(вода) Как такие слова можно назвать? (родственные, однокоренные)

Как вы считаете, кто оказался «чужаком» (слово «водитель»).

Почему вы так решили?

А почему же гости не заметили чужака? (в этом слове есть общая часть со словом «вода»).

То есть, слова заметили только одинаковую часть. Достаточно ли им было этого, чтобы найти «чужака»? (нет).

Какие знания должны были быть у слов, чтобы найти «чужака»? (должны знать признаки однокоренных слов).

Предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (об однокоренных словах).

Этап: построение проекта выхода из затруднения.

Форма: коллективная

Этап: реализация построенного проекта.

Форма: парная

Задание выполняется на карточках. Проверяется документ-камерой и выводится на интерактивную доску.

У вас на столах лежат карточки, в которых записаны 3 группы слов. Вы поработайте в парах и ответьте на вопрос, можно ли эти слова назвать однокоренными и почему?

Нос, носки, носильщик

Друг, приятель, товарищ

Бегать, бегун, беговой

Этап: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Форма: коллективная

Работа по учебнику с.62, упражнение 113.

Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх и хлопаете. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы топаете ногами. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо. (5)

Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибнойполе – полюшко, ученик – школьник, пес – песок, час – часовщик, хлеб – батон.

Этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Форма: фронтальная

Этап: включение в систему знаний и повторение.

Форма: групповая

Задание выполняется на планшетах.

https://wordwall.net/ru/resource/4515191


Инструкция:

  1. Возьмите планшеты

  2. Воспользуйтесь памяткой по ТБ

  3. Перейди по ссылке

  4. Прочитай задание

  5. Нажми «Начать»

  6. Выполните задание

Этап: включение в систему знаний и повторение.

Форма: индивидуальная

https://learningapps.org/13329742

Инструкция:

  1. Перейди по ссылке

  2. Прочитай задание

  3. Нажми «Ок»

  4. Выполни задание

  5. Нажми на галочку для проверки

Этап: рефлексия.

Используемые средства обучения

Коллективная работа – использование учебника, парная работа – использование документ-камеры и интерактивной доски для демонстрации выполненного задания, групповая работа – использование планшетов и интерактивной доски для демонстрации выполненного задания, индивидуальная работа – использование интерактивной доски для выполнения задания.





Вашему вниманию представляется фрагмент урока по русскому языку на тему «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже».

Цель: Создание условий для знакомства детей с правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже в ходе беседы и выполнения заданий.

Задачи и планируемы результаты представлены в распечатанном виде.

Этап: актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Форма: фронтальная

Прочитайте слова, записанные на доске. Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

К.ртофель, м.рковь, д.ревня, уч.ник, п.нал, ст.лица, подл.жащее, ск.зуем.е.

Что общего у всех данных слов? (словарные слова, существительные)

Этап: выявление места и причины затруднения.

Форма: фронтальная

Подумайте, по какому признаку эти слова можно разбить на 3 группы?

1 вариант выписывает существительные 1 склонения, 2 вариант – 2 склонения, 3 вариант - 3 склонения.

Этап: построение проекта выхода из затруднения.

Форма: коллективная

На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? (Кого? Чего? Откуда? Где?)

С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? (От, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, кроме.)

Как определить, какие окончания встречаются у им. сущ. в Р.П.? (подобрать имена существительные с ударными окончаниями и поставить их в родительный падеж)

Этап: реализация построенного проекта.

Форма: парная

Задание выполняется на карточках. Проверяется документ-камерой и выводится на интерактивную доску.

Запишите данные слова в родительном падеже, определите склонение, выделите и сравните окончания.

1 ряд: земля, белка, вода

2 ряд: окно, конь, поле

3 ряд: ложь, степь, тетрадь

Этап: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Форма: коллективная

Работа по учебнику с.107, упражнение 197.

Этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Форма: фронтальная

Этап: включение в систему знаний и повторение.

Форма: групповая

Задание выполняется на карточках. Проверяется документ-камерой и выводится на интерактивную доску.

Этап: включение в систему знаний и повторение.

Форма: индивидуальная

https://learningapps.org/894062

Инструкция:

  1. Перейди по ссылке

  2. Прочитай задание

  3. Нажми «Ок»

  4. Выберите слова с пропущенной «-Е»

  5. Нажмите на букву «-И»

  6. Выберите слова с пропущенной «-И»

Этап: рефлексия.

Форма: фронтальная