Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Урок математики
2 «А» класс
«Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд»
Учитель-дефектолог:
Насырова А.У.
г. Казань
22.03.2018 год
Тема урока «Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд».
Цель урока: создание условий для обобщения у учащихся знаний и навыков сложения (все случаи) однозначных чисел с переходом через разряд.
Задачи:
- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)
обобщить знания всех случаев сложения однозначных чисел с переходом через разряд
-коррекционно-развивающие: (формирование регулятивных УУД)
формировать умение планировать свою работу – (планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
коррегировать и развивать произвольное внимание на основе коррекционно-развивающих упражнений и
зрительную память;
-воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)
учиться сотрудничеству с учителем и сверстниками,
способствовать воспитанию выдержки (дать возможность ответить каждому) и уважительного отношения к одноклассникам (не зависимо от их математических способностей);
умению строить речевое высказывание в устной форме;
Формируемые универсальные учебные действия (УУД).
Личностные: формирование положительной учебной мотивации, элементарных навыков самоконтроля;
Коммуникативные: слушать и понимать речь своих товарищей, вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий : устанавливать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
Познавательные: наблюдать и делать выводы.
Регулятивные: формулировать тему и цель урока с помощью учителя; учиться выполнять действия по заданному алгоритму; учиться отличать верно выполненное задание от неверного с помощью учителя.
Оборудование:
Учебник «Математика» 2 класс, стр…. и карточки с копией данной страницы для обучающихся по индивидуальному уровню;
Карточки для самостоятельной работы,
для фронтального опроса (устный счет),
для индивидуальной работы.
Карточки (геометричекие фигуры) для выбора задания;
Карточки с записью решения задач (выбор нужного решения);
Лента цифр над доской и у каждого ученика на парте.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1. | Организационный момент. Цель: настроить учащихся к учебной деятельности и на обобщение имеющихся знаний; | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на работу. | -Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок! -Вы готовы, глазки? Да! (погладить веки) -Вы готовы, ушки? Да! (погладить ушки) -Вы готовы, ручки? Да! (похлопать в ладоши) -Вы готовы, ножки? Да! (потопать) -Вы готовы? Да! - Молодцы! А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь. -Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. -Нарисуйте своё настроение. Хоровое проговаривание стихотворения, эмоциональный настрой на урок | Личностные: эмоциональный настрой на урок. Познавательные: активное слушание, проговаривание стихотворения. Коммуникативные: слушание учителя и одноклассников. |
2. | Актуализация полученных ранее знаний. Цель: организовать актуализацию полученных знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для обобщения знаний; предъявить задания, близкие жизненному опыту детей. | Организация задания на повторение. Заслушивание ответов учащихся. | 1. Прочитайте числа: 7, 2, 11, 18, 20. - Чем различаются однозначные и двузначные? Д: однозначные состоят из одного знака, а в записи двузначных два знака - А что можно сделать, чтобы превратить их в двузначные? Д: Добавить десяток. - Превратите однозначные числа в двузначные. 2. Назовите числа, в которых 1д. и 2ед., 2 дес., 1 д. и 1 ед.. 1 д. и 7 ед. (найти карточку с правильным ответом, которые разбросаны по классу). 3. Назовите, сколько десятков и сколько единиц в числах: 16, 19, 20, 8, 10. 4. Назовите предыдущее число для каждого из чисел: 13, 19, 20. (используют ленту цифр у себя на парте; показывают число, названное учителем, показывают ответ, проговаривают ответ). 5. Назовите последующее число для каждого из этих чисел: 15, 17. 11, 18. ((используют ленту цифр у себя на парте; показывают число, названное учителем, показывают ответ, проговаривают ответ). 6. Исправьте ошибки: 1113, 15 14, 20 | Личностные: умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания; Коммуникативные: продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения. Познавательные: Формирование умения находить ответы на вопросы; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы. |
3. | Постановка учебной задачи. Постановка темы и цели урока. | Формулирует задания. Побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами подводит обучающихся к формулировке целей и задач урока. | 1. Дополните до 10 (таблица записана на доске): 2. Объясните, правильность решения примеров: 6+7=13 9+4=14 3. Вспомните прием, который используем при решении примеров: * прибавляем (дополняем) до 10; * потом прибавляем все остальное. Формулируют тему и цель урока, определяют задачи. | Регулятивные: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные: определять границы знания/незнания; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Предметные: владеть приемом выполнения сложения чисел с переходом через разряд. |
4. | Самостоятельная работа по теме урока с самопроверкой. Цель: проверить умения работать учащихся по алгоритму; организовать самостоятельную работу учащихся; организовать самопроверку самостоятельной работы. | Организует самостоятельную деятельность учащихся. Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает элементарные навыки самоконтроля. Осуществляет выборочный контроль. | Игра «Составим поезд» Выполните действия: 6+5 7+7 8+4 9+6 6+7 Надо посчитать и расставить ответы в порядке возрастания | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия способов действий. Регулятивные: работать по плану; отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы; Личностные: ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; ориентация на самоконтроль результата. |
| Физкультминутка | | | Личностные: формирование навыков здорового образа жизни. |
5. | Работа с таблицей сложения. Цель: организовать подводящий диалог по материалу урока; | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Проводит параллель с ранее изученным. Формулирует задание. Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит учащихся к выводу: | Рассматривание таблицы по учебнику (стр. 51): - Найдите по таблице все примеры с ответом: 11,12,13,14,15,16,17,18. - Рассматривание таблицы по столбикам: выясняют *как составлены примеры 1 столбика; *как изменяется сумма в этом столбике; *сравнивают первые слагаемые, вторые слагаемые, суммы. Делают вывод: первые слагаемые не изменяются, вторые – увеличиваются на 1, суммы увеличиваются на 1. Аналогично рассматриваются 2,3. 4 столбики. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; отвечать на вопросы; уточнять непонятное. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Регулятивные: осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению. Личностные: смыслообразование. |
6. | Применение таблицы при решении примеров. Цель: зафиксировать алгоритм выполнения сложения с переходом через разряд по таблице; | Организует фронтальную работу с учебником. Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит учащихся к выводу: | Решение примеров с использованием таблицы: - К какому числу надо прибавить 7, чтобы получить 16, 15? - Какое число прибавили к 9 и получили 14? - 11 это 6 и сколько? - 11 это 9 и ? - 14 это 8 и ? Как найти по данной таблице, сколько получится, если к 2+9? (поменять слагаемые местами) Вывод: значит, по этой таблице можно находить результаты примеров, когда первое слагаемое меньше второго. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество Регулятивные: планирование предстоящей деятельности; Познавательные: решение поставленной задачи, построение цепочки рассуждений; |
7. | Самостоятельная работа. Цель: проверить умения работать учащихся по алгоритму; организовать самостоятельную работу учащихся; | Организует самостоятельную работу с учебником. | Используя таблицу, решить примеры (стр. 51, верхние столбики). Считают устно, записывают в тетради только ответы. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия способов действий. Регулятивные: работать по плану; отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы; Личностные: ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; ориентация на самоконтроль результата |
8. | Итог урока. Рефлексия. Цель: организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. | Выясняет уровень понимания и усвоения учащимися темы урока. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке (смайлики с разным выражением) | Высказывают мнение по поводу урока. Оценивают свое участие в работе на уроке (выбирают нужный смайлик). | Регулятивные: адекватно воспрнимать предложения и оценку учителя и товарищей. Адекватно оценивать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: оценка и самооценка учебной деятельности. |
9. | Дом. задание. Цель: тренировать способ применять алгоритм действий в стандартной ситуации. | Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. | Записывают дом. задание. | Познавательные: отработка алгоритма по изученной теме. |
Класс: 2 «а»
Дата проведения урока: 22.03.2018 год
Число обучающихся по списку: 17
Предмет: математика.
Тема урока «Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 с переходом через разряд».
Цель урока: создание условий для обобщения учащимися знаний и навыков сложения (все случаи) однозначных чисел с переходом через разряд.
Задачи:
- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)
обобщить знания всех случаев сложения однозначных чисел с переходом через разряд
-коррекционно-развивающие: (формирование регулятивных УУД)
формировать умение планировать свою работу – (планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
коррегировать и развивать произвольное внимание на основе коррекционно-развивающих упражнений и
зрительную память;
-воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)
учиться сотрудничеству с учителем и сверстниками,
способствовать воспитанию выдержки (дать возможность ответить каждому) и уважительного отношения к одноклассникам (не зависимо от их математических способностей);
умению строить речевое высказывание в устной форме;
Формируемые универсальные учебные действия (УУД).
Личностные: формирование положительной учебной мотивации, элементарных навыков самоконтроля;
Коммуникативные: слушать и понимать речь своих товарищей, вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий : устанавливать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
Познавательные: наблюдать и делать выводы.
Регулятивные: формулировать тему и цель урока с помощью учителя; учиться выполнять действия по заданному алгоритму; учиться отличать верно выполненное задание от неверного с помощью учителя.
Оборудование:
Учебник: Алышева Т.В. «Математика» 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Карточки для самостоятельной работы,
для фронтального опроса (устный счет),
для индивидуальной работы.
Карточки (геометрические фигуры) для выбора задания;
Карточки с записью решения задач (выбор нужного решения);
Лента цифр над доской и у каждого ученика на парте.
На уроке я использовала:
Технологии: технологию проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
По типу – Урок систематизации и обобщения полученных знаний.
При разработке данного урока учитывались особенности усвоения материала учащимися класса.
Этапы урока:
Все этапы урока логично связаны.
1 этап: Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся.
Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.
2 этап: Актуализация полученных ранее знаний.
Цель: организовать актуализацию полученных знаний;
актуализировать мыслительные операции, необходимые для обобщения знаний;
предъявить задания, близкие жизненному опыту детей.
3 этап: Постановка учебной задачи.
Цели этого этапа: актуализация мыслительных операций, необходимых для повторения и обобщения имеюшихся знаний; создание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний
Постановка цели урока.
Цель: определение и частично-самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока.
4 этап: Самостоятельная работа по теме урока с самопроверкой.
Цель: проверить умения работать учащихся по алгоритму;
организовать самостоятельную работу учащихся;
организовать самопроверку самостоятельной работы
Физкультминутка
(гимнастика для глаз)
5 этап: Работа с таблицей сложения (работа по учебнику).
Цель: организовать подводящий диалог по материалу урока;
6 этап: Закрепление знаний: применение таблицы при решении примеров (фронтальная работа)
Цель: зафиксировать алгоритм выполнения сложения с переходом через разряд по таблице; применение знаний на практике - при помощи учителя
7 этап: Самостоятельная работа. Работа по учебнику.
С целью оценки умения правильно выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд была проведена самостоятельная работа по учебнику. Перед самостоятельной работой, было проведено обобщение знаний
8 этап: Рефлексия деятельности на уроке. Подведение итогов урока.
Цель рефлексии – подведение итогов работы. Формулирование оценочных выводов и обобщений.
9 этап: Постановка домашнего задания.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.
В ходе урока дети обобщили имеющиеся знания. Закрепили умения правильно выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд в пределах 20.
Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в тетрадях.
Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, применение здоровьесберегающих технологий.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.
Но не смотря на положительные моменты и хороший результат урока хотелось бы обратить внимание на: - Объем материала для восприятия для 2 класса выбран большой, учителю не хватило времени для организованного завершения урока, внимание ребят в конце урока было рассеянным и материал был принят не всеми.