Виды грамматических ошибок | Примеры ошибок | Правильный вариант/правило |
Ошибки в управлении -неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом | * Оплатить за проезд Скучаю по вам *согласно приказа, по приезду | Б С дат. п. (кому? чему?) лагодаря Согласно вопреки По приезде, прибытии, завершении, истечении, возвращении (в П.п.) |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым С мешение конструкций главного и придаточного предложений | *МГУ завершило прием *Кресло-кровать стояла *Пришел добрый врач Иванова. Никто, даже отличники, не решили. *Те, (кто опоздал), не посмотрел фильм. | Гл.слово-м.р. Гл.слово-ср.р Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р. Никто не решил Те не посмотрели, кто опоздал. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами 1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления 2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами 3. Употребление двойных союзов в искаженном виде 4. Избыточность союзных средств 5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов 6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п. 7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов. | * Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами. *Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания. * Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания. *Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал. *Концерты проходили В театрах, парках, стадионах. *Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки. * Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи) | Подбор (чего?) Наблюдение(над чем?) не только для разведения, но и для поддержания. Не только, но и Как , так и и т.п. но//тем не менее НА стадионах Двух мальчиков и трех девочек Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!! |
Ошибка в построении предложения с причастным оборотом -разорван определяемым словом - неправильное согласование причастия с определяемым словом | *Издалека были видны /плывущие бревна по воде/ Мы увидели бревна, плывущих по воде | Бревна, /плывущие по воде/ |
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом -деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо | * Листая альбом, мне попались две фотографии | Листая альбом, я увидел две фотографии. |
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением -приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже. | *В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века. *В «Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев. | В романе «Капитанская дочка».. В «Капитанской дочке»… |
Ошибка в построении сложного предложения -с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном) -употребление составных союзов в искаженном виде -избыточность союзных средств | * Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно. * Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова. * Он спросил, что где его вещи. * Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык | Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно Перед тем как Для того чтобы Вмето того чтобы Прежде чем С тех пор как По мере того как Подобно тому как Виду того что Вследствие того что несмотря на то что Он спросил, где его вещи. Я не знаю, сможем ли мы найти… |
Косвенная речь
Прямая речь | Средство связи при замене на косвенную | Косвенная речь |
Повествовательное предложение * «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя. | что | *Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости. |
Побудительное предложение *Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». | чтобы | * Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них» |
Вопросительное предложение «Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой. | ли | *Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть. |
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Прямая речь | Примеры ошибок | Косвенная речь |
Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя». | Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя. | Он сказал, что он сделает эту работу для меня. |
Он сказал: «Приходи пораньше». | Он сказал, что приходи пораньше. | Он сказал, чтобы я пришел пораньше. |
Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?» | Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу. | Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу. |
Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?» | Я спрашиваю, что ты был вчера в институте? | Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте. |
5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
Прямая речь | Косвенная речь |
Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!» | Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной. |
1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:
*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).
2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:
*Скажите, чтоб он убирался... (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь...»).
3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее косвенной речью возможны два случая:
а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).
б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).
4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Прямая речь | Примеры ошибок | Косвенная речь |
Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя». | Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя. | Он сказал, что сделает эту работу для меня. |
Он сказал: «Приходи пораньше». | Он сказал, что приходи пораньше. | Он сказал, чтобы я пришел пораньше. |
Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?» | Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу. | Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу. |
Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?» | Я спрашиваю, что ты был вчера в институте? | Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте. |
5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
Прямая речь | Косвенная речь |
Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!» | Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной. |
Русский язык 7 класс ФГОС
Правила русского языка. Орфография и...
Русский язык 8 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
Русский язык 10 класс ФГОС
Русский язык 5 класс ФГОС
Культура речи: от ударения до стилистики
Электронная тетрадь по русскому языку 9...
© 2016, Судакова Ольга Николаевна 10226 299
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы