СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица "Виды грамматических ошибок"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таблица поможет подготовиться к выполнению задания № 7 ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Таблица "Виды грамматических ошибок"»

Виды грамматических ошибок


Примеры ошибок

Правильный вариант/правило

Ошибки в управлении




-неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом

* Оплатить за проезд

Скучаю по вам



*согласно приказа,

по приезду



Б

С дат. п.

(кому? чему?)

лагодаря

Согласно

вопреки


По приезде, прибытии, завершении, истечении, возвращении (в П.п.)


Нарушение связи между подлежащим и сказуемым







Смешение конструкций главного и придаточного предложений

*МГУ завершило прием

*Кресло-кровать стояла


*Пришел добрый врач Иванова.

Никто, даже отличники, не решили.


*Те, (кто опоздал), не посмотрел фильм.

Гл.слово-м.р.

Гл.слово-ср.р


Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р.


Никто не решил


Те не посмотрели, кто опоздал.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления


2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами




3. Употребление двойных союзов в искаженном виде



4. Избыточность союзных средств



5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов


6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п.


7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов.



* Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами.



*Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания.

* Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания.

*Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал.

*Концерты проходили В театрах, парках, стадионах.

*Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки.

* Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи)



Подбор (чего?)

Наблюдение(над чем?)



не только для разведения, но и для поддержания.



Не только, но и

Как , так и

и т.п.


но//тем не менее



НА стадионах



Двух мальчиков и трех девочек


Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!!

Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

-разорван определяемым словом

- неправильное согласование причастия с определяемым словом




*Издалека были видны /плывущие бревна по воде/

Мы увидели бревна, плывущих по воде



Бревна, /плывущие по воде/


Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

-деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо






* Листая альбом, мне попались две фотографии





Листая альбом, я увидел две фотографии.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением


-приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже.





*В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века.

«Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев.





В романе «Капитанская дочка»..

В «Капитанской дочке»…

Ошибка в построении сложного предложения

-с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном)





-употребление составных союзов в искаженном виде










-избыточность союзных средств





* Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно.



* Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова.









* Он спросил, что где его вещи.

* Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык



Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно


Перед тем как

Для того чтобы

Вмето того чтобы

Прежде чем

С тех пор как

По мере того как

Подобно тому как

Виду того что

Вследствие того что несмотря на то что

Он спросил, где его вещи.

Я не знаю, сможем ли мы найти…

Косвенная речь



Прямая речь

Средство связи при замене на косвенную

Косвенная речь

Повествовательное предложение


* «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя.




что




*Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости.

Побудительное предложение


*Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них».




чтобы




* Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них»

Вопросительное предложение


«Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой.




ли




*Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».

Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.

Он сказал, что он сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, что приходи пораньше.

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»

Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.

Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:

Прямая речь

Косвенная речь

Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!»

Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной.






















1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:

*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).

2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:

*Скажите, чтоб он убирался... (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь...»).

3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее косвенной речью возможны два случая:

а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).

б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).

4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».

Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.

Он сказал, что сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, что приходи пораньше.

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»

Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.

Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:

Прямая речь

Косвенная речь

Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!»

Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

26.03.2017 19:27
Синягина Юлия Викторовна @sinagina
Спасибо !
25.03.2017 20:54
Крохалева Татьяна Васильевна @crokha
Спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!