СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Такие разные суффиксы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен изучению различных суффиксов.

Просмотр содержимого документа
«Такие разные суффиксы»

4


Открытый урок русского языка в 5г классе

"Такие разные суффиксы"

Тип урока: комбинированный

Цель: обеспечить условия для эффективного усвоения материала морфемике и словообразованию, обучить работать с суффиксами.

Задачи урока:

  • восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях;

  • повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове;

  • углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.

  • формировать умения видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение;

  • совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов;

  • учить выделять суффикс в слове.

  • воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста;

Методы формирования понятий и контроля знаний

  • Постановка учащимися учебных задач.

  • Решение учащимися учебных задач.

  • Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.

  • Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.

Методы формирования умений

  • Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.

  • Составление предложений с включением слов, имеющих суффиксы определённого значения.



Ход урока

Мотивационный этап /блиц-опрос/ (в это время 5 человек у доски выполняют вспомогательное задание)

Анализируя увиденную картину, можно прийти к выводу, над чем же сегодня мы будем работать. Сформулируйте и запишите тему урока. Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке?

Задачи учения:

  • Какие суффиксы называются суффиксами оценки?

  • На какие группы по значению делятся суффиксы?

  • Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?

  • Что образуют суффиксы?

Этап усвоения нового материала.

— Что это? (показываются 2 цветка разного размера и игрушечный конь)

— Цветок, цветочек (запись слов в тетрадях и на доске).

  • Обозначьте орфограммы в этих словах.

  • Что общего в составе этих слов?

  • О чём нам говорит корень?

  • Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? (ласково называем, указываем на маленькие размеры)

  • Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит? (имеет уменьшительно- ласкательное значение)

  • Вспомните известные вам уменьшительно-ласкательные суффиксы, приведите примеры слов с ними.

  • В ходе урока составляется таблица “Суффиксы и их значения”. На данном этапе заполняется её первый пункт.

СУФФИКСЫ

ЗНАЧЕНИЯ

-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-

уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки

- чик-,-щик-,-ист-,-тель-

название лица по роду занятий, по профессии

-оват-,-еват-

признак предмета

-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-

название лица по месту жительства

-ец-

принадлежность действия лицу

-ищ-

увеличительное значение

-ищ-

место



— Можно ли оценить отношение к предмету, выраженное с помощью суффикса -ик-? (доброе, ласковое )

— Так что же мы можем оценить с помощью суффикса? (размеры животного, отношение к нему )

— Можно ли поставить знак равенства между выражениями “уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “суффиксы оценки”? (Ответ фиксируется в таблице)

— Какие же ещё значения имеют суффиксы?

Диктант дружбы (дети по цепочке выходят, запоминают в течение минуты фрагмент, а потом диктуют остальным, пока следующий запоминает, дети на местах выделяют суффиксы в словах)

ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ

На город Словесинск напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты –десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Словесинске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый словесинец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.

Задания к тексту

  • №1 (задания репродуктивного уровня):

— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-,-тель-, -оват-, -еват -определите их значение.

  • №2 (задания конструктивного уровня):

— Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (словесинец, ошибконосец)

— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу).

  • №3 (задания творческого уровня):

— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )

— Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).

— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение).

— Только ли новые слова образуют суффиксы? Давайте подумаем, как мы можем назвать эти суффиксы? Какой термин нам для этого понадобится?

На доске появляется запись: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

— Обозначьте орфограммы-гласные в данном слове. Сколько здесь суффиксов? Какой вывод можно сделать? (Вывод: в слове может быть несколько суффиксов).

— А какие ещё бывают суффиксы?

— Как называются суффиксы, образующие форму слова?

На доске появляется запись: ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

— Обозначьте орфограммы-гласные.

Ответы учащихся позволят заполнить следующую таблицу:

Формообразовательные суффиксы

Формы слова

-ть -

инфинитив

-л-

глагол прошедшего времени

— Найдите в тексте и выпишите слова с формообразовательными суффиксами.

— Произведите морфемный разбор слова сеять.

— Почему -ть- не входит в основу? (как и окончание, он образует только форму слова).

Этап первичного закрепления знаний

Задание: распределите слова по 3 группам (существительные, прилагательные, глаголы) и выявите соответствующие частеречные суффиксы.

Д/З Упр.525



Вспомогательное задание (5 чел у доски)

Распределите имена существительные по графам в зависимости от разряда по значению (конкретные – вещественные – отвлечённые – собирательные). Конкретные существительные разбейте на одушевлённые и неодушевленные, собственные и нарицательные.

человечество, родня, молодёжь, молодняк, детвора, мошкара, вороньё, студент, рябчик, змея, гриб, колпак, ворона, лиса, боярин, конь, стол, дворник, нефть, консервы, цемент, чай, дрожжи, сахар, мёд, молоко, двигатель, чучело, жемчужина, Юпитер, Сахалин, Витебск, Аляска, существо, молодость, волокита, сияние, свежесть, теплота, белизна, упрямство,

- Помимо значения слов, что помогло нам разделить их на группы?

Ответ: суффиксы –ств-, -ит-, -ани-\-яни-, -ость-, -изн-, -як-\-ак-, -ор-\-ар-, -ня-, -ё-, -ёжь-, -ник-, -тель-

конкретные

вещественные

отвлечённые

собирательные

Студент, рябчик, змея, гриб, колпак, ворона, лиса, боярин, конь, стол, дворник, двигатель, чучело, жемчужина, планета Юпитер, остров Сахалин, город Витебск, полуостров Аляска

нефть, консервы, цемент, чай, дрожжи, сахар, мёд, молоко,

Существо, молодость, волокита, сияние, свежесть, теплота, белизна, упрямство,

человечество, родня, молодёжь, молодняк, детвора, мошкара, вороньё