СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Там, на неведомых дорожках..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первоклассники совершат путешествие в страну литературию.

Просмотр содержимого документа
«"Там, на неведомых дорожках..."»

Сценарий литературной игры

« Там на неведомых дорожках»



Ведущий:Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы

попадем в мир волшебства, в страну сказочных

превращений и путешествий.

1чтец: Надену я тельняшку

спешите все ко мне

Я уплываю в сказку

на золотой волне

2чтец: Я мореходом стану

(Все страхи за бортом)

Я уплываю в страны

где не бывал никто

3чтец: Стучит мое сердечко

Отплытье через час

На палубе местечко

осталось и для вас.

Ведущий: Да,ребята. Сегодня наш волшебный корабль





под названием «Фантазия» отправляется в путь по

стране Литературии.

И первая остановка на острове Сказочном

1) Что ловил Дуремар в болоте?(пиявок)

2) Чем заправляли малыши из Цветочного города свои автомобили?(газированной водой с сиропом)

3) Произнеси заветные слова из сказки Р.Киплинга

«Маугли» ( Мы с тобой одной крови,ты и я!)

4) Герой сказки, соломенный человечек с жутким именем(Страшила)

5) Сколько раз ходил старик к морю в сказке А.С.Пушкина?(шесть)

6) В кого превратился гадкий утенок?(в лебедя)

Ведущий:  Мы плывём по волшебному морю:

шумит волна за кормой ,светит ласковое солнце и подплываем мы к изумительному городу и наш капитан бросает якорь и мы высаживаемся и попадаем

на поле из "чудо-цветиков"

Один из них я уже сорвала и предлагаю нашим

читателям оторвать по лепестку и вы узнаете своё

задание «Изобразите этого героя»

Ведущий: Мы проходим вглубь города и попадаем

на конкурс «сказочных поэтов», предлагают вам

закончить строку:

*На рассвете птица-мать,

учит птенчика ...(летать)



*В глубине текущих вод,

рыбка корюшка ...(живёт)



*Без воды их без мочала,

мама сына ...(умывала)



*Как хорошо уметь читать,

Не надо к маме ...(приставать)



*И в десять лет,и в семь,и в пять,

Все люди любят ...(рисовать)

Ведущий: Мы продолжаем наше морское сказочное путешествие

и отправляемся на остров Буян где нас ждут новые приключения.

Ведущий: И мы высаживаемся на остров и посреди

острова стоит волшебный ларец. Заглянем в него, там волшебные предметы из разных сказок, нужно

догадаться из каких.

Ведущий: Молодцы, наши читатели .

Идём дальше и видим большое количество людей,

что же они делают?

Они соревнуются на титул «Самого остроумного»,поучаствуем и мы.

1)Кто под проливным дождём не мочит волосы?(лысый)

2)Каким гребнем волосы не расчешешь?(петушиным)

3)Какой человек может одной рукой остановить автомобиль?(инспектор ГАЙ)

4)Что можно приготовить и нельзя съесть?(уроки)

5)Какой малыш рождается с усами?(котёнок)

6)Какой песок в море?(мокрый)

7)Когда чёрной кошке легче всего пробраться домой?

(когда дверь открыта)

8)Отчего кошка бегает?(от того что не умеет летать).

Ведущий: А сейчас мы видим большой красивый замок, но в нем никто не живет. Давайте поселим в нем наших любимых литературных героев.

1) Людям долго неизвестный

Стал он каждому дружком

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется...(Чипполино)

2) С Бармалеем он был в ссоре

И мартышек спас от кори.

Всех излечит, изцелит

Добрый доктор...(Айболит)

3) Жил на свете мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына,

Шалунишку...(Буратино)

4) Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил,

Догадались, это Гена,

это Гена...(крокодил)

 

5) Железные зубы,

костяная нога,

все люди знаю

Это... (Баба Яга)

6) Для него прогулка- праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок...(Винни - Пух)



Ведущий: Благодаря вам сказочные герои будут

справлять новоселье в новом прекрасном замке.

Ведущий: Вот и пришла пора расставаться .

Наше небольшое морское путешествие заканчивается ,но наш волшебный корабль «Фантазия» обязательно продолжит свой путь в другие неизвестные сказочные страны, лишь только стоит вам ,юные читатели открыть книгу.

Закончен праздник ,он у нас ,

Рассчитан лишь на час,

Но вы ,читающий народ,

Любите книгу круглый год!

 





























КАК ПОЯВИЛСЯ КАЛЕНДАРЬ?

Сценарий

ДЛЯ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

ВЕДУЩИЙ: Потребность измерять время возникла у людей уже в глубокой древности. Первые календари появились много тысяч лет назад на заре человеческой цивилизации. Люди научились измерять промежутки времени, сопоставлять их с явлениями, которые повторялись периодически (смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года). Без использования единиц измерения времени люди не могли жить, общаться между собой, торговать, заниматься земледелием. В начале счет времени был примитивным, но по мере развития человеческой культуры, с возрастанием практической потребности людей, календари совершенствовались, появились такие понятия, как год, месяц, неделя.

Когда-то каждое племя, каждый город, каждое государство создавали свои собственные календари, по-разному составленные из суток, месяцев и года. Появились лунные, лунно-солнечные, солнечные календари. Около 2500 года до н.э. лунным календарем пользовались шумеры. Лунно-солнечным календарем в глубокой древности пользовались народы Китая и Индии. Сегодня все народы мира пользуются солнечным календарем, унаследованным от древних римлян.

Календарем принято называть определенную систему счета больших промежутков времени. Слово "календарь" произошло от латинских слов "калео" (провозглашать) и "календариум" (долговая книга). В Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо и первого числа каждого месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

В I столетии до н.э. в древнем Риме случилось чудо – появился первый календарь!

А предложил его Юлию Цезарю один александрийский астроном по имени Созиген. Римский император был недоволен прежним исчислением, поэтому мудрое предложение принял с радостью и восторгом. В этом календаре, который весь мир называет юлианским, три года были простыми (то есть 365 дней), а четвёртый имел 366 дней. Созиген смекнул, что високосный год немного длиннее остальных, поэтому и «прибавил» к нему ещё сутки.

Современные календари мы унаследовали от древних римлян. В первом римском календаре (он был принят в 700 году до н.э.) было 10 месяцев. Первый месяц (март) был назван в честь Марса — бога войны, второй от слова "априкус" — что значит "согреваемый Солнцем", третий в честь богини земли Майи, матери бога Меркурия, четвертый — посвящен богине Юноне, супруге Юпитера. Пятый и все остальные месяцы имели просто числовые латинские обозначения. В этом календаре было 304 дня. Неудобство было исправлено в 650 году до н.э. В календарь добавили еще два месяца. Одиннадцатый — январь — назвали по имени двуликого бога Януса, а двенадцатый — февраль — произошел от слова фебруарис, что в переводе означает очистительный.

Римляне использовали своеобразный способ счета дней в месяце. Первый день они называли календами, седьмой день назывался нонами, 15-е число (полнолуние) в долгих и 13-е в коротких месяцах называлось идами. День перед календами, нонами и идами назывался канун. При этом древние римляне считали дни не вперед, как это делаем мы, а в обратном направлении.

Юлианский календарь устраивал всех, поэтому вплоть до XIV столетия он использовался в большинстве европейских государств и за их пределами.

В 1582 году римский папа Григорий XIII сделал неслыханное заявление. Оказывается, он изобрёл новый календарь, который был удобнее и практичнее старого. 4 октября моментально превратилось в 15, а из високосных начали исключать те, которые выпадают на конец столетия (1700, 1800, 1900 и.т.д.). Так и появился григорианский календарь, которым мы с вами пользуемся и по сей день.

ВЕДУЩИЙ: Слово «календарь» в переводе с латинского означает буквально следующее: «запись ссуд», «долговая книга». Дело в том, что в Древнем Риме должники выплачивали долги или проценты по ним в дни календ - в первые дни месяца. Отсюда и название. А вот у греков календ не было. Поэтому о закоренелых неплательщиках римляне иронично говорили, что они вернут долг в греческие календы, то есть неизвестно когда. Это выражение стало крылатым во многих языках мира.

Сегодня _______(дата). Казалось бы, обыкновенный день недели. Но нет. Сегодня ( в зависимости от даты, называет официальные или неофициальные праздники, выпавшие на эту дату)

Постараемся и мы  в этот необычный  день...    устроить себе небольшой праздник. И поможет нам в этом обыкновенный... (загадывает загадку)

Когда пришел к тебе он в дом,

 Он был веселым толстяком.

 Но с каждым днем терял он вес

 И, наконец, совсем исчез.      Календарь.

 ВЕДУЩИЙ.  Почему-то календарь  многие  называют толстяком, когда он бывает разным.(Показывает, какие бывают календари)

Так это что получается? Календарь бывает разных видов: карманный, отрывной... А еще какие календари вы знаете? (Ответы детей)

             Настенный, настольный, табель-календарь, лунный, садовода – огородника, женский, школьный, семейный, молодежный, декоративный, встроенный в часы.

А известно ли вам,  Кто изобрел карманный календарик?

Слово «календарик» (речь идет об однолистных карманных календарях, у которых с одной стороны картинка, а с другой - таблица дней года) появилось в России в 1780-м году. Однако с их печатным воплощением пришлось подождать еще сто лет.

Впервые такие календари в России напечатали в середине 1880-х годов в Москве. А первые календарики с новым стилем издали в Петербурге в начале 1918 года, сразу после подписания декрета о введении у нас западноевропейского календаря.

В наши дни календариков ежегодно выходит не менее 1000 видов суммарным тиражом по меньшей мере 120 миллионов экземпляров.

            ВЕДУЩИЙ.  Да. И каждый из них, как маленькая ежедневная энциклопедия помогает нам о каждом из 365 дней узнавать что-то новое.

Ребята, кто сумеет назвать самый короткий месяц в году.

(Ребята предлагают свои варианты).

 ВЕДУЩИЙ.  Самый короткий месяц - май: в названии этого месяца всего три буквы.

Следующий вопрос: как звали друга Робинзона Крузо?    (Ответ: Пятница).

            А кто ответит, к какой сказке С. Маршака имеет отношение календарь?  (Ответ: «Двенадцать месяцев»).

«Давным-давно, кажется, в прошлую пятницу...» - такими словами начинается известный всем мультфильм. Как он называется?  (Ответ: «Винни - Пух и вес, все, все...»).

 Какой день недели считается «тяжелым»?  (Ответ: понедельник.)

 В какой день, после дождика, сбываются мечты?  (Ответ: в четверг.)

 А сейчас задание на внимание: я буду перечислять дни недели, а вы, если это выходные, хлопните громко в ладоши.  (Ведущий называет дни недели)

 Понедельник, вторник, среда, воскресенье, четверг, суббота, пятница, вторник, воскресенье, четверг, среда...

 В календаре красным цветом отмечены не только выходные дни, но и праздники. Сейчас я буду называть числа, а вы попробуйте сказать, какой праздник отмечают в этот день. Восьмое Марта...

            - Международный женский день.

 ВЕДУЩИЙ.  Первое января...

            -   Новый год.

 ВЕДУЩИЙ.  Девятое Мая...

            - День Победы.

 ВЕДУЩИЙ.  Первое сентября...

            - День знаний.

            ВЕДУЩИЙ.  А еще есть праздники, которые отмечают люди той или иной профессии, и называются они -  профессиональные.  Учителя празднуют его в октябре, военные - в феврале, железнодорожники - в августе, пограничники - в мае, артисты - в марте. А вы знаете, какие еще бывают профессиональные праздники и когда их отмечают?  (Ребята говорят свои варианты.)

ВЕДУЩИЙ: На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов. Мы часто обращаемся к календарю, чтобы узнать, какое сегодня число, день недели, в какой день будет праздник. А как же жили наши прабабушки и прадедушки, ведь раньше не было таких календарей. У каждого месяца было своё название, совсем не похожее на наше современное.

 

Современные русские названия               Древние славянские названия

Январь                                                                      Сечень

Февраль                                                                    Лютый

Март                                                                          Березозор

Апрель                                                                      Цветень

Май                                                                           Травень

Июнь                                                                         Червень

Июль                                                                         Липец

Август                                                                                   Серпень

Сентябрь                                                                  Вересень

Октябрь                                                                    Листопад

Ноябрь                                                                      Грудень

Декабрь                                                                    Студень

 

ВЕДУЩИЙ: Мы с вами заглянули в историю и узнали о видах календарей. Теперь поговорим, что такое народный календарь.  Народный календарь – энциклопедия крестьянской жизни.

- Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер.

- Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.

- Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными и зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны. Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ.

И, конечно же,  каждого из нас есть день в году, когда его тоже считают самым важным и  праздничным. Это…

(Ребята подсказывают: День рождения.)...

Кто родился в декабре, в феврале и январе,

 Породнился с Новым годом и морозною погодой?

 Это мы - дети зимы, это мы - дети зимы,

 Дети метелей, праздничных елей,

 Дети родной Земли.

 Шлет весна земной поклон всем, кто ею был рожден.

 Кто качался в колыбели в марте, мае и апреле?

 Это мы - дети весны, это мы - дети весны,

 Дети рассвета, свежего ветра,

 Дети родной Земли.

 Кто с июньской синевой, кто с июльскою грозой,

 Мягким августом согретый, первый раз проснулся летом?

 Это мы - дети жары, это мы - дета жары.

 Мы дети лета, дети рассвета,

 Дети родней Земли.

 Кто родился в сентябре, октябре и ноябре,

 Породнился с урожаем, с листопадом, с птичьей стаей?

 Ты и я - дети дождя, ты и я - дети дождя.

 Живут на свете осени дети,   Дети твои, Земля.

Пусть этот день календаря

 Всем вам запомнится, друзья

 Короткой будет моя речь:

 Счастливо всем, до новых встреч!