СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Танцевальные занятия в системе работы в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.

Просмотр содержимого документа
«"Танцевальные занятия в системе работы в ДОУ"»

Статья "Танцевальные занятия в системе работы в ДОУ"

В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.

Танцевальные занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим соответственную квалификацию, то есть хореографом или инструктором по физкультуре. Занятия по ритмопластике также может проводить музыкальный руководитель.

Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ

Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:

  • общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);

  • элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);

  • экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);

  • танцевальные движения;

  • игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);

  • упражнения на релаксацию.

Виды танцевальных движений для дошкольников

Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:

  • приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);

  • галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);

  • переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;

  • шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);

  • русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;

  • вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);

  • шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд. 

Приёмы работы на танцевальных занятиях в детском саду

Разрабатывая танцевальные занятия, педагог использует 4 группы приёмов.

Словесные приёмы

Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.

Объяснение

Словесное разъяснение особенно важно для работы над новыми упражнениями на занятии. Комментарии педагога должны быть образными, конкретными и точными. Например, в старшей группе на танцевальном занятии «В подводном царстве» на отработку движения в цепочке, шеренге и по диагонали со своими воспитанниками я разучивала игровое упражнение «Волны». После повторения понятий шеренга и цепочка словесное описание было построено так: «Ребята, станьте в две шеренги лицом друг к другу. Когда начинается музыка, шеренга справа, взявшись за руки и подняв их вверх, идёт навстречу ребятам, стоящим в шеренге слева. А левая, двигаясь одной линией, проходит под поднятыми руками правой. После того как закончится музыка, шеренги делают разворот через правое плечо и, поменявшись местами, повторяют упражнение».

Загадки и стихотворения

Обычно этот приём используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:

 

Что за хитрая плутовка?

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Кто же это? (Лиса).

А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:

 

Серенький, пушистый,

Лесной побегайка,

Прыгает, резвится

Наш весёлый… (Зайка).

В своей практике рифмовки я использую для презентации тем, связанных с изучением истории этого вида искусства, например, при рассмотрении вопросов о танцах народов мира с детьми средней группы:

 

У всех народов танцы есть,

В мире танцев нам не счесть!

Танго, ча-ча-ча, гопак,

И лезгинка, и трепак.

В танце кружатся народы,

Дружно водят хороводы,

Мы не можем больше ждать,

Тоже будем танцевать.

 

Это интересно. Трепак — быстрая русская пляска в двудольном размере, уходящая корнями в историю Древней Руси. Трепак построен на комбинации дробных шагов, притопываний и присядке с выбрасыванием ног.

 

Беседа

Этот словесный приём особенно актуален для воспитанников средней и старших групп. Обычно в беседе дети с педагогом обсуждают значение танца для поддержания здорового образа жизни, рассматривают выразительные возможности танца (например, после просмотра отрывка балета «Лебединое озеро» в старшей группе). Беседы на тему танцев имеют познавательную и морально-этическую направленность. Вот несколько примеров тематики разговоров по теме:

  • «Такие разные танцы» (старшая группа);

  • «Танцев много интересных» (средняя группа);

  • «Танцуй ради жизни» (подготовительная);

  • «Танцы народов мира» (вторая младшая, средняя).

Чтение

Представление материала в таком виде является не слишком удобным способом работы на занятиях, требующих динамики. Поэтому чтение практикуется как элемент самостоятельной деятельности детей старшей или подготовительной группы. Например, в рамках темы «Наш танцующий детский сад», когда ребята рассматривают альбомы с фотографиями воспитанников ДОУ с разных мероприятий, на которых они исполняют танцы. Дети читают краткие справки об этих танцах (название, откуда появился).

 

Наглядные приёмы

Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.



Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:

  • картинки (например, при рассмотрении темы «Космос» педагог для погружения ребят старшей группы в атмосферу презентует картинки с изображениями планет Солнечной системы, а затем предлагает разучить «космический» танец «Инопланетяне», пластика которого напоминает движения роботов);

  • фотографии известных танцоров в образах (например, Майи Плисецкой в образе «Кармен», Галины Улановой в образе Маши из балета «Щелкунчик» и др.);

  • схемы (этот вид наглядности практикуется только со старшими дошкольниками и подразумевает показ ребятам схематического исполнения танцевальных движений).

Реквизит для танцевальных занятий

Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:

  • погремушки (для младших дошкольников);

  • султанчики, мячики (для отработки движений руками);

  • ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);

  • элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).

Практические приёмы

Творческие способы осмысления темы — рисунки, поделки, аппликации — применяются как способ закрепить полученную информацию. Например, в средней группе после знакомства с русским народным танцем и костюмом малыши выполняют аппликацию из цветной бумаги «Кокошник», наклеивая узор на заготовку головного убора.



Игровые приёмы

Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.

 

Таблица: игры на танцевальных занятиях в детском саду

 

Название игры

Возраст детей

Оборудование (музыкальное сопровождение)

Суть игры

«Тренируем эмоции»

Со второй младшей группы

Музыкальные отрывки разных настроений

Педагог просит малышей:

  • нахмуриться, как тучка на небе, как злой человек;

  • устать, как мама после работы, как муравей, который притащил огромную муху в муравейник и пр.

«Надуй куклу»

Старшие группы

Музыка на усмотрение педагога

Дети разбиваются на пары. Один участник стоит с опущенной головой, согнув ноги и руки. Он — «кукла». Его партнёр — «насос». По команде «насос» начинает сгибать и разгибать туловище, а «кукла» распрямлять конечности, поднимать голову, то есть «надуваться». Когда «кукла» полностью надута, партнёры меняются местами.

«Джаз тела» (по Г. Рот)

Со средней группы

Ритмичная музыка

Водящий показывает порядок выполнения упражнения: под музыку сначала двигаются только голова и шея (в разные стороны, вперёд, назад), затем только плечи и так отрабатываются движения локтей, кистей, бёдер, коленей и ступней. Затем дети двигают всеми этими частями тела одновременно.

«Танец в зеркале»

Старшие группы

Музыкальные отрывки разных настроений и ритмов

Дети разбиваются на пары. По очереди показывают движения под музыку, партнёр повторяет.

«Лес»

Со средней

Звуки природы

Педагог предлагает детям представить себя разными деревьями (рябиной, дубом, сосной), кустарниками, травами и пр. Затем дети по команде взрослого реагируют на:

  • ураган;

  • грибной дождик;

  • ливень;

  • жару.

«Спящий котёнок» (игра на релаксацию)

Первая, вторая младшая группы

Р. Паулс «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

Дети, изображая котят, ложатся на коврики. Под музыку у них медленно поднимаются и опускаются животики.

 

Это интересно. В современных детских садах активно практикуются упражнения-игры, разработанные Габриеллой Рот — танцовщицей, философом, преподавателем, пропагандировавшей медитативные техники в танце.

 

Игротанцы (танцы-игры)

Это одна из разновидностей игр, в которых движения выполняются под рифмовки, пальчиковые игры, развивающие подвижность, ловкость и создающие положительный микроклимат. Обычно игротанцы проводятся в минуты до или после интенсивной интеллектуальной нагрузки, а также в виде одной из форм организации детей и родителей на утренниках. К примеру, перед Новым годом на досуговом мероприятии участники играют в игру «Тепло-холодно». Под музыку «Новогодний парад» педагог говорит: «Тепло», — дети с родителями танцуют, на слово «Холодно» — обнимаются.



Картотека тем танцевальных занятий

Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.

Представленный фрагмент планирования по ритмопластике во второй младшей группе включает рассмотрение таких тем, как:

  • «Путешествие в страну танца»;

  • «Мишка косолапый»;

  • «Весёлый зоопарк».

С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.

 

Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.

 

Это интересно. Занятия хореографией в первой младшей группе организуются с октября, так как сентябрь является месяцем активной адаптации малышей к детскому саду.

 

Кружковая работа по ритмике в детском саду

Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.