СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральное творчество как средство патриотического воспитание

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Театральное творчество как средство патриотического воспитание»

Доклад на тему : "Театральное творчество средство патриотического воспитания молодежи"

Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими, социально-политическими и социально-психологическими факторами общественного развития, которые резко обострили социальную дифференциацию российского общества, привели к утрате духовных ценностных ориентиров, оказали негативное влияние на воспитание патриотизма у молодежи. Крушение многих исторически сложившихся патриотических идеалов и ценностей и отсутствие новых идеологических ориентиров привели значительную часть молодежи к бездуховности, равнодушию и неуважительному отношению к государству, государственным символам, социальным институтам, а также неприятию отечественной культуры, литературы и искусства.

Смена социально-культурного уклада страны и традиционной образовательно-воспитательной системы привели к изменениям в социокультурной и поведенческой психологии российского общества. Молодое поколение, детство которого прошло под лозунгом антипатриотизма, в настоящее время не имеет полного целостного представления о смысле патриотизма. Это понятие отождествляется или с национализмом, или ассоциируется с изжившим себя советским строем. Поэтому все, что связано с прошлым, с историей нашей страны оказалось в современных социокультурных условиях непопулярным и неинтересным для молодежных групп. В молодежной среде стал популярен европейский образ жизни и тип поведения, что приводит к утрате чувства сопричастности к прошлому и будущему своей страны, которое является необходимым элементом воспитания патриотизма.

В современных условиях культурно-досуговые учреждения (КДУ), как и другие важнейшие социальные институты, отражают происходящие в обществе процессы. Резкое снижение государственной финансовой поддержки в развитии самодеятельного творчества и коммерциализация культуры привели к ориентации КДУ на проведение платных зрелищноразвлекательных мероприятий. Однако именно личностная практическая деятельность в сфере социального и художественного творчества позволяют формировать чувства патриотизма, желание молодежи участвовать в общественной жизни своего села, города, в жизни своей страны.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» призвана повернуть отношение государства и общества от социальной демагогии в связи с патриотическим воспитанием к практическому решению поставленных задач.

Большими возможностями в патриотическом воспитании молодежи обладает самодеятельное театральное творчество, позволяющее апеллировать к глубинным чувственным и эмоциональным переживаниям, подсознательным морально-нравственным установкам, художественному вкусу и предпочтениям. Однако в настоящее время в деятельности КДУ невостребован воспитательный потенциал театрального творчества в патриотическом воспитании молодежи.

В условиях модернизации системы российского образования и воспитания обострились противоречия между:

- возросшими требованиями общества к формированию личности патриота и недостаточной разработанностью этой проблемы в рамках художественно-образовательной и воспитательной деятельности в КДУ;

- растущими досуговыми потребностями молодежи и недостаточными организационно-методическими возможностями КДУ;

- значительным потенциалом самодеятельного театрального творчества в патриотическом воспитании и не разработанностью социально-педагогических условий его использования.

Данные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия патриотического воспитания молодежи средствами театрального творчества.

Степень научной разработанности проблемы патриотического воспитания молодежи определяется тем, что это комплексная и многоаспектная социально-значимая проблема рассматривается неразрывно от личностного становления молодого человека. Анализ научной литературы показал, что первые упоминания значимости патриотического воспитания можно найти в теоретических трудах Аристотеля, Платона, Цицерона. В Древнем Китае не только научные труды, но и художественные произведения пронизаны глубоким патриотизмом.

В трудах таких философов, как Г. Бабеф, Г. Гегель, И. Гердер, Т. Гоббс, П. Гольбах, И. Кант, JI. Фейербах, отмечен ценностный подход к воспитанию патриотизма.

Как отмечают ученые-исследователи, патриотизм как чувство, вошло в основу воспитания подрастающего поколения Древней Руси еще в IX веке. В данный исторический период не существовало самого понятия «Патриотизм» и до XVIII века было распространено понятие «Сын Отечества». Это отмечено в произведениях А.Н. Радищева и других патриотов-просветителей.

Патриотическое воспитание являлось предметом изучения многих отечественных философов (Н.А. Бердяев, А.Г. Гулыга, В.И. Иванов, И.А. Ильин, И.О. Лосский, B.C. Соловьев и др.).

Русские писатели В.Г. Распутин, JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов, А.Н. Толстой и др. рассматривают патриотизм как чувство, развивающее в человеке духовно-моральные, высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, языку, культуре, искусству и всеобщему народному достоянию.

Педагогические теории выдающихся зарубежных ученых (Я. Коменского, И. Песталоцци, А. Дистервега, Э. Дюркгейма, Р. Штейнера и др.), отечественных философов (Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и др.), педагогов (К.Д. Ушинского, JI.H. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского и др.) в настоящее время имеют для нас первостепенное значение в воспитании высоконравственной и творчески активной личности, приобщении ее к общечеловеческим идеалам свободы, добра, красоты, воспитании гражданственности и патриотизма.

В воспитании патриотизма большими возможностями обладает художественно-творческая деятельность личности. Изучению проблем творческой направленности личности посвящены труды выдающихся психологов, таких, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов и др.

Многие современные педагоги и ученые-исследователи рассматривают воспитание патриотизма в контексте включенности подростков и молодежи в социокультурную деятельность. Определяющими для нас стали труды таких ученых, как И.М. Дуранов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, В.Ш. Масленникова, Е.И. Нефедова, Т.К. Солодухина, В.Я. Суртаев, П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова и др., которые рассматривают роль социокультурной деятельности как одну из основополагающих в жизнедеятельности личности.

В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований по проблеме патриотического воспитания, которые были изучены нами. Это исследования Г.Р. Ахметжановой, Н.В. Ипполитова, Р.Ш. Маликова, Ю.В. Окуневой и др., а также исследования, посвященные общим проблемам воспитания подростков и молодежи в условиях социокультурной сферы: А.В. Баталовой, Р.К. Бажановой, В. А. Боговаровой, Е.А. Каминской, М. П. Овчинникова, А.В. Поповичева, Т.В. Ткаченко и др.

Однако специальных исследований по патриотическому воспитанию молодежи средствами театрального творчества в процессе социокультурной деятельности не проводилось.

Изучение научной литературы позволило нам сформулировать понятийный аппарат данного диссертационного исследования. При выборе направленности исследования мы исходили из отсутствия фактического материала современных научных исследований в воспитании патриотизма молодежи в социокультурной деятельности, которое наиболее эффективно реализуется при использовании средств театрального творчества.

Цель исследования состоит' в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели патриотического воспитания молодежи средствами театрального творчества.

Объект исследования. Патриотическое воспитание молодежи в социокультурной деятельности.

Предмет исследования. Модель патриотического воспитания молодежи средствами театрального творчества и педагогические условия ее реализации.

Гипотеза исследования основана на том, что воспитание патриотизма молодежи средствами театрального творчества будет результативным, если: будет разработана модель патриотического воспитания молодежи, основанная на специфических особенностях патриотического воспитания средствами театрального творчества; будут соблюдены педагогические условия реализации модели:

- участниками театрального коллектива эмоционально-образно осмыслено содержание патриотизма;

- учебно-творческий процесс направлен на формирование у участников личностной позиции патриота;

- в культуротворческом процессе театрального коллектива обеспечена социально-пропагандистская направленность.

Задачи исследования:

1. Определить специфику патриотического воспитания в современных условиях.

2. Установить специфические средства театрального творчества в патриотическом воспитании молодежи.

3. Разработать модель патриотического воспитания молодежи средствами театрального творчества в социокультурной деятельности.

4. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия по использованию средств театрального творчества в патриотическом воспитании молодежи.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

- философские теории и концепции Античности о первостепенной значимости воспитания граждан страны, патриотов отечества;

- учения известных философов (Г. Бабеф, Г. Гегель, И. Гердер, Т. Гоббс, П. Гольбах, И. Кант, JI. Фейербах) с рациоцентристскими идеями о мире, гармонии, симметрии и разума в нем, о влиянии объекта на субъект, идейной значимости сущности вещей, об абсолютном мире вещей, о высшей ценности человека и воспитании личности во благо и процветание государства;

- педагогические теории выдающихся зарубежных (А. Дистервег, Э. Дюркгейм, Р. Штейнер и др.), отечественных (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.) педагогов, ориентирующих на развитие личности, приобщение ее к общечеловеческим идеалам свободы, добра, красоты, воспитания гражданственности и патриотизма;

- труды известных отечественных писателей-мыслителей В.Г. Белинского, JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.А. Шолохова, В.М. Шукшина и других о нравственно-эстетическом, моральном аспекте воспитания, личностного и гражданско-патриотического становления человека как высшей ценности в нем;

- педагогические идеи о ведущей роли социокультурной деятельности в развитии личности (М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, И.М. Дуранов, А.Д. Жарков, С.Н. Иконникова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Т.К. Солодухина, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, П.П. Терехов, Н.Н. Ярошенко и др.) стали основополагающими в определении педагогических условий в самодеятельном театральном коллективе как эффективные факторы воспитания патриотизма на современном этапе;

- научные взгляды выдающихся психологов (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн), патриотические идеи драматургов (И. Гете, Б. Брехт, А.В. Вампилов, B.C. Розов, Т.А. Миннуллин, A.M. Гилязов и др.), театроведов (С.И Исаев, И.И. Илялова и др.), режиссеров (К.С. Станиславский, В.И.

Немирович-Данченко, Б.Е. Захава, Ю.П. Любимов и др.) и исследователей (И.И. Фришман, Р.К. Бажанова, М.К. Найденко) о значимой роли искусства театра в воспитании личности явились определяющими в проведении экспериментальной работы в самодеятельном театральном коллективе и научной апробации результатов исследования.

Теоретические основы нашего исследования базируются на современных гуманистических концепциях воспитания, творческом подходе к воспитанию, интерактивных методах, обеспечивающих развитие патриотической направленности личности. Следующие положения известных педагогов-исследователей явились для нас основополагающими: «Социально ориентированная личность» (В.Ш. Масленникова), «народная художественная культура - основа нравственности и возрождения патриотизма» (Т.И. Бакланова), «культурный компонент воспитания и социокультурная деятельность во всестороннем развитии личности гражданина и патриота» (Б.Т. Лихачев, П.П. Пидкасистый), «цель воспитания - всесторонне развитая, творчески мыслящая личность» (Р.Ш. Маликов, Ф.С. Газизова), «культурная ориентация есть поиск и выбор личностью норм, ценностей и принципов гармоничной жизнедеятельности, направленность собственного поведения и деятельности» (М.П. Архипова).

Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе научных методов. Теоретическая его часть основана на анализе научной литературы по педагогике, философии, психологии, культурологии, социокультурной деятельности, Государственных программ по теме исследования, материалов научных периодических изданий, инновационных методических разработок; на изучении учебно-воспитательных планов культурно-досуговых учреждений Республики Татарстан и г. Казани, а также учебно-методических программ по патриотическому воспитанию; на определении современного состояния патриотического воспитания в системе социокультурной деятельности молодежи. Практическая часть основана на изучении педагогического опыта воспитания патриотизма в самодеятельных театральных коллективах Дворца детского творчества им. А. Алиша в г. Казани (русский театрально-фольклорный коллектив «Оберег») и Центра внешкольной работы Приволжского района г. Казани (татарский театральный коллектив «Нур»), Осуществлялось наблюдение за участниками в процессе их занятий в коллективе и во время выступлений на городских мероприятиях; проводился социологический опрос участников самодеятельных коллективов Республики Татарстан и города Казани, студентов театрального института Казанского государственного университета культуры и искусств и студентов колледжа культуры и искусств г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. (Всего в опросе было задействовано 574 респондента).

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2003-2004) изучалась специальная литература, проводился анализ изученной научной литературы, документов и учебно-методических программ, уточнялись основные понятия и формулировки, определялись сущность патриотического воспитания и современное содержание понятия патриотизма. Исследовался педагогический опыт культурно-досуговых учреждений, выбранных нами для апробации исследовательской работы; выявлено состояние деятельности самодеятельных театральных и в целом культурно-досуговых молодежных коллективов по патриотическому воспитанию; были определены структура диссертации, ее объект, предмет, выявлены цели, задачи, гипотеза и методы исследования.

На втором этапе (2004-2005) было проведено анкетирование участников русского театрально-фольклорного коллектива «Оберег» Дворца детского творчества им. А. Алиша, татарского театрального коллектива «Нур» Центра внешкольной работы Приволжского района г. Казани, самодеятельных театральных коллективов Республики Татарстан и города Казани, студентов - будущих руководителей театральных коллективов (г. Казань, г. Йошкар-Ола). Проведена экспериментальная работа, включавшая совместную деятельность по подготовке к мероприятиям в городе Казани, посвященных 60-летию Победы над фашистской Германией и 1000-летию города Казани с коллективом «Оберег» (руководитель Л.И. Леонтьева) с целью воспитания патриотизма у молодежи. Были обобщены полученные данные результатов анкетирования; в процессе совместной деятельности выявлены и реализованы основные педагогические условия воспитания патриотизма в самодеятельном театральном коллективе с использованием специфических средств театрального творчества.

На третьем этапе (2005-2006) проанализированы все полученные результаты в процессе опытно-экспериментальной работы, подведены итоги и сделаны основополагающие выводы по теоретическим и практическим задачам нашего исследования.

База исследования: русский театрально-фольклорный коллектив «Оберег» Дворца детского творчества им. А. Алиша г. Казани, татарский театральный коллектив «Нур» Центра внешкольной работы Приволжского района г. Казани, студенты театрального института Казанского государственного университета культуры и искусств и студенты театрального отделения колледжа культуры и искусств г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.

Научная новизна исследования:

1. Определены особенности патриотического воспитания молодежи в современных условиях, которые основываются на чувствах сопричастности к судьбе страны, способствующие проявлению патриотических поступков в ситуациях выбора.

2. Установлена специфика средств театрального творчества в формировании патриотических позиций у участников самодеятельного театрального коллектива, проявляющаяся в сценических переживаниях, отношениях и психофизических действиях.

3. Разработана и экспериментально проверена модель патриотического воспитания молодежи средствами театрального творчества.

4. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания молодежи средствами театрального творчества, включающие:

- эмоционально-образное осмысление содержания патриотизма;

- нацеленность учебно-творческого процесса на формирование у участников позиции патриота;

- обеспечение в культуротворческом процессе театрального коллектива социально-пропагандистской направленности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- на основе теоретического анализа обоснованы и экспериментально доказаны структурные компоненты патриотических личностных смыслов молодежи, включающие гражданские качества личности, устойчивые ценностные убеждения и чувства сопричастности к судьбе страны;

- на основе художественно-эстетического и театрально-педагогического анализа установлены специфические особенности влияния театрального творчества на эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный компоненты структуры личности;

- теоретически обоснованы и экспериментально доказаны модель патриотического воспитания молодежи и педагогические условия ее внедрения и эффективности в патриотическом воспитании молодежи средствами театрального творчества в современных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы при разработке программ самодеятельных театральных коллективов по воспитанию патриотических чувств участников, в деятельности культурно-досуговых учреждений, в учебно-воспитательном процессе системы дополнительного образования, в переподготовке и повышении квалификации кадров социокультурной сферы. Выявленные в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические условия воспитания патриотизма средствами театрального творчества используются в деятельности татарского театрального коллектива «Нур» и театрально-фольклорного коллектива «Оберег». Данные педагогические условия могут быть использованы студентами-выпускниками колледжей и вузов культуры и искусств в организации деятельности самодеятельных театральных или коллективов другой жанровой направленности.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных положений научного исследования; применением комплекса методов, адекватных целям, задачам и предмету исследования; анализом специализированной литературы по избранной проблеме; сочетанием теоретического анализа проблемы и эмпирических данных; практическим подтверждением выдвигаемых теоретических положений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Патриотическое воспитание как процесс формирования гражданских качеств личности, устойчивых ценностных убеждений и чувств сопричастности к судьбе страны, способствующих проявлению патриотических поступков и действий в ситуациях выбора.

2. Театральное творчество как особая форма деятельности культурно-духовного преобразования участника самодеятельного коллектива, способствующая активизации социально-личностных качеств, развитию креативного мышления, эмоционально-образного, чувственного восприятия действительности, определяющих ориентации, самоопределение и саморазвитие культуротворческой личности патриота.

3. Модель воспитания патриотизма молодежи средствами театрального творчества, включающая педагогические условия, принципы, цели и задачи, этапы, содержание и методы учебно-творческого процесса в самодеятельном театральном коллективе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

- публикация материалов исследования в печати: Всероссийское совещание-семинар научно-педагогических работников учебных заведений «Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки» (Казань,

2004); Всероссийская научно-методическая конференция «Оценка качества образования в вузе культуры и искусств: методические проблемы, опыт, перспективы» (Казань, 2005); Всероссийская научно-практическая конференция «Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии» (Шуя, 2004); Международный конгресс, посвященный 1000-летию города Казани «Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность» (Казань, 2005); III Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной культуры детства» (Челябинск, 2005); Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Казань,

2005); Международная научно-практическая конференция «Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт» (Казань, 2005); Международная научно-практическая конференция «Образование как интегративный фактор цивилизационного развития» (Казань, 2005); Всероссийская научно-практическая конференция «Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации» (Казань, 2006);

- в процессе подготовки будущих специалистов профессионального и самодеятельного театра;

- в осуществлении опытно-экспериментальной работы в самодеятельном фольклорно-театральном коллективе «Молодая гвардия»».

Выводы по 2 главе. Опытно-экспериментальная работа, проводимая в четыре этапа (подготовительный, констатирующий, формирующий, контрольный), позволила проверить гипотезу исследования и сделать следующие выводы:

В учебно-творческом процессе самодеятельного театрального коллектива, основанном на применении модели патриотического воспитания с использованием специфических средств театрального творчества и соответствующих условий ее реализации, осуществляется эффективное патриотическое воспитание молодежи.

Эмоционально-образное освоение содержания патриотизма способствовало осмыслению содержания патриотизма и закреплению патриотических убеждений активной творческой деятельностью в самодеятельном театральном коллективе. Данный процесс эффективно реализовался в фольклорно-театральном коллективе «Оберег», который самой своей сущностью, содержанием занятий и репертуара, социальной направленностью и психологической наполненностью спектаклей формировал устойчивые эмоциональные модели поведения.

Формирование личностной позиции участников самодеятельного театрального коллектива как активных субъектов жизнедеятельности и культуротворчества способствовало активизации у участников личностной позиции патриота, содействовало росту стремления и желания участвовать в жизнедеятельности города, страны.

Профессиональные навыки, сформированные в учебно-творческом процессе: умение общаться с аудиторией, со сверстниками; знание родной и общечеловеческой культуры, этнических традиций, обрядов, обычаев позволили участникам пропагандировать со сцены общечеловеческие патриотические ценности, способствовали актуализации социально-творческой направленности личности участников.

Социально-пропагандистская направленность деятельности коллектива способствовала реализации одного их самых главных принципов воспитания патриотизма - принципа равноправности и равноценности всех культур с ситуативной доминантой родной, отечественной культуры.

Оценка воспитанности патриотизма специфическими средствами театрального творчества в определенных педагогических условиях осуществлялась по выделенным критериям (когнитивный, ценностно-ориентационный, поведенческо-деятельностный) с рядом показателей и выделением трех уровней (низкий, средний, высокий). Сравнительный анализ результатов уровней экспериментальной группы относительно контрольной свидетельствует об эффективности специфических средств театрального творчества, используемых в комплексе педагогических условий патриотической воспитанности участников коллектива.

Обобщенные результаты анкетирования, теста-опросника, заключений экспертов и методики оценки патриотического воспитания молодежи по деятельности экспериментальной и контрольной групп, полностью подтвердили нашу гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение теоретических исследований с целью определения понятия патриотизма, а также подходов в воспитании патриотизма, выявили, что развитие данной проблемы имело разносторонний характер: патриотизм в разное историческое время и период менял свою трактовку и значимость. Преобладали следующие подходы: патриотизм как моральный принцип, как социальное чувство, верность определенному государственному строю, как нравственная категория в воспитании личности, как норма поведения и гражданский долг. Таким образом, определенные социально-политические условия влияли на сущностное понимание патриотизма, методику и подходы его воспитания.

Проведенный социологический опрос позволил выяснить отношения, чувства и убеждения молодого поколения, выявить современное состояние патриотизма в молодежной среде и установить особенности воспитания патриотизма на современном этапе, которые основываются на чувствах сопричастности к судьбе страны, способствующие проявлению патриотических поступков в ситуациях выбора.

На основе художественно-эстетического и театрально-педагогического анализа установлены специфические особенности театрального творчества влиять на эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный компоненты структуры личности: содержание, оценка факта, сценическое переживание, психофизическое действие. При этом театральное творчество выступает как особая форма культурно-духовного преобразования участника самодеятельного коллектива, способствующая активизации социально-личностных качеств, развитию креативного мышления, эмоционально-образного, чувственного восприятия действительности, определяющих ориентации, самоопределение и саморазвитие культуротворческой личности патриота.

Теоретико-практическое осмысление специфических средств театрального творчества позволило структурировать модель воспитания патриотизма, включающую педагогические условия, принципы, цели и задачи, этапы, содержание и методы учебно-творческого процесса в самодеятельном театральном коллективе.

Для эффективного использования специфических средств театрального творчества были определены педагогические условия воспитания патриотизма: эмоционально-образное освоение содержания патриотизма, формирование личностной позиции участника самодеятельного театрального коллектива как активного субъекта жизнедеятельности и культуротворчества, социально-пропагандистская направленность деятельности самодеятельного коллектива.

Опытно-экспериментальная работа по апробации педагогических условий патриотического воспитания молодежи в социокультурной деятельности проводилась в четыре этапа (подготовка экспериментальной базы, констатирующий, формирующий и контрольный). Разработанная методика оценки воспитанности патриотизма (включает критерии эффективности: когнитивный, ценностно-ориентационный и поведенческо-деятельностный, ряд показателей по каждому критерию и уровни воспитанности патриотизма (низкий, средний, высокий), оценивавшиеся по пятибалльной шкале) позволила установить эффективность модели патриотического воспитания средствами театрального творчества.

Результаты экспериментальной группы и экспертные оценки творческой деятельности групп подтверждали динамичность воспитания патриотизма. Сравнительный анализ данных уровней воспитанности патриотизма экспериментальной и контрольной групп свидетельствует об эффективности модели воспитания патриотизма.

Таким образом, полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза, цель опытно-экспериментальной работы достигнута.

Однако наше проведенное исследование не исчерпывает все аспекты рассматриваемой темы. Необходимо продолжить разработку педагогических условий воспитания патриотизма, позволяющих наиболее эффективно реализовывать их в социокультурной деятельности молодежи.

Используемая литература

1. Алиева, Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума / Л.В. Алиева // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 51.

2. Аль, Д.Н. Основы драматургии: учеб. пособие для студентов ин-та культуры / Д.Н. Аль. Л., 1988. - 64 с.

3. Андреева, И.М. Театральность в культуре / И.М. Андреева. Ростов н/Д, 2002.-180 с.

4. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Центр инновацион. технологий, 2000. - 608 с.

5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания: (инновацион. курс) / В.И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. -568 с.

6. Аппиа, А. Живое искусство: сб. ст.: пер. с фр. / А. Аппиа. М.: ГИТИС, 1993.-102 с.

7. Ариарский, М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики / М.А. Ариарский. СПб., 1989. - 530 с.

8. Аристотель. Политика. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. -320 с.

9. Аронов, А.А. Воспитывать патриотов: кн. для учителя / А.А. Аронов. М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

10. Арто, А. Театр и его двойник / А. Арто; пер. с фр. и коммент. С. Исаева. М., 1993.-245 с.

11. Архипова, М.П. Коррекция культурных ориентаций студента средней профессиональной школы в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. . канд. пед. наук / М.П. Архипова. Казань, 1999. -20 с.

12. Ахметжанова, Г.Р. Подготовка студентов педвуза к осуществлению гражданского воспитания: дис. . канд. пед. наук / Г.Р. Ахметжанова. -Казань, 2003. 171 с.

13. Бажанова, Р.К. Феномен артистизма: автореф. дис. . канд. филос. наук / Р.К. Бажанова. Казань, 2003. - 20 с.

14. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности / Т.И. Бакланова. М.: Изд-во МГИК, 1994. - 116 с.

15. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: учеб. пособие / Н.К. Бакланова. -М.: Изд-во МГИК, 1994. 136 с.

16. Баталова, А.В. Формирование гуманистического мировоззрения студентов вузов культуры и искусств: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.В. Баталова. М., 2003. - 23 с.

17. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу / В.Г. Белинский. -М.: Современник, 1981.-591 с.

18. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М.: Изд-во Моск. унта, 1990.-256 с.

19. Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ / Г.М. Марков, А.П. Марков. -СПб., 1992.- 128 с.

20. Боговарова, В.А. Социально-педагогическая деятельность региональной системы учреждений дополнительного образования детей (на примере республики Татарстан): автореф. дис. . д-ра пед. наук / В.А. Боговарова. Казань, 2003. - 30 с.

21. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе / Н.И. Болдырев. М., 1981. - 223 с.