СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне"»

Технологическая карта урока


ФИО

Михайличенко Инна Владимировна

Место работы

МБОУ лицей № 35 г. Ставрополя

Предмет

Русский язык

Класс

3

Дата урока

08.12.2022 г

Тема

Правописание слов с безударными гласными в корне

Цели и задачи


Цель: Создать условия для формирования орфографического умения написания слов с безударными гласными в корне слова

Задачи: сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;

актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корнях слов;

развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.

Планируемый результат

Предметные: находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявлять самостоятельность, личную ответственность
Метапредметные:

Познавательные:

понимать учебную задачу, стремиться её выполнить;

использовать приобретённые знания при выполнении заданий.

Регулятивные:

формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно,

контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнёров по образовательному процессу,

осознают качество и уровень усвоения знаний.

Коммуникативные:

учатся слушать собеседника и вести диалог,

достаточно полно и чётко выражать свои мысли в речи;

аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как одноклассников, так и самих себя

Тип урока

Открытие новых знаний

Оборудование

Компьютер, проектор, классная доска, учебники, тетради.

Средства обучения

учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс, мультимедийная презентация, карточки (рабочий лист).



Структура и ход урока


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

1 этап. Организационный момент

Цель этапа: -настроить обучающегося к учебной деятельности;

- создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс;

- настрой ученика на работу, организация рабочего места.

2 мин.

- Мы рады приветствовать гостей в нашем классе.

Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята!

Психологический настрой.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Девиз урока:

Постараюсь все понять,

Буду грамотно писать!


-Пусть этот урок принесет вам радость открытий и общения. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.

-Садитесь девочки, садитесь мальчики.

- Покажите смайлик, какое настроение у вас в начале урока.

-Урок русского языка я хотела бы начать с пословицы «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться». Объясните, как вы ее понимаете».

- Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Выбирает эффективные способы организации рабочего пространства














Показывают карточку - смайлик

Отвечают

Записывает «число, классная работа» в тетради


П. Умение организовывать свою учебную деятельность, создание мотивации и включение в учебный процесс

К. Приветствует учителя, «число, классная работа» в тетради

Р. Умение контролировать свою деятельность и поведение

II. Актуализация знаний.

Цели:

- повторить знания о безударных гласных и способах проверки

- выявление учащимися места и причины затруднения.



5 мин

Минутка чистописания

Из мешочка достаем буквы и узнаем их на ощупь А, Е, О, И, Я

-Что вы можете о них сказать?

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений. Покажите своей посадкой, что вы готовы к хорошей работе.

- Чему будет посвящен наш урок? (безударным гласным)


Самооценка. Если вы принимали активное участие во время минутки каллиграфии и выполнили задание без ошибок, поставьте себе 2 балла. Если выполнили задания аккуратно без ошибок, но не принимали участия в обсуждении, то поставьте 1 балл. Если выполнили только часть задания или неаккуратно, то поставьте 0 баллов.


Физминутка

Прежде, чем продолжить, давайте сделаем расслабляющий массаж

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» - расслабление позвоночника).

- На уроке нам будут помогать герои произведения «Незнайка и его друзья». Поднимите руки, кто читал это произведение. Кто автор?

- Незнайка не может разобраться с заданием.Давайте ему поможем.

На карточках записаны слова. (Задание 1.)

П.тно, сев.р, с.сновый, к.ртофель, т.шина, ш.гать, земл.ника, п.м.дор, з.лёный

- Сформулируйте задание к данным словам.

(Дети: вставить пропущенные буквы)

- Какое ещё задание можно предложить для работы со словами? На какие 2 группы можно разделить слова?

(Д: словарные слова и на безударную гласную проверяемую ударением)

- Впишите пропущенные гласные в словарных словах. Подчеркните эти слова.

- Проверьте (слайд)

- Какая орфограмма в оставшихся словах?

(Д: На проверяемую безударную гласную.)

- Какое задание можно задать к этой группе?

(Д: вставить букву, поставить ударение, выделить корень).

- Выполните это задание.

- Проверьте. (слайд)

- Ответьте на вопросы Что? Где? Как? Чем? надо проверять.

Самооценка. Если вы принимали активное участие во время обсуждения и выполнили задание без ошибок, поставьте себе 2 балла. Если выполнили задания аккуратно без ошибок, но не принимали участия в обсуждении, то поставьте 1 балл. Если не выполнили и не принимали участия в обсуждении, то поставьте 0 баллов.


- Кто из вас испытывал трудность при написании безударной гласной в корне? Если вам всегда трудно, поднимите 2 руки, если легко – 1 руку, если иногда трудно, иногда легко – не поднимаете рук.


Выполняет задания











Самооценка деятельности










Повторяет движение.






Отвечают: Н. Носов





Выполняет задания, отвечает на вопросы учителя


Формулирует задания




Участвует в обсуждении













Ориентируется в своей системе знаний.









Самооценка деятельности.

П. Учатся искать и выделять необходимую информацию

К. Учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Р. Учатся

ориентироваться в своей системе знаний.

III. Постановка цели и задач урока. Определение темы урока.

Цель этапа:

- сформулировать и согласовать цели урока;

- организовать уточнение и согласование темы урока;

- организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала;

- организовать фиксацию преодоления затруднения.

2 мин

Результат быстрого опроса показал, что большая часть ребят испытывает трудность в написании слов с безударной гласной в корне. Кто бы хотел преодолеть трудность? Тогда вы легко сформулируете тему и цель нашего урока.

Тема – Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне

Цель – Научиться подбирать проверочные слова и грамотно писать слова с этой орфограммой

Как мы поймём, что справились с целью?

(Д: будем меньше допускать ошибок в диктантах, будем увереннее в подборе проверочных слов.)

Чтобы допускать меньше ошибок в текстах, а ещё лучше вообще их не допускать, нам надо тренироваться.



Отвечает на вопросы




Проговаривает тему и цель урока, план работы на уроке


К. Учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения.

Р. Учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока


Работа с алгоритмом

2 мин

- Кнопочка предлагает следующее задание. На партах задание на скрепке. Пункты алгоритма разрезаны на полоски. Составьте алгоритм по порядку. Работайте в паре. (Одна пара работает у доски) Проверка.


Самооценка. Если вы принимали активное участие во время обсуждения и выполнили задание без ошибок, поставьте себе 2 балла. Если выполнили задания аккуратно без ошибок, но не принимали участия в обсуждении, то поставьте 1 балл. Если не выполнили и не принимали участия в обсуждении, то поставьте 0 баллов.


Проверяем алгоритм в действии:


Работа в паре. Самостоятельно составляют

Алгоритм

1. Прочитай слово

2. Поставь ударение

3. Выдели корень

4. Определи безударную гласную

5. Подбери проверочное слово

6. Напиши слово

7. Выдели орфограмму


Самооценка деятельности.


IV. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

Цель этапа:

- организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала;

- актуализировать мыслительные операции, необходимые для углубления знаний, полученных на прошедших уроках;

- организация выполнения заданий с проговариванием во внешней речи;

-сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

- организовать усвоение учащимся нового материала.

7 мин.

Мало уметь писать, надо уметь думать.  
– Как понимаете эти слова?

- Как вы думаете, может быть продолжение темы? (Предположения и версии)

Винтик и Шпунтик просят им помочь.

На листочках задание 2 (Работа в парах)

- Действуя по алгоритму вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

С – нева     гл .. ва    цв ..тёт    м..систый    к .. л..сок

– В каком из слов было сложней выполнить задание? В чем ваше затруднение?
 В слове две безударные гласные..


– Поставьте цель:  Научиться проверять слова с двумя безударными гласными в корне слова.


Самооценка. Если вы принимали активное участие во время обсуждения и выполнили задание без ошибок, поставьте себе 2 балла. Если выполнили задания аккуратно без ошибок, но не принимали участия в обсуждении, то поставьте 1 балл. Если не выполнили и не принимали участия в обсуждении, то поставьте 0 баллов.


Высказывает предположения









Участвует в обсуждении




Формулирует ответы















Самооценка деятельности.

П. Учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания

К. Учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, учатся работать в паре


Р. Учатся выявлять причины затруднения

lV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа:

-зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

2 мин.

Пути решения проблемы. Работа по плану. Составление дальнейшего план урока

План:

  1. Составить алгоритм написания слов с двумя без. гл.

  2. Найти способы проверки двух без. гл. в  слове

  3. Упражняться в правописании слов с двумя без. гл.


Составляют план достижения цели.

Р. Планирование, прогнозирование.
К. Сотрудничество в поиске и выборе информации.
П. Моделирование;
логические – решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

V. Физкультминутка для глаз

Цель этапа: обеспечить отдых обучающегося во избежании переутомления;

- снять эмоциональное напряжение учащегося на уроке;

- повысить работоспособность на последующих этапах урока.

2 мин.

Возьмите карандаш или ручку, вытяните руку. Смотрим на кончик карандаша , на доску – 10 раз. Закройте ладошкой левый глаз – смотрит на кончик карандаша, затем на доску – 10 раз. Закроем правый глаз - – смотрит на кончик карандаша, затем на доску – 10 раз. Уберите карандаш. Медленно, постепенно сильнее закрываем глаза, также медленно открываем глазки. 3 раза


Внимательно слушает задание учителя, выполняет упражнения.



VI. Реализация построенного плана

Цель этапа:

- организовать усвоение учениками нового

8 мин

а) Составить алгоритм написания слов с двумя  безударными гласными
– Что мы знали и умели раньше? (Алгоритм проверки одной безударной гласной)
- Посмотрите на алгоритм. Какие пункты мы возьмем в новый алгоритм?


На доске слово К…Л…СОК

Алгоритм

1. Прочитай слово

2. Поставь ударение

3. Выдели корень

Сколько безударных гласных? (2)

4.Определи безударные гласные

5.Подбери первое проверочное слово

6. Подбери второе проверочное слово

7. Напиши слово

8. Выдели орфограмму

- Что добавили в алгоритм? Почему?

Сделайте вывод. (Алгоритм очень похож на прежний, но т. к. две безударные гласные значит и два проверочных слова)


– Вспомните второй пункт плана.

Б) Найти способы проверки двух безударных гласных в корне слова

– Сколько способов проверки одной безударной гласной в корне слова. Нам известно? Назовите их.

1. Изменяю форму слова

2. Подбираю однокоренные слова

3. Проверяю по словарю


Проверим, какие способы пригодятся для проверки двух безударных гласных?

Работа в группах. Задание 3

Учимся работать дружно. Распределяем роли.

1 д..р..гой –

2 б..р..да –

3 п..л..сатый –

4 г..л..ва –

5 ст..р..на –

Ученики работают в группах. Выполняют работу на листках. Отчитывается 1 человек от группы.

– Какие способы проверки выбрали? (1, 2)

– Как проверить безударные гласные в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы безударный гласный стал ударным.)


Самооценка. Если вы принимали активное участие во время обсуждения и выполнили задание без ошибок, поставьте себе 2 балла. Если выполнили задания аккуратно без ошибок, но не принимали участия в обсуждении, то поставьте 1 балл. Если не выполнили и не принимали участия в обсуждении, то поставьте 0 баллов.

Реализует составленный план







Составляет алгоритм










Делает вывод. (Алгоритм очень похож на прежний, но т. к. две безударные гласные значит и два проверочных слова)













Работает в группе







Определяет способы проверки








Самооценка деятельности.

Р. Планирование, прогнозирование.
К. Сотрудничество в поиске и выборе информации.
П. Моделирование;
логические – решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Физкультминутка

Цель:

- смена вида деятельности.

2 мин.

«Танцующие человечки»

Выполняют упражнения

К. Свободная ориентация в пространстве. Понимание и адекватная оценка производимых действий.

VII. Обобщение усвоенного и включение в систему знаний нового материала

Цель:

- организовать усвоение учениками нового знания

в правописании безударных гласных в корне слова


5 мин.

– Что было третьим пунктом нашего плана?

В) Тренировочные задания с.107, упр.201 (Выполняем вместе у доски)

Выписываем 1-е проверочное слово, 2-е проверочное слово, проверяемое слово.

Выделяем орфограммы

Сторож, сторожка – сторожить.

Вечер, вечерний – вечерок.

Весело, весёлый – веселить.

Короб, коробка – коробок.

Холод, холодный – холодок.

Три последние строчки выполняем самостоятельно. Если кто-то затрудняется, попросите помощь у учителя.

Сокол, соколик – соколёнок.

Берег, побережье – бережок.

Щебет, щебечут – щебетать.


Самооценка. Если вы принимали активное участие во время обсуждения и выполнили задание без ошибок, поставьте себе 2 балла. Если выполнили задания аккуратно без ошибок, но не принимали участия в обсуждении, то поставьте 1 балл. Если не выполнили и не принимали участия в обсуждении, то поставьте 0 баллов.

задания с.107, упр.201

Учащиеся читают слова и определяют способы проверки безударных гласных в корне слова.














Самооценка деятельности.





П. Учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

К. Учатся строить монологичное высказывание

Р. Учатся предвидеть уровень усвоения знаний


VIIIСамостоятельная работа

Цель этапа:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;


4 мин.

Задание 4.

Выполним задание по выбору (разного уровня сложности)

1 уровень: Упр.200. каждый может выбрать только одну группу слов и подобрать к ней проверочные слова из раздела слова для справок. Выделить орфограмму.

2 уровень: Самостоятельно подобрать проверочные слова к уже обозначенным безударным гласным. Выделить орфоргамму.

Веселятся

Молодой

3 уровень: Самостоятельно вставить безударные гласные и подобрать проверочные слова.

П…л…сатый

Г…л…са

Проверка со слайда.

Самооценка. Если выполнили задание без ошибок, поставьте себе 2 балла. Если допустили 1 ошибку, то поставьте 1 балл. Если 2 и более ошибок, то поставьте 0 баллов.





Выполняет разноуровневые задания.













Самопроверка.

Самооценка деятельности.

П. Учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

К. Учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Р. Учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

IX/ Домашнее задание.

Цель этапа:

- включить новый способ действий в систему знаний учащегося;

- обеспечить понимание обучающимся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

2 мин.

Учебник стр.108, упр. 203 или 204 по выбору.

Анализирует домашнее задание

Осознание качества и уровня знаний


X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

2 мин.

Сколько гласных в слове мы учились сегодня проверять? (2)

- Что мы для этого сделали? (Составили алгоритм проверки, определили способы проверки)

- Как вы считаете мы достигли цели урока? Почему? (Научились проверять слова с двумя безударными в корне слова)


- Заполните свой оценочный лист.

- Кто может про свою работу на уроке сказать:

Работал не покладая рук.

Считал ворон.

Слушал в полуха


Отвечает на вопросы









Заполняет свой оценочный лист.

Определяет качество своего участия в уроке.


П. Учатся структурировать знания,оценивать процесс и результат деятельности.

К. Учатся выражать свои мысли.

Р. Учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;


***Резерв

Цель: закрепление орфографических умений: обнаруживать орфограмму, знать, какое правило регулирует написание, применять правило проверки безударных гласных в корне.


Тест

1.В каком слове есть безударная гласная в корне?

1) стёклышко

2) кормушка

3) сладкий

2. В каком слове две безударные гласные

1) зеленеть

2) осень

3) травинка

3. Под какой цифрой проверочное слово для слова «кленовый»

1) кленовая

2) клиника

3) клёны

4. В какой строчке во всех словах пропущена буква «О»:

1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.

2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.

3. С. сновый, с. лёный, б. льной

5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной в корне?

1) ветер, сапог, одежда

2) осенние, дождливый, холодные;

3) покраснели, смастерили, слетелись

- Проверка. (слайд)


Самооценка. Если выполнили задание без ошибок, поставьте себе 2 балла. Если допустили 1 ошибку, то поставьте 1 балл. Если 2 и более ошибок, то поставьте 0 баллов.


Выполняет тест


























Самопроверка.


Самооценка деятельности.


П. Учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Р. Учатся предвидеть уровень усвоения знаний





Рабочий лист (для детей)

Ф.И.________________________________________________


Задание 1


П…тно, сев…р, с...сновый, к...ртофель, т...шина, ш...гать, земл…ника, п…м...дор, з...лёный.


Задание 2 (Работа в парах)

Действуя по алгоритму вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.


С…нева - _________________________, гл…ва - ____________________________,

цв...тёт - __________________________, м…систый - _________________________,

к…л...сок - ______________________________________________________________.


Задание 3 (Работа в группах)

Подбери проверочные слова.

1 д…р...гой – _________________________________________________________

2 б…р...да – __________________________________________________________

3 п…л...сатый – _______________________________________________________

4 г...л…ва – ___________________________________________________________

5 ст…р…на – _________________________________________________________


Выбери используемые способы проверки.

1. Изменяю форму слова

2. Подбираю однокоренные слова

3. Проверяю по словарю


Задание 4 (Самостоятельная работа)

Выполни задание по выбору

1 уровень: Упр.200.


2 уровень: Подбери проверочные слова к уже обозначенным безударным гласным. Выделить орфограмму.


Веселятся - _____________________________________________________________


Молодой - ______________________________________________________________


3 уровень: вставить безударные гласные, подобрать проверочные слова, обозначь орфограмму.


П…л…сатый - __________________________________________________________


Г…л…са - _____________________________________________________________


Оценочный лист


Чистописание


Актуализация знаний


Определение темы и цели урока

Работа с алгоритмом


Работа в парах, уточнение темы


Работа в группах


Тренировочные задания


Самостоятельная работа


Тест



Итог


Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен,

полезен / бесполезен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным/ интересным


Отметь, как ты можешь сказать про свою работу на уроке сказать:

  1. Работал не покладая рук.

  2. Считал ворон.

  3. Слушал в полуха





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!