Тема | Прямая речь и косвенная речь |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые результаты (УУД) | Предметные: развить умение формулировать определение понятий; формировать умение находить предложения с прямой и косвенной речью; ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения Метапредметные: 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. 4. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности. |
Основные понятия | Прямая речь, кавычки, слова автора, косвенная речь, чужая речь. |
Решаемые проблемы | Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью? Что такое косвенная речь? Как расставить знаки препинания в предложениях с косвенной речью? |
Деятельностный компонент урока | Уметь: - находить прямую речь в предложении, переделывать ее в косвенную; - расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью; -находить косвенную речь
|
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения | По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа по парам, индивидуальные задания. |
Оборудование | ЭОР: презентация, компьютер, проектор. Бумажные: карточки с заданиями, учебник. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. - Здравствуйте, дорогие ребята! Мы снова встретились, и я очень рада нашей встрече. Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
| |
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации (5 минут) | - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Создание проблемной ситуации. посмотрите на предложения (слайд1) 1.Лихачёв писал: «Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами». 2. Лихачёв писал, что знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. Чем схожи и чем они отличаются? (гипотезы учеников. - они об одном о том же, только форма подачи разная.) Исходя из выше сказанного давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. - Прямая и косвенная речь. Значит, какие цели мы должны сегодня поставить перед собой, исходя из темы урока? Как отличить от других предложений предложения с прямой речью и косвенной? Что такое прямая речь? Что такое косвенная речь? Как оформить на письме предложения с прямой речью и косвенной речью? | Ученики отвечают на вопросы | Слайд 1 Слайд 2 |
3. Усвоение новых знаний
| - Тема нашего урока «Прямая и косвенная речь» Прочитайте определения в учебнике на стр. 227 С понятием «прямая речь» вы уже сталкивались ранее. Давайте вспомним, что это такое. (знаки препинания при прямой речи). 2-е предложение: что это за предложение. Какова его структура? - это ССП В нем тоже передана чужая речь. А как его можно назвать? -косвенной. -Какие знаки препинания нужно ставить в предложениях с прямой и косвенной речью? Если затрудняетесь, можете обратиться к учебной таблице на с.186
Прочитать предложение, выполнить синтаксический разбор, объяснив знаки препинания, дать характеристику. Я спросил, когда мы уезжаем. Упр.407 | Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение. Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Составление учащимися плана действий.
Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. | Слайд 2 Слайд 3-7 |
4. Первичное закрепление Самостоятельная работа | Работа с предложениями (найти и исправить недочеты) 1 вариант –выписать предложения с прямой речью. 2 вариант- выписать предложения с косвенной речью. | Взаимопроверка, оценивание | Слайд 8-9 |
5 Физкультминутка | | | |
6. Закрепление | Переведите предложения с прямой речью в косвенные. 1) Алексей сказал : «Я подожду» 2) «Куда вы едете?» - спросили мы встречных. 3) « Приходи завтра»,- сказал мне товарищ. При замене прямой речи косвенной нужно обращать внимание на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем слова от своего имени.
| Анализируют, сопоставляют и обобщают. | Слайд 11-12 |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Предлагаю составить кластер, работая в паре. Раздаю пустые карточки на каждую парту и прошу написать основные понятия темы и расположить их в определённой последовательности. -- Чтобы обобщить знания, полученные на урок, составим кластер. Я раздаю вам на каждую парту карточки , они пустые. Вы пишите на них основные понятия темы.. Учащиеся работают с карточками : 1. Прямая речь. 2. Косвенная речь. 3. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. (Проверяю по партам, делаю замечания.) -- Вот и подходит к концу наш урок. Спасибо, что активно участвовали на уроке. Я бы хотела попросить вас продолжить следующие предложения (слайд 9): Мне удалось (не удалось) на уроке… Мне понравился урок тем, что… Я не смог(-ла) понять… Хотелось (не хотелось) бы выполнить… | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. | Слайд 13-14 |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Домашнее задание (на выбор) -упр.411. -Выписать 6 предложений с прямой и косвенной речью из художественных произведений. Составить схему предложения с прямой речью. | Записывают задание. | Слайд15 |
| Оценивание учащихся | | |