СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: "Глагол, как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: "Глагол, как часть речи"»


Тема урока: «Глагол»

Цели урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;

Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Технология: технология развития критического мышления

Оборудование: мультимедийный проектор, аудиозапись с фонограммой «Вьюга»,раздаточный материал: таблица «Я знал…», информационный текст,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации


(Звучит запись «Вьюги»)

- Ребята, вы слышите? Что это?

-Правильно, вьюга. Это наступила зима.

(Учитель читает отрывок из стихотворения


Ах ты, зимушка-зима,
Ты пришла с морозами,
Нам сугробы намела
Ледяными косами.

Пробежала босиком 
По дорожкам весело,
Кружевами нам потом
Окна занавесила.

Любим мы зимой водить
Хоровод у ёлочки,
И снеговиков лепить,
И кататься с горочки,

Любим зимний холодок,
Но при всём при этом
Мы сидим и пьём чаёк,
Тот, что пахнет летом.

- Ребята, а вам нравится зима? Чем она вас привлекает?

- Природа спит, отдыхает, а когда она придет в действ? Правильно, весной.

А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

- Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?

- В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд!

Прослушивают запись. Отвечают на вопросы.

Слайд 1.






















Слайд 2.



(Зимой много снега. Можно кататься на коньках, лыжах и санках. Можно строить крепости из снега. Зимой к нам приходит замечательный праздник «Новый год»)

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(Р) – целеполагание

(Л) - самоопределение

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.


- Ребята, вспомните всё, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы «Я знал…»

Я знал(а)

Я узнал(а)

Хочу узнать




- Информацию, с которой согласны оба, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

(На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

  1. На какие вопросы может отвечать глагол?

  2. Что обозначает глагол как часть речи?

  3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

  4. Как он изменяется?

  5. Каким членом предложения обычно бывает?

Учитель записывает информацию учащихся на доске.



- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Поставьте перед собой цель.




Заполняют первую колонку таблицы.(таблицы заранее заготовлены учителем)

Объединяются в пары и обсуждают свои списки.



Слайд 3.



Одна-две пары зачитывают информацию.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь тему.

Слайд 4.

(Р) – выполнение пробного учебного действия

(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(П) – самостоятельное выделение познавательной цели

(К) – учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения


Раздаёт учащимся тексты с правильной информацией

Знаки для маркировки текста:

«!» - я это знал

«+» - новое для меня

«?» - вопрос

Информационный текст


1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М.Пешковский.

3..Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

5.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».


6. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

б).переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в).возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;

г).спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .

2)Непостоянные признаки:

а) наклонение: изъявительное, условное, повелительное

б) время: настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО);

д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)


7. В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего

8. Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются.

9. В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет).


(Вопросы для обсуждения:

Что вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение и почему?)

Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.





Слайд 5

Словами или словосочетаниями записывают новую информацию во 2-ой столбик таблицы.

В 3-ий столбик записывают вопросы (только в том случае, если они возникают)







Слайд 6.









Слайд 7.











Слайд 8.







Слайд 9.

(П) – анализ, сравнение, обобщение

(П) – смысловое чтение

(П) – определение основной и второстепенной информации

(П) – моделирование

(К) – постановка вопросов

(Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(Р) – планирование, прогнозирование

IV. Первичное закрепление во внешней речи

Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания


-В тексте отыщите глаголы, определите постоянные и непостоянные признаки.


Солнце в виде большого раскаленного золотистого шара стояло в голубой выси безоблачного неба. Отвесные его лучи накаливали неподвижный воздух, заливали блеском словно дремлющий океан. Ни один парус не белеет на горизонте. Порой опустится на воду стайка белоснежных альбатросов поохотится за рыбой, тяжело подымется и, расправив свои вдвое сложенные крылья, быстро скроется из глаз.

Среди торжественной тишины океана раздается плеск и шум выпущенной китом струи, и морской великан, показав из воды свою черную спину, снова исчезнет в глубине океана.

 


- По своим лексическим значениям существительные и глаголы бывают так похожи, что порой трудно отличить одно от другого.

Бросок, бросать, глажка, гладить, еда, есть, завтрак, завтракать, игра, играть, накрытие, накрывать, обед, обедать, одежда, одеваться.




Работают в парах. Обсуждают новую информацию, опираясь на вопросы, записанные на доске.

















Выполнение упражнения.. выписывают в один столбик существительные, в другой глаголы.

Слайд 10.

Слайд 11.

(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(П) – умение структурировать знания

(П) – использование знаково-символических средств

(П) – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

(П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий

(П) – выполнение действий по алгоритму

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – управление поведением партнёра

(К) – планирование учебного сотрудничества

(Р) – контроль, оценка, коррекция

(Р) – осознание качества и уровня усвоения

(Л) – осознание ответственности за общее дело

V.Итог урока

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности




- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

- Обратите внимание на графу с вопросами. Это темы будущих уроков, на которых будут даны ответы на эти вопросы.



Домашнее задание:

- выучить материал по вопросам

-выписать глаголы из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и определить их грамматические признаки


Отвечают на вопросы учителя





(П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – учёт разных мнений

VI. Рефлексия

Цель: определить удалось ли понять тему урока

Поднимают смайлики: если удалось, то поднимают зеленый; если не совсем, то желтый; если совсем ничего не поняли, то красный

(П) – рефлексия способов и условий действия




Р- регулятивные

П- познавательные

К- коммуникативные

Л- личностные







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!